Путешествие по родной стране

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • Знакомство с физической картой России;
  • Обучение поиску на карте определённых объектов;
  • Развитие у учеников умения и навыка самостоятельной и групповой работы;
  • Формирование первоначального опыта “чтения” карты;
  • Способствование обогащению и развитию субъективных представлений учащихся о разнообразии природных зон России, её рельефе.

Оборудование:

  • физическая карта России, атласы, учебник “Окружающий мир” А.А.Плешакова, 2 класс 2 часть;
  • рабочая тетрадь к учебнику;
  • тестовые задания, карточки с номерами от1 до 7 для каждого учащегося, карточки зеленого, желтого, коричневого и синего цветов, карточки условные обозначения, используемые на картах, компьютер;

проекционная аппаратура.

Ход урока

I Организационный момент

Прозвенел звонок,
Начался урок.
Будем мы трудиться
Хорошо учиться!

II Постановка проблемы. Сообщение темы урока.

Наш урок я бы хотела начать с загадки. Если вы её внимательно послушаете, то обязательно догадаетесь, чем мы будем сегодня заниматься. (Слайд 1)

“Ему не страшен вал девятый, ни дождь, ни ветер и ни зной.
В его руках всего лишь карта, рюкзак и кирка за спиной.
Он знает мир не понаслышке –
Вдоль - поперек его прошел.
О том, что видел - пишет в книжках,
Что где услышал, что нашел.
Без путешествий он не может -
Ведь мир прекрасный так велик!
О ком же речь? Скажите сами
Ведь это_____________ (Путешественник)

- Кто такой путешественник? Чем он занимается?

- Сегодня на уроке я хочу пригласить вас в путешествие по просторам нашей Родины. (Слайд 2)

- Но в путешествие с собой я могу взять только “настоящих” путешественников.

- Чем  же отличается “настоящий” путешественник от простого путешественника? Каждый ли сможет им стать?

- Как вы думаете, мы с вами могли бы назвать себя “настоящими путешественниками”? Что нам нужно для этого сделать?

- Ребята, прежде чем отправиться в путешествие я предлагаю вам еще раз удостовериться  в своих знаниях и умениях, чтобы на пути у нас не было никаких преград  и из путешествия мы вернулись с еще большим багажом знаний. Ведь все вы знаете, что в путешествиях дороже золота ценятся знания, умения, сообразительность. Вы со мной согласны? А для этого мы выполним тестовые задания, в которых мы вспомним какие изменения происходят в живой и неживой природе весной.

III Актуализация ранее изученного

А) Дифференцированные тестовые задания

Вариант 1

1. Выбери примету, не относящуюся к весне. Правильный ответ отметь.

А) воздух становится день ото дня теплее;

Б) солнце поднимается всё выше и выше;

В) появляются первоцветы

Г) улетают в тёплые края птицы

Д) появляются насекомые

Е) Некоторые животные впадают в спячку.

2. Подчеркни одной чертой перелётных птиц.

Ворона, скворец, дятел, воробей, соловей, ласточка, кукушка, синица.

Вариант 2

Самое заметное изменение в неживой природе весной- это___________. Небо всё реже закрыто_________. Дожди тоже редкие и ___________. На реках начался ___________. Почва ___________.

(Слова для справок облаками, потепление воздуха, ледоход, тёплые, оттаяла и прогрелась, грозы.)

Вариант 3

Допиши недостающие слова, чтобы получился рассказ о весенних изменениях в живой природе.

Весной __________листья на деревьях и кустарниках. Расцветают на лесных полянах____________, _________, ________________. Красивыми серёжками украшены _______________. Всё громче раздаются в лесу и его окрестностях переливчатые трели_________. Радуются птицы большому разнообразию проснувшихся ________.

(Слова для справок: пролески, насекомых, распускаются, фиалки, птиц, березы, подснежники)

Б) Микроитог

IV Изучение нового материала

1. Беседа

- Ребята, скажите, на всей ли территории России весна наступает одновременно? Как вы думаете, почему?

- Велика и прекрасна наша страна Россия. Расскажите, что вы знаете о нашей стране.

Наша страна занимает огромную территорию. Но мы можем совершить путешествие в любой ее уголок, не выходя из класса. В этом путешествии у нас будет помощник. А кто этот помощник вы узнаете, отгадав загадку (Слайд 3)

Страны без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев,
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть- ехать нельзя,
Земля есть- пахать нельзя. Что это?
(Карта)

- Правильно, это карта. А кто может сказать, что такое карта? (ответы детей)

(Слайд 4)

- Давайте сравним ваши ответы с определением в учебнике. Откройте учебники на с.93.

- Что же называется картой?

История возникновения карты уходит в глубокую древность. Тогда люди ещё не знали письменности .Они делали рисунки на камнях, костяных пластинках, бересте, дереве, шёлке. Возраст первых найденных карт- 10-15 тысячелетий. (Слайд 5,6)

Когда появилась первая карта в России? Иван Грозный в 1552 году повелел “…землю измерить, и чертёж государства сделать”. Первая карта на Руси называлась “Большой чертёж”.Отпечатана первая карта была в 1613 году.

- А знаете ли вы, что карты бывают разные? Есть физическая карта (Слайд 7), политическая, карта полезных ископаемых и многие другие (показываю виды карт)

2. Работа в парах.

- Ребята, следующее задание вы будете выполнять в парах. На ваших столах лежат карточки с номерами от 1 до 7. Я буду показывать вам фотографии, сделанные в разных участках нашей страны, а вы должны найти эти места на карте и отметить их фишками..(Слайд 8)

(После того как выполнено задание, осуществляется проверка. Учитель показывает на карте места, где должны располагаться фишки)

V Физминутка

3. Работа с картой

- Мы с вами путешественники. И чтобы не сбиться с пути нам нужно научиться читать карту. Читать карту- это не значит только читать надписи на ней. Надо понимать и особый язык карты - условные знаки. К ним относятся разные цвета и другие обозначения.

(Учитель работает с настенной картой, дети с картой в учебнике на с.92-93

- Сначала мы с вами научимся определять на карте стороны горизонта. Назовите основные стороны горизонта. (Север, юг, запад, восток) (Слайд 9)

- Север на картах всегда вверху, юг - снизу, слева - запад, справа - восток).

- Рассмотрите карту и скажите, какие моря омывают Россию на севере, востоке, юге, западе

(Север - Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-сибирское, Чукотское.

С востока - Берингово, Охотское, Японское.

С юга - Каспийское, Черное.

С запада - Балтийское)

(Учитель показывает названные моря на карте , дети ищут их на карте в учебнике)

- Так сколько же морей омывает Россию? (11) (Слайд 10)

- Теперь давайте разберёмся, что обозначают на картах разные цвета.

4. Работа по учебнику

Чтение учащимися текста “Как читать карту”

5. Игра

- А сейчас мы проверим, как вы запомнили, что обозначают на карте определенные цвета. Я буду показывать изображения рек, озер, равнин, гор, а вы будете показывать карточку того цвета, каким они изображаются на карте. Подсказку смотрите на экране (Слайд 11)

  • Равнина (Слайд 12)
  • Уральские горы (Слайд 13)
  • Черноморское побережье (Слайд 14)
  • Река Волга (Слайд 15)
  • Тайга (Слайд 16)
  • Вулкан (Слайд 17)
  • Река (Слайд 18)

6. Беседа по прочитанному

- Что же обозначено на карте голубым цветом? Желтым и зеленым? Коричневым?

- Почему равнины отмечены разными цветами?

- Давайте выясним, что же означают другие знаки, встречающиеся на карте. Я буду показывать вам условные обозначения, а вы будете говорить, что оно означает.

(Учитель показывает условное обозначения, дети говорят, что они означают.)

VI Закрепление изученного

1. Работа в тетради (Слайд 19)

С.41 №1, 2,4

2. Тест

- Перед вами на столах лежат листочки. Я буду диктовать вам утверждения, если они верные, вы ставите +, если неверные -.

  • Москва - это город
  • Уральские - острова
  • Лена - это река
  • Баренцево – это море
  • Новгород - это река
  • Кавказские - горы
  • Восточно-Европейская - река

VII Рефлексия урока

- Проверьте свои ответы. (Слайд 20)

  • Скажите “Я молодец!” те, кто не допустил ошибок.
  • Скажите “Я хорошо постарался!” те, кто допустил 1-2 ошибки
  • Скажите “У меня все получится!” те, у кого больше двух ошибок

VIII Итог урока

- Кто скажет, что такое карта?

- Какие цвета можно встретить на карте? Что они обозначают?

Домашнее задание Учебник стр.96-99, тетрадь с 42 № 3,5 Для сильных учащихся найти материал о г.Ставрополе.

Приложение

Резерв

Учитель предлагает найти на карте в учебнике и показать на настенной карте:

  • города Москву, Якутск
  • реку Енисей,
  • Уральские горы
  • Болота Западно-Cибирской равнины
  • Остров Новая Земля
  • Границу нашей страны