Из опыта работы учителя

Разделы: МХК и ИЗО


Программа:

Примерные программы по изобразительному искусству Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса “Изобразительное искусство и художественный труд” 1-9 классы / Под ред. Б. М. Неменский. – М.: Издательство “Просвещение”, 2010.

Учебник: Неменская Л.А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учеб. для 1 кл. нач. шк./Л.А. Неменская;

Под ред. Б.М. Неменского 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, в неделю – 1 ч.

Литература:

  1. Л.Ю. Бушкова “Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс”
  2. Н. Сокольникова "Изобразительное искусство" (методика преподавания)
  1. Н. Сокольникова "Основы композиции"
  2. Н. Сокольникова "Основы живописи"
  3. Н. Сокольникова "Основы рисунка"
  4. И. Мосин "Рисование" в 2-х частях
  5. Журналы "Эскиз"
  6. Журналы "Юный художник"
  7. Журналы "Искусство в школе"
  8. Алексеева В.В. Что такое искусство?
  9. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности;
  10. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе;
  11. Неменский Б.М., Фомина Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд;
  12. Полунина В.Н. "Искусство и дети;
  13. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует;
  14. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир;
  15. Энциклопедический словарь юного художника;
  16. Серия "Я познаю мир" книга "Искусство".

Интернет-ресурсы:

  1. http://school2100.ru
  2. https://urok.1sept.ru

Тематическое планирование по изобразительному искусству. 1 класс

№п\п

Тема урока

Характеристика деятельности учащегося

Направления творческой, исследовательской деятельности

Кол. часов

    Тема: Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения.

Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, объем, линия, цвет — основные средства изображения. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.

 

1

Введение в предмет. Все дети любят рисовать. Рисунок солнца. Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных другими детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Предмет “Изобразительное искусство”. Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства — художественная мастерская.

1

2

Изображения всюду вокруг нас. Урок – игра.

Рисунок по замыслу.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображения в жизни человека. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Формирование поэтического видения мира. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Знакомство с Мастером Изображения.

1

3

Мастер изображения учит видеть.

Урок – путешествие.

Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т.п.).

Рассуждать об увиденном (объяснять увиденное).

Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья).

1

4

Изображать можно пятном.

Урок – сказка.

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору - находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом “превращения”, т.е. “дорисовывания” пятна (кляксы).

1

5

Изображать можно в объеме.

Лепка животного.

Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С.Коненкова). Овладевать первичными навыками изображения в объеме. Изображать в объёме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

1

6

Разноцветные краски. Разноцветный коврик. Овладевать первичными навыками работы гуашью.

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т.д.), приводить примеры. Эмоциональное восприятие цвета в природе. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. Расширенное понятие о многообразии цвета. Грустные краски, глухие цвета. Смеси с серой краской. Элементарные пропорции и динамика движения человека.

1

7

Изображать можно линией.

Изображение линией “путаница”.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.

1

8

Изображать можно линией. “Поздняя осень”.

Графическая работа.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.

Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни. Развитие чувства красивого. Развитие фантазии. Первичное представление об украшении, стилизации форм. Фантастические формы листьев, цветов в украшении одежды. Составление декоративного рисунка из осенних листьев, цветов.

1

9

Изображать можно и то, что невидимо. Настроение. Урок – фантазия. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).

Изображать радость или грусть (работа гуашью).

1

10

“Художник и зрители”.

Урок - путешествие. Рассматривание художественных произведений.

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В.Васнецов, М.Врубель и др.).

1

    Тема: Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения.

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

 

11

Мир полон украшений Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

1

12

Красоту надо уметь замечать Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.

Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т.д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.

1

13

Узоры, которые создали люди. Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

1

14

Как украшает себя человек. Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.

Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.

Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т.д.).

1

15

 

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) Придумать, как можно украсить свой класс, к празднику, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).

Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

1

    Тема: Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки.

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать. Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

 

16

Постройки в нашей жизни Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов.

1

17

18

Дома бывают разными Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.

Анализировать, из каких основных частей состоят дома. Конструировать изображение дома с помощью печаток (“кирпичиков”) (работа гуашью).

2

19

Домики, которые построила природа Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т.д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т.п.

1

20

Дом снаружи и внутри Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

1

21

Строим город Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.

Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка.

1

22

Все имеет свое строение Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации.

1

23

Строим вещи Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть. Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

1

24

25

Город, в котором мы живем. (Эскиз)

(Работа в цвете)

Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу. Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.

Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц. Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.

2

    Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.

Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т.е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке. Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников. Создавать композицию на тему “Здравствуй, лето!”.

 

26

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их “участие” в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.

1

27

28

“Сказочная страна”. Создание панно. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.

2

29

30

“Праздник весны”. Конструирование из бумаги Наблюдать и анализировать природные формы.

Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов.

2

31

32

“Разноцветные бабочки” Любоваться красотой природы. Наблюдать и анализировать природные формы. Фантазировать, придумывать узоры на крыльях бабочки. Располагать симметрично.

2

33

Здравствуй, лето! Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т.е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке. Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников. Создавать композицию на тему “Здравствуй, лето!” (работа гуашью).

1