Цель:
- Продолжить знакомить с разнообразием животного мира, познакомить детей с отличительными признаками птиц, их внешним строением;
- Формировать познавательные процессы учеников;
- Развивать наблюдательность;
- Воспитывать бережное отношение к природе и потребность в охране окружающей среды.
Методы: словесные, наглядные, проблемные, игровые, информационно-коммуникативные.
Формы учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Программное обеспечение: SMART Notebook, Power Point, Microsoft Word.
Содержание урока
1. Организационный момент.
2. Проверка творческого задания.
- С какой группой животных мы познакомились на прошлом уроке?
- Как отличить рыб от других животных?
- Кто придумал загадку о рыбах и сделал рисунок?
3. Изучение нового материала.
- Ребята, Муравьишка Вопросик прислал письмо: “Дорогие первоклассники! Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Здесь так много интересного. Предлагаю вам познакомиться с моими друзьями”.
- Отправляемся в лес.
- Как Вы думаете, какие друзья Муавьишки могут жить в лесу?
(звучит музыка “Пение птиц”)
- Кого вы слышали в лесу?
- Пообщайтесь в парах и сформулируйте тему урока.
(работа в парах)
- Тема урока: “Кто такие птицы?”
- Поставьте учебную задачу на урок. Что вы хотели бы узнать о птицах?
- Мы узнаем, кто такие птицы; особенности строения тела птиц; чем питаются; пользу или вред приносят птицы; есть ли у них враги.
- Будем отрабатывать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
- В течение урока мы будем контролировать правильность наших ответов и оценивать свои знания.
4. Реализация плана.
Слайд №1.
- Рассмотрите картинки, определите птиц.
- По каким признакам вы определили, что это птицы?
(выделение особенностей внешнего вида)
Схемы:
Перья:
- У всех птиц есть перья. Для чего птицам перья? Обсудите в паре свои предположения.
(работа в паре)
- Обобщение: Перья крепятся одним концом глубоко к коже, другим плотно прилегают друг к другу. Они предохраняют тело птиц от намокания и переохлаждения. Для полета перья имеют первостепенное значение.
Слайд №2.
- Рассмотрите оперение разных птиц. От чего зависит окраска перьев?
(от места обитания)
Крылья:
- У птиц 2 крыла. Все ли птицы летают? Послушайте сказку про страуса.
Слайд №3.
Сказку читает учитель с хорошо подготовленными учениками.
Жил-был Страус, который очень боялся Опасности.
Едва завидев даже маленький признак неприятности, он поспешно закрывал глаза, и быстро прятал голову в песок.
Когда Опасность подходила к этому согнутому созданию, она задевала его. Иногда сильно, иногда не очень. И шла себе дальше.
Но однажды ему повстречался другой Страус.
— Послушай, друг, — спросил тот, — а почему ты все время прячешь голову в песок? Ведь с твоими сильными ногами от Опасности можно убежать так быстро, что она никогда тебя не догонит.
— А ведь верно, — подумал наш герой и стал бегать от Опасности.
— Как здорово! Зоркий взгляд, сильные ноги и никаких грубых пинков! — однажды остановившись, подумал Страус.
Но прошло еще немного времени, и Страус встретил Орла.
— Послушай, птица, почему ты все время бегаешь? — спросил тот. — У тебя же есть крылья! Поднимись над Опасностью, и она не доберется до тебя.
— Страусы не летают, — с сожалением ответил наш герой.
— Но у тебя есть крылья, — повторил Орел, — значит, ты можешь летать! Только попробуй. Посмотри, как я это делаю.
И Орел поднялся в высокое голубое небо.
— Ух, ты! — восторженно воскликнул Страус и тоже сделал робкую попытку взлететь. Но крылья его не послушались.
— Ну вот, я так и знал, — грустно сказал он и продолжил убегать от Опасности.
- Почему страусы не летают?
- Пингвин, птица, которая тоже не летает, зато хорошо плавает.
- Почему страус и пингвин - птицы?
Ноги:
- У птиц разные ноги.
Слайд №4.
- Посмотрите, от чего это зависит?
Игра “Где чьи ноги?”
- Контролируем правильность выполнения задания.
Физминутка.
“Птица – не птица”
- Если назову птицу – руки поднимаем вверх, не птица – приседаем.
Прилетели птицы: голуби, синицы,
Мухи и стрижи, аисты, ерши,
Комары, кукушки, совы и ватрушки.
Клюв:
Слайд №5
- Рассмотрите клювы у птиц, сравните. Какой вывод сделаете?
- Почему клювы разные? От чего это зависит?
- Чем в основном питаются птицы?
Слайд №6
- Синица за день съедает столько насекомых, сколько весит сама.
Вред или пользу приносят птицы?
- Кто основной враг птицам?
С приходом зимы птицы нуждаются в помощи человека. Необходимо подкармливать птиц. В школе проходит акция “Подкормите птиц”.
Появление птиц:
Как появляются птицы?
- Мы рассмотрели все особенности птиц.
5. Рефлексия.
- В группах составьте пазлы птиц и определите их название.
(работа в группах)
6. Контроль.
Слайд №7,8,9,10,11.
- Оцените свои достижения на уроке.
(показывают смайлики)
7. Итог урока.
- С какой группой животных познакомились?
- Кто такие птицы?
- Где нам пригодятся знания, полученные на уроке?
8. Творческое задание.
- Сочинить загадку о птице.
- Сделать кормушку.
- В рабочей тетради научиться рисовать птицу.