Цель урока: ввести понятие “имя существительное”, познакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных.
Развивающий аспект: развитие познавательной активности учащихся, умение реализовать имеющиеся знания путем активизации логического мышления в различных ситуациях, развитие речи, внимания, памяти, наблюдательности.
Воспитательный аспект: воспитание нравственных качеств, бережного отношения к природе, индивидуальной и коллективной ответственности за результат работы, формирование у учащихся умения соотносить свои интересы с интересами коллектива, подчинить свои эмоции решению конкретной задачи.
Обучающий аспект: формирование у учащихся умения определять в речи имена существительные, представления о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, индивидуальные карточки для учащихся.
Используемая литература:
- Л.М.Зеленина. Русский язык. Учебник. 3 кл. – М.: Просвещение, 2010.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Психологический настрой.
- Мне очень важно знать с каким настроением вы пришли сегодня на урок. У вас на парте лежат цветы разного цвета: жёлтый обозначает хорошее настроение, зеленый – нейтральное состояние на данном этапе, синий – плохое настроение.
- Покажите мне тот цветок, который соответствует вашему настроению на данный момент.
- Итак, мы начинаем урок с .... настроением.
3. Актуализация знаний.
СЛАЙД 1
- Мы живем в мире, где очень много информации и наша с вами задача – научиться выбирать из всего потока ту информацию, которая нам нужна, чтобы быть грамотными, чувствовать себя успешными.
Сегодня мы будем создавать папку, в которую сложим нужную для нас информацию. Папка состоит из файлов (отдельных листочков). В конце урока информацию с отдельных листов мы соберём в единое правило.
СЛАЙД 2
- Итак, открываем первый файл.
Лист пуст. Мы его заполним.
- Назовите предметы, которые вас окружают в кабинете? (Стол, стул, книги и.т.д.)
Это предметы, сделанные руками человека.
- Кто присутствует в кабинете? (Девочки, мальчики...)
Обобщите эту группу слов. Это люди.
СЛАЙД 3
- Посмотрите в окно. Что мы видим за окном? (Природу)
- А какая бывает природа? (Живая и неживая)
- Что относится к живой и неживой природе? (Дерево, птицы и т.д.)
4. Постановка темы и цели.
- Все эти предметы можно разделить на две группы. Посмотрите, по каким признакам их распределили? (Слова, отвечающие на вопрос КТО? и слова, отвечающие на вопрос ЧТО?)
СЛАЙД 4-5
- Кто может сказать, какие слова отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО? (Слова, которые называют людей и животных отвечают на вопрос КТО? Остальные слова, которые называют предмет отвечают на вопрос ЧТО?)
Заполним первый и второй файлы.
- Кто помнит, как называется часть речи, которая обозначает предмет и отвечает в начальной форме на вопрос КТО? ЧТО? (Имя существительное)
- Сегодня на уроке мы дополним наши знания о словах, которые отвечают на вопрос ЧТО?
5. Формирование новых знаний.
5.1. Работа по учебнику с.51 упр. №2
- Самостоятельно выписать слова, которые отвечают на вопрос КТО? ЧТО?
Проверка.
- Как называют существительные, которые отвечают на вопрос КТО? (Одушевленные) А как называют существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Неодушевленные)
СЛАЙД 6
- Заполним третий файл. (Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные)
5.2. Явления природы
СЛАЙД 7
- Отгадайте загадки.
Крашенное коромысло через реку повисло. (Радуга)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые. (Снег)
Бежал по тропке луговой -
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой -
Речка сделалась рябой. (Ветер)
- Обобщите группу названных слов. (Явления природы)
- На какие вопросы отвечают данные слова? (Что?)
6. Физминутка.
Имя существительное
Очень удивительное
На вопрос КТО? ЧТО?
Отвечать оно должно.
- Я буду называть слова, если предмет одушевленный – ходьба на месте, если неодушевленный – приседания, а если слово не является именем существительным – замираете. (Бабочка, люстра, слон, красивый, добрый, белка, пенал, медведь, лиса, весёлый)
7. Закрепление изученного.
7.1. Работа по учебнику с.52 упр. №4
- Записать слова в два столбика: имена существительные, которые обозначают предметы и существительные, которые обозначают явления природы.
- Назовите существительные, которые отнесём к третьей группе. Они обозначают действия.
СЛАЙД 8
- Сделаем вывод: Имена существительные могут обозначать явления природы или действия и отвечают на вопрос ЧТО?
- Заполним четвертый файл.
7.2. Работа в парах
- Работаем в парах. Распределите слова на карточках на две группы. Подумайте, по каким признакам их можно разделить.
Кот, стол, гнезда, дом, птицы, перья, тетрадь, стулья. (Ед.ч. и мн.ч.)
Проверка.
СЛАЙД 9
Вывод: имена существительные изменяются по числам.
- Заполним пятый файл.
7.3. Имена собственные и нарицательные.
СЛАЙД 10
- Вспомним правило: какие слова пишутся с большой буквы.
Помни: пишутся всегда
С большой буквы города,
Реки, страны и моря...
И фамилия твоя!
- страна Россия
- город Анжеро-Судженск
- река Яя
СЛАЙД 11
Вывод: имена существительные бывают собственные и нарицательные.
- Заполним шестой файл.
8. Обобщение.
- На протяжении всего урока мы с вами создавали папку, в которую вкладывали информацию об имени существительном.
Итак, подведем итог, что называется именем существительным.
СЛАЙД 12
Имя существительное - часть речи, которая обозначает одушевленный или неодушевленный предмет, явление природы или действие и отвечает в начальной форме на вопросы кто? что? Имена существительные изменяются по числам, бывают собственные и нарицательные.
- Прочитаем правило в учебнике с.55
9. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Вам предоставляется выполнить одно из заданий на карточке по выбору:
1. Упражнение №6 с.53
2. Записать 5 одушевлённых существительных и 5 неодушевлённых существительных.
3. Придумать и записать 3 предложения с именами собственными.
10. Выставление оценок.
11. Рефлексия. Итог урока.
- Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок.
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Как называется папка, которую мы сегодня создали?
- Я вам передаю папку, в которой находится информация, собранная вами в течение урока. А так как это был первый урок в разделе “Части речи”, то вы будете накапливать материал и складывать в папку.