Нам песня строить и жить помогает,
Она, как друг, и зовет, и ведёт,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадёт.
Лебедев-Кумач В.
Я не случайно выбрала этот эпиграф. Ведь моим ученикам песни помогают быстрее и легче научиться читать. Методическое пособие «Мы читаем с песенкой по музыкальной лесенке» предназначено для использования на уроках чтения и письма в 1 классе в период обучения грамоте. Никому не секрет, что петь легче, чем говорить. Слова и слог-слияния при пропевании растягиваются, а значит, лучше проговариваются детьми, слышатся и понимаются. Упражнения, разработанные в этом пособии, способствуют развитию фонематического слуха у детей, развитию речи. Пропевая слоги на мотив простых народных мелодий по музыкальным лесенкам, дети легче переходят к чтению (слиянию согласного звука и гласного), так как снимается психологический барьер, возникающий при назывании отдельной буквы и её звуковой формы рядом с другими буквами. Особенно важным чтение-пропевание по музыкальной лесенке становится для детей с замедленным речевым развитием, так как даёт им возможность быстрее и безболезненнее включаться в процесс овладения навыками чтения и письма. Сегодня, в условиях реализации ФГОС, это особенно актуально, так как урок должен обеспечивать оптимальное развитие для каждого ребёнка.
Чтение-пропевание по музыкальной лесенке очень нравится детям, так как преподносится в игровой форме, помогает разнообразить учебную деятельность на уроке, подготавливает мышцы речевого аппарата малыша, учит ребенка правильно дышать при чтении слов, что очень важно в период физиологического развития младших школьников.
Предлагаемый иллюстративный материал служит не только зрительной опорой при выполнении речевых упражнений, помогает в организации беседы с детьми, но и даёт возможность подготовить к письму руку маленького ученика, поработать цветными карандашами (штриховка), что способствует развитию мелких мышц руки.
Приведём некоторые возможные варианты работы по страницам данного пособия.
Страница 1. Знакомство с гласными звуками и буквами первого ряда.
Учитель: Сегодня, дети, мы познакомимся с гласными звуками. Они очень красивые, потому что их можно петь, долго тянуть. Посмотрите на картинку (слайд 2).
На полянке девочки: Анечка, Олечка, Улечка, Элечка. Давайте медленно произнесем их имена, потянем первый звук (выделение звуков [а], [о], [у], [э].Буква Ы написана на корзине (выделение гласного звука [ы] из слова «грибы»).
- Догадайтесь, какую девочку как зовут? (Обозначение звуков буквами, штриховка гласных букв на сарафанах девочек).
- Водят девочки хоровод вокруг березки и поют старинную русскую народную песенку "Во поле береза стояла". (Знакомство детей с произведениями устного народного творчества, дальнейшее использование вождения хоровода на уроке в качестве разгрузочной паузы - физкультминутки).
На экране схема музыкальной лесенки (слайды 3-5)
- Учитель пропевает сам со словами, показывая указкой ступени(дети знакомятся с мелодией):
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Лю-ли, лю-ли стояла.
Лю-ли, лю-ли стояла.
- Учитель заменяет слова песенки только гласными буквами первого ряда, поет, показывая указкой ступени. (Приложение 1)
- Учитель поет медленно вместе с детьми (затем парами, по одному), показывая ступени.
Активизируется внимание детей, необычность работы увлекает, происходит запоминание гласных звуков и букв. Можно предложить детям переставить гласные буквы и пропеть их снова. Для работы детей в парах или самостоятельной работы удобно использовать магнитные буквы, буквы разрезной азбуки.
Страница 2.
Закрепление чтения гласных звуков и букв первого ряда. Переход к чтению слогов с сонорными звуками [м], [н].
Учитель:
- Сегодня мы вспомним гласные звуки и буквы первого ряда. Давайте прогуляемся по лесу вместе с Машенькой (слайд 6).
Учитель поет русскую народную песенку «Ходила младёшенька»:
Ходила младёшенька по борочку,
Брала, брала ягодку - земляничку,
Брала, брала ягодку - земляничку,
Уколола ноженьку на былинку.
Уколола ноженьку на былинку.
Болит, болит ноженька,
Да не больно.
- Вот почему Машенька присела на пенек. Давайте заштрихуем красным карандашом её нарядный сарафанчик. Какие звуки мы обозначаем красным цветом на схеме? (Гласные).
На экране схема музыкальной лесенки
(слайды 7-10)
- Давайте пропоем гласные звуки по новой музыкальной лесенке (этапы работы те же).
- Сегодня рядом с гласными буквами нам встретились и согласные. Послушайте, как они вместе звучат. (Поёт учитель, дети повторяют). (Приложение 2)
Страница 3.
Знакомство с гласными звуками, звуком [й,]и буквами второго ряда.
Учитель:
Сегодня, дети, мы познакомимся с необычными гласными буквами. Они могут обозначать в словах два звука. Нам уже знакомы звуки: [а], [о], [у], [э], [ы]. Посмотрите на эту страничку (слайд 11). Сказочная птица принесла на полянку ведро с волшебным йогуртом, тот, кто его попробует, сразу научится петь. (Выделение звука [й,] из слова «йогурт»).
Звук [й,] не простой, давайте попробуем потянуть его (не тянется). Звуки, которые не тянутся - это согласные звуки. Этот звук нежный как йогурт, он мягкий. Буквы, обозначающие мягкие звуки, мы будем закрашивать зеленым карандашом. (Закрашиваем на рисунке букву Й зеленым карандашом).
Кто ещё изображен на картинке? (Мальчики). Их зовут Яша, Юра, Игорь, Емеля, Ёшко. (Выделение первых двух звуков каждого имени).
Давайте произнесем имена медленно. Тянем: «ЙАша, ЙУра, ЙЭмеля, ЙОшко, Игорь». В каком имени нет звука [й,]? (Игорь).
Для плавного красивого чтения были придуманы буквы: Я, Ю, Е, Ё. (Учитель показывает карточки с этими буквами). Догадайтесь, глядя на картинку, какого мальчика как зовут? (Дети рассматривают новые буквы на рубашках мальчиков, называют имена, закрашивают буквы красным карандашом).
- Мальчики попробовали волшебный йогурт, и их имена стали певучими.
На экране схема музыкальной лесенки (слайды 12-14)
(Поём на знакомый мотив "Во поле берёза стояла"). (Приложение 3)
Страница 4.
Чтение твёрдых и мягких слог-слияний.
Учитель:
- Ребята, рассмотрите картинку (слайд 15) и придумайте предложения. Что же вы видите? (Приложение 4)
Дети:
- Наступило утро. Встаёт солнышко. Петушок поёт песенку. (Составление схем предложений).
Учитель:
- Вспомните детскую песенку о петушке (напевает):
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
- Сегодня мы с вами прочитаем по музыкальным лесенкам, что пропел утром петушок (слайды 16-19).
(Чтение-пропевание).
- Давайте заменим согласные буквы на лесенке другими знакомыми буквами и снова пропоём песенку.
(Игра-закрепление изученного материала). Можно предложить детям нарисовать свою лесенку на клетчатой бумаге и заполнить другими знакомыми буквами, слогами (творческое задание в парах).
Страницы 5-6.
Чтение твёрдых и мягких слог-слияний.
Знакомство с междометиями.
Учитель:
- Ребята, рассмотрите картинку (слайд 20).
Что вы заметили? Есть ли на картинке слова? Назовите гласные буквы, согласные буквы. Кто сможет прочитать, что сказала бабушка? (Приложение 5)
Дети:
- Ох! Ах! Ух!
Учитель:
- Когда так говорят?
Дети:
- Когда ворчат! Она испугалась! Переживает!
(Можно предложить закрасить гласные буквы красным цветом, а согласные синим).
Учитель:
- Отгадайте, какую народную песенку мы будем сегодня петь?
Жили у бабуси
Два весёлых гуся:
Один серый, другой белый –
Два весёлых гуся.
Поём с детьми, вспоминая мелодию. Обыгрываем песенку на динамической паузе, переваливаясь как гуси с ноги на ногу, хлопая руками-крыльями. (Логоритмические упражнения).
- Пропоём эту песенку по музыкальной лесенке (слайды 21-24).
- Назовите слоги с твёрдыми согласными звуками. Назовите слоги с мягкими согласными звуками. Замените согласные буквы в твёрдых (мягких) слияниях. (Игра-закрепление изученного материала).
Такие методические приемы способствуют устранению некоторых дисграфических ошибок: пропуск гласных, пропуск или добавление слогов в слове. Сравнивая при пропевании и чтении слоги с гласными первого и второго ряда, ученики приходят к пониманию и практическому усвоению одного из способов смягчения согласных. (Приложение 6, слайды 25-26).
Страницы 7-8.
Дифференцирование глухих и звонких согласных в слог-слияниях.
Учитель:
- Ребята, рассмотрите картинку
(Приложение 7, слайд 27).
Что вы почувствовали, глядя на неё, шум или тишину?
(-Тишину. Там зайчик. Он шума боится.)
Учитель знакомит детей с песенкой «Ходит зайка по саду».
- Давайте прикроем ушки ладошками и пропоем слоги по первой лесенке с буквой Т (слайд 28).
- А теперь пропоем слоги по второй лесенке с буквой Д (слайд 29).
- В каком случае слоги звучали звонче? (-Во втором. В голове был звон.)
- Молодцы! Буква Т обозначает глухие звуки [т] - [т,], мы их почти не слышали, а буква Д обозначает звонкие звуки [д] - [д,], они слышались хорошо.
Аналогичная работа проводится и с другими парными согласными буквами и звуками. (Приложение 8, слайды 31-34).
Список литературы
- Андреева М. П. «От примы до октавы» Сборник мелодий для пения, музыкального разбора и импровизации на уроках сольфеджио. Для младших классов / - М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1972.
- Давыдова Е.В. «Сольфеджио» Учебник для 4 класса ДМШ / - М.: Издательство «Музыка», 1978.
- Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов / - М.: «Просвещение», 1991.— 224 с: ил.
- Рисунки автора статьи Зайцевой Н.В.