Цели:
- Знакомство с физической картой России;
- Обучение поиску на карте определённых объектов;
- Развитие у учеников умения и навыка самостоятельной и групповой работы;
- Формирование первоначального опыта “чтения” карты;
- Способствование обогащению и развитию субъективных представлений учащихся о разнообразии природных зон России, её рельефе.
Оборудование:
- физическая карта России, атласы, учебник “Окружающий мир” А.А.Плешакова, 2 класс 2 часть;
- рабочая тетрадь к учебнику;
- тестовые задания, карточки с номерами от1 до 7 для каждого учащегося, карточки зеленого, желтого, коричневого и синего цветов, карточки условные обозначения, используемые на картах, компьютер;
проекционная аппаратура.
Ход урока
I Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начался урок.
Будем мы трудиться
Хорошо учиться!
II Постановка проблемы. Сообщение темы урока.
Наш урок я бы хотела начать с загадки. Если вы её внимательно послушаете, то обязательно догадаетесь, чем мы будем сегодня заниматься. (Слайд 1)
“Ему не страшен вал девятый, ни дождь, ни ветер и ни зной.
В его руках всего лишь карта, рюкзак и кирка за спиной.
Он знает мир не понаслышке –
Вдоль - поперек его прошел.
О том, что видел - пишет в книжках,
Что где услышал, что нашел.
Без путешествий он не может -
Ведь мир прекрасный так велик!
О ком же речь? Скажите сами
Ведь это_____________ (Путешественник)
- Кто такой путешественник? Чем он занимается?
- Сегодня на уроке я хочу пригласить вас в путешествие по просторам нашей Родины. (Слайд 2)
- Но в путешествие с собой я могу взять только “настоящих” путешественников.
- Чем же отличается “настоящий” путешественник от простого путешественника? Каждый ли сможет им стать?
- Как вы думаете, мы с вами могли бы назвать себя “настоящими путешественниками”? Что нам нужно для этого сделать?
- Ребята, прежде чем отправиться в путешествие я предлагаю вам еще раз удостовериться в своих знаниях и умениях, чтобы на пути у нас не было никаких преград и из путешествия мы вернулись с еще большим багажом знаний. Ведь все вы знаете, что в путешествиях дороже золота ценятся знания, умения, сообразительность. Вы со мной согласны? А для этого мы выполним тестовые задания, в которых мы вспомним какие изменения происходят в живой и неживой природе весной.
III Актуализация ранее изученного
А) Дифференцированные тестовые задания
Вариант 1
1. Выбери примету, не относящуюся к весне. Правильный ответ отметь.
А) воздух становится день ото дня теплее;
Б) солнце поднимается всё выше и выше;
В) появляются первоцветы
Г) улетают в тёплые края птицы
Д) появляются насекомые
Е) Некоторые животные впадают в спячку.
2. Подчеркни одной чертой перелётных птиц.
Ворона, скворец, дятел, воробей, соловей, ласточка, кукушка, синица.
Вариант 2
Самое заметное изменение в неживой природе весной- это___________. Небо всё реже закрыто_________. Дожди тоже редкие и ___________. На реках начался ___________. Почва ___________.
(Слова для справок облаками, потепление воздуха, ледоход, тёплые, оттаяла и прогрелась, грозы.)
Вариант 3
Допиши недостающие слова, чтобы получился рассказ о весенних изменениях в живой природе.
Весной __________листья на деревьях и кустарниках. Расцветают на лесных полянах____________, _________, ________________. Красивыми серёжками украшены _______________. Всё громче раздаются в лесу и его окрестностях переливчатые трели_________. Радуются птицы большому разнообразию проснувшихся ________.
(Слова для справок: пролески, насекомых, распускаются, фиалки, птиц, березы, подснежники)
Б) Микроитог
IV Изучение нового материала
1. Беседа
- Ребята, скажите, на всей ли территории России весна наступает одновременно? Как вы думаете, почему?
- Велика и прекрасна наша страна Россия. Расскажите, что вы знаете о нашей стране.
Наша страна занимает огромную территорию. Но мы можем совершить путешествие в любой ее уголок, не выходя из класса. В этом путешествии у нас будет помощник. А кто этот помощник вы узнаете, отгадав загадку (Слайд 3)
Страны без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев,
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть- ехать нельзя,
Земля есть- пахать нельзя. Что это?
(Карта)
- Правильно, это карта. А кто может сказать, что такое карта? (ответы детей)
(Слайд 4)
- Давайте сравним ваши ответы с определением в учебнике. Откройте учебники на с.93.
- Что же называется картой?
История возникновения карты уходит в глубокую древность. Тогда люди ещё не знали письменности .Они делали рисунки на камнях, костяных пластинках, бересте, дереве, шёлке. Возраст первых найденных карт- 10-15 тысячелетий. (Слайд 5,6)
Когда появилась первая карта в России? Иван Грозный в 1552 году повелел “…землю измерить, и чертёж государства сделать”. Первая карта на Руси называлась “Большой чертёж”.Отпечатана первая карта была в 1613 году.
- А знаете ли вы, что карты бывают разные? Есть физическая карта (Слайд 7), политическая, карта полезных ископаемых и многие другие (показываю виды карт)
2. Работа в парах.
- Ребята, следующее задание вы будете выполнять в парах. На ваших столах лежат карточки с номерами от 1 до 7. Я буду показывать вам фотографии, сделанные в разных участках нашей страны, а вы должны найти эти места на карте и отметить их фишками..(Слайд 8)
(После того как выполнено задание, осуществляется проверка. Учитель показывает на карте места, где должны располагаться фишки)
V Физминутка
3. Работа с картой
- Мы с вами путешественники. И чтобы не сбиться с пути нам нужно научиться читать карту. Читать карту- это не значит только читать надписи на ней. Надо понимать и особый язык карты - условные знаки. К ним относятся разные цвета и другие обозначения.
(Учитель работает с настенной картой, дети с картой в учебнике на с.92-93
- Сначала мы с вами научимся определять на карте стороны горизонта. Назовите основные стороны горизонта. (Север, юг, запад, восток) (Слайд 9)
- Север на картах всегда вверху, юг - снизу, слева - запад, справа - восток).
- Рассмотрите карту и скажите, какие моря омывают Россию на севере, востоке, юге, западе
(Север - Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-сибирское, Чукотское.
С востока - Берингово, Охотское, Японское.
С юга - Каспийское, Черное.
С запада - Балтийское)
(Учитель показывает названные моря на карте , дети ищут их на карте в учебнике)
- Так сколько же морей омывает Россию? (11) (Слайд 10)
- Теперь давайте разберёмся, что обозначают на картах разные цвета.
4. Работа по учебнику
Чтение учащимися текста “Как читать карту”
5. Игра
- А сейчас мы проверим, как вы запомнили, что обозначают на карте определенные цвета. Я буду показывать изображения рек, озер, равнин, гор, а вы будете показывать карточку того цвета, каким они изображаются на карте. Подсказку смотрите на экране (Слайд 11)
- Равнина (Слайд 12)
- Уральские горы (Слайд 13)
- Черноморское побережье (Слайд 14)
- Река Волга (Слайд 15)
- Тайга (Слайд 16)
- Вулкан (Слайд 17)
- Река (Слайд 18)
6. Беседа по прочитанному
- Что же обозначено на карте голубым цветом? Желтым и зеленым? Коричневым?
- Почему равнины отмечены разными цветами?
- Давайте выясним, что же означают другие знаки, встречающиеся на карте. Я буду показывать вам условные обозначения, а вы будете говорить, что оно означает.
(Учитель показывает условное обозначения, дети говорят, что они означают.)
VI Закрепление изученного
1. Работа в тетради (Слайд 19)
С.41 №1, 2,4
2. Тест
- Перед вами на столах лежат листочки. Я буду диктовать вам утверждения, если они верные, вы ставите +, если неверные -.
- Москва - это город
- Уральские - острова
- Лена - это река
- Баренцево – это море
- Новгород - это река
- Кавказские - горы
- Восточно-Европейская - река
VII Рефлексия урока
- Проверьте свои ответы. (Слайд 20)
- Скажите “Я молодец!” те, кто не допустил ошибок.
- Скажите “Я хорошо постарался!” те, кто допустил 1-2 ошибки
- Скажите “У меня все получится!” те, у кого больше двух ошибок
VIII Итог урока
- Кто скажет, что такое карта?
- Какие цвета можно встретить на карте? Что они обозначают?
Домашнее задание Учебник стр.96-99, тетрадь с 42 № 3,5 Для сильных учащихся найти материал о г.Ставрополе.
Резерв
Учитель предлагает найти на карте в учебнике и показать на настенной карте:
- города Москву, Якутск
- реку Енисей,
- Уральские горы
- Болота Западно-Cибирской равнины
- Остров Новая Земля
- Границу нашей страны