План
- ФГОС и пространственный анализ;
- Пространственный анализ;
- Практическое применение;
- Карта – главное средство наглядности в географии.
ФГОС и пространственный анализ
В ФГОС одной из целей изучения географии
является познание на конкретных примерах
многообразия современного пространства на
разных его уровнях, от локального до
регионального. В соответствии с новым ФГОС
необходимо у учащихся формировать универсальные
учебные действия средствами предметного
содержания. Без анализа и синтеза не обойтись.
Приведу краткую выдержку из ФГОС:
“…понимание закономерностей размещения
населения и территориальной организации
хозяйства в связи с природными,
социально-экономическими и экологическими
факторами, зависимости проблем адаптации и
здоровья человека от географических условий
проживания…”
Данная цель обучения географии, записанная в
ФГОС, явно показывает целесообразность
использования пространственного анализа на
уроках географии.
Пространственный анализ
Я познакомлю с частным случаем использования пространственного анализа на примере городов.
Сущность использования метода на уроках состоит в выявлении причин образования географических объектов (в основном городов) по готовым схемам. Где взять схемы? На первом этапе схемы даёт учитель Для мотивированных учащихся можно предложить воспользоваться дополнительными источниками информации.
Основные понятия метода пространственного анализа:
- город-узел (город, в котором концентрируются различные виды транспорта)
- поляризация пространства ( если большинство связей на определенной местности генерируется каким-то центром (ядром) или ориентируется на него, говорят о поляризации пространства (пространство поляризовано этим ядром).
- канал проницаемости (есть места самой природой как бы предназначенные, чтобы по ним легко было ходить, ездить, прокладывать дороги, например, ровная, не изрезанная оврагами степь, морской пляж, речная терраса, сама река)
- пространственные барьеры (линейно вытянутое препятствие) горы
- пространственные конфигурации (каналы проницаемости, пространственные барьеры взятые вместе во взаимных отношениях, образуют пространственные конфигурации)
На физической карте горы изображают коричневым цветом. На схеме горы можно изобразить отрезком с пересекаемыми его чёрточками.
Практическое применение
В курсе экономической географии при изучении тем “Население ” целесообразно не только рассматривать вопросы, относящиеся непосредственно к населению, но и к местам проживания. Причём применять с 8 класса, постепенно усложняя, затем можно показать более сложные конфигурации в 10 классе.
Для первичного восприятия в 8 классе при изучении темы “Городское и сельское население России” мною выбрана простая для восприятия конфигурация: взаимосвязь город-миллионер-граница природных зон. Моделирование в классе или на территории школы не требуется, достаточно рисунка в тетради и на доске, где конфигурация выражается в виде обобщённой схемы. По мнению многих исследователей, большая часть городов-миллионеров России сформировалась на границе природных зон. На рубеже смешанного леса и степи образовались города-миллионеры Самара, Уфа, Челябинск, Новосибирск.
Вблизи рубежа смешанного леса и тайги Н.Новгород, Казань, Пермь, Екатеринбург.
Волгоград на рубеже степи и полупустыни.
Среди российских городов-миллионеров данной закономерности не соответствуют
А) портовые города Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону;
Б) Москва (лесная царица, посреди своей природной зоны смешанный лес)
Учащимся объясняю, что каждая природная зона для проживания и выживания имела свои плюсы, а использование преимуществ двух природных зон способствует образованию крупного поселения (пр., степь хлебородна, но здесь дефицит строительных материалов, а в лесной зоне плодородие невысокое, зато возможность развития ремёсел)
Для чего нужна данная информация? Во-первых, для закрепления материала, т.е. для внутрипредметных связей, т.е.изучив природные зоны, мы снова к ним возвращаемся при изучении темы “Население”. Во-вторых, данная информация необходима для ГИА и ЕГЭ, когда необходимо по описанию узнать субъект федерации.
Класс, раздел программы, урок (уроки), где целесообразно обратить внимание учащихся на этот пример:
- 8 класс,
- Часть III “Население России”
- Тема урока: “Городское и сельское население”
При изучении темы “Население Уральского экономического района” есть возможность рассмотреть причины образования городов Оренбург и Орск. Стрелки - каналы проницаемости, на современной карте соответствуют железным дорогам.
Урал расширяется к югу.
Для экономических связей Орск выступает помощником Оренбурга.
Уральские горы – яркий пример пространственного барьера.
Класс, раздел программы, урок (уроки), где целесообразно обратить внимание учащихся на этот пример:
- 9 класс,
- Часть IV “География крупных регионов России”
- Тема урока : “Население и хозяйственное освоение Уральского экономического района”
В 10 классе при изучении темы “Городское и сельское население” или при изучении региональной части можно предложить тот же вопрос “Почему этот город здесь сформировался?”
Наверное, многие дети побывали в Турции, а почему образовался древний город Стамбул, вряд ли задумывались.
Конфигурация демонстрирует протяжённый барьер, в котором есть одна узкая щёлка.
Мы видим, что в этом отверстии неизбежно фокусируются пространственные связи.
Горный хребет Тавр расположен на юге полуострова Малая Азия.
Караман – знаменитый город, который находится в центральной части Южной Турции. Основан город Караман был еще в античные времена, Необходимо отметить, что он еще является достаточно важным туристическим, культурным и торговым центром страны.
Проницаемость барьера возрастает по мере движения к вершине угла. У вершины треугольника и возникает известный город, контролирующий всю долину.
Класс, раздел программы, урок (уроки), где целесообразно обратить внимание учащихся на этот пример: 10 класс,
- Тема 2 “География мировых природных ресурсов”, тема урока “Рекреационные ресурсы”.
- Тема 3 “География населения мира”, тема урока “Городское и сельское население”.
Карта – главное средство наглядности в географии
Использование пространственного анализа невозможно без карты. Ведь карта -соединительная нить всего курса географии. В учебном процессе карта выполняет разнообразные образовательные функции. Карта служит главным средством наглядности в географии.
“Являясь отправным пунктом всякого географического исследования, сопровождая его во всех стадиях работы, карта вместе с тем есть и конечный его итог. Ее с полным правом можно назвать альфой и омегой географии”, — такими словами оценивает роль карты в научной географии академик-географ Л. С. Берг. Возможности карты в указанном отношении значительно увеличиваются при сопоставлении предметов друг с другом и установлении пространственных связей и взаимодействия между ними.
Литература
- "Методика обучения географии в средней школе"
- http://standart.edu.ru
- С.В. Рогачёв “Уроки понимания карты (основы пространственного анализа)”. Москва, Педагогический университет “Первое сентября”, 2006 г.
(Теоретические основы методики обучения географии) Под ред. А.Е. Бибик и др., М., “Просвещение”, 1968 г.