Возможности современных учебно-методических комплектов для духовно-нравственного воспитания младшего школьника на уроках родного языка

Разделы: Начальная школа


Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях: реформирование общества, смена ценностных ориентиров, высокая занятость или безработица родителей. Эта ситуация порождает проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, конфликты в его внутреннем мире. Исходя из этого, повышается актуальность целенаправленного духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе. Особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений. Они стремятся поступать в соответствии с требованиями принятых норм, о которых узнают от взрослых. У младших школьников ярче, чем в других возрастных группах проявляются чувства сопереживания, товарищества, ответственности за класс. Школа вынуждена найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы, позволяющие убедительно показать детям непреходящий характер “вечных ценностей” и идеалов человека.

Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании художественных произведений, читаемых на уроках литературного чтения. Федеральный Государственный Стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) сегодня ставит перед учителем, осуществляющим преподавание курса родного языка в начальной школе, важный вопрос: "Как добиться, чтобы младший школьник воспринимал уроки родного языка "как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций"? [3]

Рассмотрим возможности некоторых современных УМК, в частности, хрестоматий по курсу литературного чтения на предмет осуществления духовно-нравственного воспитания школьников с опорой на представленный учебный материал.

Курс литературного чтения авторов Л.А. Ефросининой и М.И. Омороковой как составная часть УМК “Начальная школа XXI века”

В рассматриваемом курсе выстроена система введения младших школьников в мир литературы. В первом и втором разделе для каждого класса представлены произведения о Родине (стихотворения, рассказы, сказки, пословицы и поговорки о Родине и родной природе). От класса к классу произведения усложняются в соответствии с возрастом и уровнем обученности детей. Согласно концепции курса, уже с первых уроков грамоты и в течение всех лет обучения проводятся уроки литературного слушания. Значение таких уроков состоит, прежде всего, в развитии восприятия на слух художественного текста, в обогащении опыта читателя-слушателя, в знакомстве с книгой и кругом детского чтения. Уроки слушания помогают решать важнейшую задачу обучения: научить детей слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников. В 1 классе на уроках литературного слушания учащиеся знакомятся с народными песнями, во II классе уже в хрестоматии сами читают тексты народных песен, в III классе читают малые жанры фольклора и былины, а в IV, выпускном, классе начальной школы работают с героическими песнями “Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения”, с легендами о граде Китеже и о покорении Сибири Ермаком. Надо отметить, что во II классе в разделе, посвященном народным сказкам, дети знакомятся с произведениями народов не только России, но и мира. Таким образом, курс литературного чтения открывает младшему школьнику дверь в мир литературы, помогает познавать этот мир, черпать из него под руководством учителя нравственные и этические законы общения. Мы отмечаем, что программа и учебно-методический комплект создают условия для реализации основных требований ФГОС НОО по литературному чтению, приобщая младших школьников к литературе как хранителю национальной культуры, нравственных и духовных ценностей.

Курс “Литературное чтение”, разработанный Н.А. Чураковой и В. Ю. Свиридовой в рамках УМК " Перспективная начальная школа"

Данный курс обращает детей к произведениям детской мировой литературы, ранее почти не предлагающимся учащимся начальной школы в качестве учебного материала, например, стихи из детских журналов конца 20-х годов XX века “Чиж и Еж” (в частности, произведения поэтов литературной группы “Обэриуты”), что, несомненно, реализует в обучении связь поколений. В этом курсе впервые в учебную хрестоматию для начальных классов включены для чтения хокку - стихи японской классической литературы, которые являются удобным учебным материалом для наблюдения с детьми формы художественного произведения. Особым достоинством данного курса является широкое использование репродукций произведений изобразительного искусства на уроках литературного чтения. Рубрика “Картинная галерея”, включенная в хрестоматии для чтения на каждом году обучения, призвана формировать и развивать эстетический вкус младших школьников. Автор программы пишет: “Работа с поэтическими текстами ведется в основном в двух направлениях. Первое направление связано с той идеей, которая является ведущей в учебнике 1 класса: красота – это та тайна, которая разлита в природе, содержится в каждой вещи как ее возможность, это та скрытая сущность окружающего мира и внутреннего мира человека, которую можно научиться обнаруживать и ценить. Второе направление работы с поэтическими текстами связано с пониманием природы художественного образа, как того следа в душе, который формирует целостное восприятие прочитанного, увиденного или услышанного”.[4] У учителя появляется возможность на уроках литературного чтения сравнить японскую поэзию с поэзией великих русских классиков. Ученики, в результате учебной деятельности могут убедиться в том, что поэтов Востока и Запада волнуют общие темы: родина, красота, мир, природа, чувство, то есть ценности для людей всего мира едины.

Курс " Литературное чтение" по хрестоматии "Родное слово". Авторы: Г.М. Грехнева, К. Е. Корепова

Этот курс ориентирован на приобщение детей к истокам родной культуры и на познание языка как важнейшей составляющей этой культуры. В этом отношении авторы следуют традициям отечественного начального образования, заложенным К.Д. Ушинским.

Одной из задач курса является формирование исторического подхода к литературе. Круг чтения авторы ориентируют таким образом, что школьники могут наблюдать “фольклорную традицию в авторских текстах” [2]. Авторы рассматривают фольклор как народную художественную культуру в целом, что позволяет расширить представление учащихся о прошлом русского народа, о его эстетических и нравственных идеалах.

Курс "Литературное чтение". Авторы: Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. (УМК "Перспектива")

Особенностью рассматриваемой хрестоматии "Литературное чтение" является то, что во все разделы введена рубрика "Семейное чтение”, в которую помещены объемные тексты. Предполагается, что подобные тексты будут читаться и обсуждаться детьми совместно с родителями, как это было в дореволюционной России. Введением этой рубрики реализуется идея В.Г.Горецкого о возрождении в России семейного чтения. Важным направлением курса является и формирование коммуникативно-речевых умений. Эта задача решается авторами в разделе "Хорошие соседи, счастливые друзья”. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание средствами литературы - это еще одно направление, реализуемое в учебной хрестоматии подбором текстов, а также введением разделов "Радуга-дуга", "Здравствуй, сказка!", "Край родной, навек любимый", "Люблю все живое", в котором предлагаются для чтения произведения, представляющие все области литературного творчества.

Курс "Чтение и начальное литературное образование". Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (УМК "Школа 2100").

Предлагаемый курс реализуется по серии книг "Свободный ум": 1класс - "Капельки солнца", 2 класс - "Маленькая дверь в большой мир", 3 класс - "В одном счастливом детстве", 4 класс - "В океане света".

Одной из задач программы, как заявляют авторы, является знакомство через литературу с миром человеческих отношений, формирование личности учащихся.

Так, первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы поведения через стихи и маленькие рассказы детских писателей. Кроме того, во все разделы учебника включены уроки вежливости, которые позволяют ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и попытаться преодолеть их. Во втором классе дети читают произведения фольклора народов России и мира: стихи, былины, загадки, поговорки. Школьники узнают, что мир велик и многообразен, но в произведениях фольклора разных народов всегда воспеваются трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность. В третьем и четвертом классах дети получают представление об истории русской детской литературы. Настоящая программа предусматривает и организацию домашнего семейного чтения детей, и уроки внеклассного чтения.

На предмет возможностей современных УМК учебников по русскому языку для осуществления духовно-нравственного воспитания младших школьников нами были рассмотрены следующие УМК: "Школа 2100" (учебник русского языка Р.Н .Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (учебник русского языка В.В.Репкина ), УМК "Гармония" (учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко), коммуникативно-ориентированный курс русского языка Л.Я. Желтовской и А .Ю.Купаловой), УМК "Школа России"(учебник русского языка Т.Г. Рамзаевой).

Во всех вышеназванных образовательных системах обучения русскому языку наряду с задачами речевого и эмоционального развития выдвигаются задачи эстетического, нравственного воспитания школьников, развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку. Таким образом, уделяется внимание изучению не только языковых норм, усвоению школьниками основных видов речевой деятельности, но и предусматривает формирование у детей важнейших нравственных и эстетических представлений, усвоение ими общечеловеческих моральных ценностей, развитие творческих способностей учащихся. Кроме того, на уроках русского языка рассматриваются изобразительно-выразительные возможности слова. С этой целью широко представлен фольклорный материал: загадки, пословицы и поговорки, скороговорки, фразеологизмы. Нельзя не отметить: знакомство с устным народным творчеством развивает детей духовно, помогает процессу познания.

Сведения из истории языка, включенные в учебники русского языка образовательной системы Д.Б Эльконина - В.В. Давыдова, УМК "Школа 2100", УМК "Гармония" позволяют реализовать подход к языку как культурно-исторической явлению, духовному богатству народа.

В заключение хочется отметить, что содержание современных учебных программ как по литературному чтению, так и по русскому языку обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия детей и взрослых как в рамках урока, так и во внеурочное время.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Уроки литературного чтения. Методические рекомендации для учителя. М., 2006.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М., 2002.

3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. М., 2010.

4. Чуракова Н.А. Литературное чтение.2 класс. Методические комментарии к учебнику. М., 2004.

5. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс. М., 2003.