Цель: сформировать представление о зиме как времени года, когда жизнь в природе замирает.
Задачи:
- деятельностные – обучать способности понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека;
- образовательные – расширить знания об окружающем мире, зиме как одном из времён года; вырабатывать навыки правильного определения времени года, различения изменений природы с приходом зимы;
- воспитывающие – воспитывать понимание ценности и красоты родной природы, коммуникативные способности учащихся.
Тип урока: урок “открытия” нового знания.
Краткое описание: урок окружающего мира разработан по программе А.А.Вахрушева. По тематическому плану – это 2 урок в разделе “Времена года”.
Учебный материал: аудиозаписи – “Музыка ангелов” В.А. Моцарт, музыкальная увертюра “Новогодний мюзикл” - для физминутки, иллюстрация “Снежный лес”, рисунки птиц, рисунки снежинок, следы животных.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Мы сегодня не одни Гости на урок пришли. Мы приветствуем гостей. Сядьте ровно, ножки вместе, Ручки полочкой на стол, Начинаем разговор.
– Какой сегодня хороший день. Мы с вами начинаем урок. Покажите мне своё настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Я желаю всем нам хорошего настроения.
2. Актуализация знаний
– Я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки и поэтому предлагаю вам по загадкам определить тему нашего урока. Отвечайте быстро и дружно.
1. Щиплет щёки, щиплет нос,
Но не страшен нам … (мороз).
2. Шуба бела весь свет одела… (снег).
3. На всех садится, никого не боится… (снежинка).
4. Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит девица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
Поспешила к нам сама
Белоснежная… (зима).
- Ребята, что за “тройка” прилетела? – Ребята, вы догадались, о чём мы сегодня с вами поговорим на уроке? (О зиме)
– На предыдущем уроке мы говорили о признаках зимы и уже много что про неё знаем. Эти знания нам сегодня пригодятся на уроке.
(Проверка домашнего задания. Ученики рассказывают о красоте зимней природы и демонстрируют свои рисунки)
- Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, поэтому легко ответите на мои вопросы: Какие зимние месяцы вы знаете? Какие признаки зимы вы можете назвать? (Зимой природа одевается в снежный наряд, льдом скованы реки и озера…) Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?
3. Постановка учебной задачи
– Почему говорят: “Зима – покой природы”? Что такое снег? Как образуются снежинки? Как похолодание влияет на жизнь растений и животных? (Слайд 2)
– Смогли вы дать полные ответы на последние вопросы? (Нет.) Почему?
– Да, вы только начали подниматься по ступенькам знаний, и вам предстоит узнать много нового и интересного. А на эти вопросы мы постараемся с вами найти ответы сегодня на уроке.
4. Совместное “открытие” детьми нового знания
– Сейчас мы с вами отправиться в зимний лес (мысленно) и попробуем услышать дивные звуки зимы. Как вы думаете, какие звуки можно услышать в зимнем лесу? Шумно ли в лесу зимой? (Предположения детей.) А теперь внимательно послушайте текст “Звуки зимы” и сравните его со своими предположениями. Закройте глаза и мысленно перенеситесь в зимний лес.
(Учитель читает текст “Звуки зимы” под музыку В.А. Моцарта “Музыка Ангелов”- приложение 1)
Звуки зимы. Зимнее утро. Тихо, морозно в лесу. Падают снежинки. Журчит и потрескивает ручей, одетый сверху льдом. Поскрипывают во сне деревья. Спят насекомые. Вот прошли в поисках лакомых веток рябины лосиха с лосёнком. А вот трудится дятел, лесной санитар. Тоненько попискивают под снегом мыши в поисках корма. “Ци-ци. Холодно и голодно. Почему мы не улетели на юг, как другие птицы?”, – спрашивает молодая синичка. “Пинь-пинь, нам и здесь хорошо. Полетим к кормушке, там ребята положили семечки и несолёное сало, – отвечает взрослая птица. – Люди покормят нас зимой, а мы будем спасать сады летом от прожорливых насекомых”. И снова тихо в лесу. Падают снежинки.
- Откройте глазки. Посмотрите, как красив зимний лес! (Слайд 3)
– Какие звуки можно услышать в зимнем лесу? Какие “разговоры” ведут птицы зимой? (Ответы детей.)
– Ребята, а что бывает только зимой? (Снег.) Правильно. Давайте поговорим с вами о снеге. Вы видели снежинки? Как вы думаете, почему зимой осадки выпадают в виде снега? (Наступает похолодание.)
– Как образуются снежинки?
Получить ответ на этот вопрос поможет отрывок из сказки Х.К. Андерсена.
“Снежная Королева подхватила Кая, и они оказались в заоблачных высотах. Кай узнал там тайну рождения снежинок. С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звёздочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!
Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся всё больше и принимают форму снежинок, которые слепляются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы”.
– Так, что такое снег? (Замерзшая вода.) Как образуются снежинки?
- Снежинки правильной формы имеют шесть лучей, граней. (Слайды 4-5)
Задание (Слайд 6). Найти снежинки правильной формы. (Работа в парах)
– А сейчас произойдёт волшебство. Вы превратитесь в снежинки. Покажите, как снежинки плавно, красиво летят в тихую погоду, когда совсем нет ветра.
(Физкультминутка. Звучат музыкальная увертюра “Новогодний мюзикл” - приложение 2)
– А теперь снова возвращаемся на наш урок. Что мы с вами уже выяснили, на какие вопросы можем дать ответы? (Что такое снег?Как образуются снежинки?) О чём нам ещё надо поговорить? (Как похолодание влияет на жизнь растений и животных?)
– Что происходит зимой с деревьями? Они умирают, засыпают? (Ответы детей.)
– Большинство деревьев стоит с обнажёнными от листьев голыми ветвями. Нам кажется, что растения спят глубоким сном. Но на самом деле это так, и не так. Деревья почти спят, вернее они “дремлют”, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками. Но не все деревья сбрасывают листья. Какие это деревья? (Ель, сосна). Иголки (хвоя) – это такие особые листочки, им не страшен мороз. Вот почему они “зимой и летом одним цветом”. (Слайды 7- 8)
Работа с учебником (с.84-85)
- Что случилось со снежной бабой? Почему замерзла река и пошел снег? (Чтение вывода на с.85.)
– Но не только растения подготовились к зиме. Давайте поговорим о животных зимой. Что вы знаете об этих животных? (На доске рисунки зверей: белка, мышь, лось, заяц, волк, лиса, медведь, ёж, ящерица)
Задание. Объединить животных по группам.
(Белка, мышь) Как изменилась их жизнь с наступлением зимы? (Ответы детей: Белки, мыши, бобры используют свои запасы или достают корм из-под снега.)
(Лоси, зайцы) Что вы можете сказать об этих животных? (Ответы детей: Лоси, зайцы, кабаны питаются ветками и корой деревьев.)
(Волки, лисы) О них, что можете сказать? (Ответы детей: Охотятся на мышей, зайцев.)
(Медведь, ящерица, ёж.) Чем интересны эти животные? (Ответы детей. Те звери, которым трудно найти себе привычный корм, перестают питаться и впадают в спячку. Это медведи, ежи, ящерицы, змеи…)
5. Первичное закрепление
– Хотите проверить какие вы внимательные? Откройте учебник на с.86 и внимательно рассмотрите первый рисунок. Найдите, где прячутся звери и птицы на рисунке. Поработайте в парах. Кого вы увидели? (Работа по учебнику. Ответы детей.)
– А как зимуют птицы? Все ли птицы остаются зимовать? Почему осенью многие птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей.)
Птицы хорошо переносят холод, так как их согревают перья, пух, а птичья кровь так горяча, что мороз птицам не страшен. Причина в другом – голод. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится всё труднее добывать корм. И всё-таки некоторые остаются зимовать. Каких птиц можно увидеть зимой в нашей местности?
– Давайте разделим птиц на две группы. Какие? (Дети выбирают рисунки зимующих и перелетных птиц. Проверка. Зимующие: ворона, сорока, синица, дятел, воробей. Перелётные: грач, соловей, скворец, ласточка, журавль, утки, жаворонок, зяблик, иволга, аист )
– Почему же зимой птицы чаще посещают города и сёла?
– Как мы можем помочь птицам? (Сделать кормушки и подкармливать их зимой) (Слайд 9)
- Ребята, а что ещё можно увидеть в лесу на снегу?
- Правильно, следы. Посмотрите, это следы волка, зайца, кабана, лося, белка, вороны. (Слайды 10-15)
Задание. Найдите знакомые следы.( Слайд 16) (Работа в парах. Ответы: 1. Медведь, 2. Косуля, 3. Рысь, 4. Лиса, 5. Соболь, 6. Волк, 7. Лось, 8. Белка, 9. Заяц, 10. Глухарь, 11. Рябчик)
6. Итог урока
– Ну, что, ребята, наш урок подходит к завершению, пора подвести итоги нашего путешествия по зимнему лесу.
– Ни одно время года так не волшебно, как зима. Всё живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались – не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка – зима дарит всей этой мёртвой пустыне новую жизнь, “неподвижную, немую, чудную жизнь”. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.
– Так почему же говорят, что “Зима – покой природы”? (Ответы детей.)
Вывод. (Слайд 17)
– Ребята, все ли поставленные задачи нам удалось решить? Как вы думаете, все ли секреты зимы мы сегодня открыли? Вам понравился наш урок? Что больше всего понравилось?
– На следующем уроке мы с вами продолжим изучать эту тему, где все эти знания вам обязательно пригодятся.
7. Домашнее задание
– Я предлагаю вам выполнить дома творческое задание, которое развивает внимание. Постарайтесь отыскать мартышкиных друзей в зимних оконных узорах, раскрасьте их (задание в рабочей тетради). А кто хочет выполнить задание потруднее, вы можете найти пословицы о зиме и подумать над их смыслом. (Слайд 18)
- Спасибо за урок. (Слайд 19)
Литература
Вахрушев А.А, Раутиан А.С. Окружающий мир, 1 класс: Методические рекомендации для учителя к учебнику “ Я и мир вокруг” под редакцией А.А.Вахрушева. - Москва: Баласс, 2011.
Вахрушев А.А, Данилов Д.Д. Рабочая тетрадь “Окружающий мир” для 1 класс: (Я и мир вокруг)- Москва: Баласс, 2011.
Вахрушев А.А, Раутиан А.С. Окружающий мир, 1 класс: Окружающий мир “Я и мир вокруг”.- Москва: Баласс, 2011.
http://www.vibiraem.com/156002-mesjac-fevral-chto-o-nem-govoritsja-v-poslovicakh.html
http://www.topreferat.ru/s66/i31082.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/otkrytyi-urok-
okruzhayushchego-mira-po-teme-zima-pokoi-prirody