Цель: рассмотреть состав числа 14, продолжить работу над приемами сложения по частям; совершенствовать вычислительные навыки и умения, умения распознавать закономерности, измерять и складывать отрезки; способствовать развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество, любовь к природе, желание беречь ее
Оборудование: рисунок ковра-самолета с геометрическими фигурами, маршрутные листы (один большой и маленькие по количеству детей), калькуляторы, Лесовичок, картинки: с березовыми листочками, 2 корзинками, лягушонком, с рыбками; фото бельчат, волчицы с волчонком, с кувшинками, индивидуальные карточки, 5 больших карточек с логической задачей.
1. Организационный момент.
– Сегодня у нас вновь необычный урок – мы отправимся в путешествие, но не пешком, а на ковре-самолете (на него крепится фото класса) в математический лес. Что возьмем с собой в путь? (Внимание, старание, наши знания и умения, дружбу и др.) Вот такой маршрут нам предстоит (показывается карта с остановками – кружочками). Сколько остановок нам предстоит? Есть ли особая остановка? (Ярким цветом выделена остановка изучения нового материала.) Каждую остановку будете закрашивать на своей маленькой карте по мере выполнения задания – полностью, если верно справились, наполовину – если с помощью, оставляете пустым, если совсем не поняли задание. На что похож наш маршрут? (На ломаную линию. Что можете сказать про эту ломаную? (В ней …вершин, … звеньев, она незамкнутая.) Выполнив все задания, мы обязательно благополучно вернемся домой. (После выполнения задания на пустой кружок-остановку большой карты крепится цветной магнит. Количество остановок можно увеличить – уменьшить, ориентируясь на класс.)
Рисунок 1.
2. Повторение пройденного.
1) – Что за узоры на ковре-самолете? (Геометрические фигуры.) Назовите геометрические фигуры, которые вы видите. (Точка, кривая, отрезок, треугольник, ромб, квадрат, прямая.) С другой стороны коврика тоже что-то есть… Какое может быть задание? (Распределить фигуры на группы – по форме или размеру.) Вижу, вы готовы лететь. А что надо сделать перед взлетом? (Пристегнуть ремни.) В путь!
– Пока летим, поиграем в “Обгони калькулятор” (Один ученик считает у доски устно, остальные – с калькулятором на местах, проверяя отвечающего)
40 + 20, 100 – 30, 42 + 7, 59 – 8, 70 – 5, 66 + 30 (использовать: “сумма, разность”).
2) – Представьте, что мы подлетаем к математическому лесу. Вход в лес охраняет Лесовичок. Он пропустит нас, если выполним 3 его желания. Согласны?
Рисунок 2.
1-е желание: узнать рост Лесовичка. Для этого поработаем в тетради – выполним № 171.
Задание: “Построй сумму длин отрезков” Кто может рассказать план выполнения задания? (Начерчу луч. Найду заданные отрезки. Измерю их и последовательно отложу на луче. Измерю получившийся отрезок.) Чем можно пользоваться при выполнении такого задания? (Линейкой и циркулем.) Работаем. Чему же равен получившийся отрезок? Какое выражение это может подтвердить? (2 + 9 = 11)
2-е желание: ответить, сколько березовых листочков стоит в каждой руке Лесовичка. Можете ответить сразу? Почему нет? (Не хватает данных.) Всего их – 11. Как вы думаете, можно сразу точно ответить на этот вопрос? (Нет, т.к. варианты могут быть разные.) Лесовичок их перекладывает по-разному. Предлагайте варианты ответов. Лесовичок решил вам подсказать – если в левой руке 3 зеленых листочка, то сколько в правой желтых? Если в левой – 4? 2? 5? (Дети называют ответ, если верно, то им показывается карточка с листьями.) Мы выполнили 2 желание Лесовичка, а заодно повторили состав какого числа? (11)
3-е желание: узнать, какие фрукты больше любит Лесовичок. Для этого выполним задание 172 в учебнике. Каждый работает самостоятельно. Если выполните верно, то сразу догадаетесь, что же больше любит Лесовичок. (Дети обозначают кружками 9 яблонь и 13 груш (т.к. на 4 больше).) Вывод: Лесовичку больше нравятся груши, т.к. он посадил их больше. А почему 13 больше, чем 9? (При счете идет правее, позже.)
3) – Мы выполнили все желания Лесовичка. Двигаемся по тропинке в лес. Прямо перед нами ссорятся бельчата. Они не могут определить, кто из них больше набрал грибов, ведь у каждого по 2 корзинки. Поможем? Дно у корзинок не видно, грибы лежат внизу. Сколько грибочков в каждой корзинке, бельчата знают, а вот сколько у каждого в двух – решить никак не могут. Помирите бельчат, расставив нужные знаки между числами. (У ребят получается равное количество грибов во всех корзинах, ставятся знаки “=”) 9 и 4…8 и 5 7 и 6…10 и 3.
4) Физкультминутка “В лесу”.
– Мы идем по тропинке (шагают), перешагиваем поваленное бревно, перепрыгиваем лужицу, наклоняемся под веткой, приседаем рассмотреть красивый цветок (не рвем!), идем дальше, приседаем на пенек отдохнуть.
5) Пока сидим на пеньке, выполним одно мое задание (№ 173) Первый вариант делает 1 столбик, 2 вариант – 2 столбик по 1 примеру. (Кто успевает быстрее – делает по 2–3.) Проверяем, обменявшись тетрадями. (Верно выполненное задание – на доске, каждый ребенок в роли учителя проверяет тетрадь соседа.) Поднимите руку, чей сосед не ошибся?
6) – Мысленно встали с пеньков и подходим к водоему. Нас встречает лягушонок. Он разрешит нам порыбачить, если верно выполним его задание. У лягушонка на кувшинках числа. Как вы думаете, что он хочет? (Найти закономерность) 23 21 24 22 …) (Запись в тетрадь.)
3. Новая тема.
1) – Теперь займемся рыбалкой. Наша задача – поймать рыбок (выдаются рыбки с примерами 10 + 4, 7+ 5, 8 + 6, 9 + 4, 10 + 3) и разложить в 2 ведра. Мне нужны два рыбака, которые могут совещаться, раскладывая рыбу. (В одном ведре получаются 4 рыбки с ответом 12, в другом – одна с ответом 14.) Кто знает названия этих рыб? (Щука, сом, хариус, карась, окунь.) Какая из них лишняя? (Сом – не живет в нашей области.)
– Что вы знаете о числе 14? (Двузначное, четное, идет после 13 и перед 15.)
– А что еще пока не знаем? (Состав числа.)
– Как вы думаете, сложно будет это выяснить? (Нет, т.к. мы уже знакомились с составами чисел 11, 12, 13.) Значит, какая наша цель сейчас? (Узнать состав числа 14.)
2) – Представьте, что нам надо переплыть реку, для этого нужны лодки. Каждый ряд получит лодку для переправы, если выполнит задание из № 176. (Ребята записывают и объясняют способы получения числа 14.)
4. Закрепление нового.
1) Пока плывем, выполним задание из № 177 (По данным отрезков дети записывают получившиеся выражения о составе 14.)
2) Индивидуальная работа на карточках. Проверка.
14 руб. | 14 руб. | 14 руб. | 14 руб. | 14 руб. | 14 руб. | |
ластик 3 руб. | ||||||
закладка 6 руб. | ||||||
ручка 8 руб. | ||||||
карандаш 5 руб. | ||||||
пирожок 7 руб. | ||||||
линейка 4 руб. | ||||||
конфета 9 руб. | ||||||
магнит 7 руб. |
5. Подготовка к решению задач.
– Подплываем к берегу. На нем играет мама-волчица со своим волчонком. Волчонок весит столько: ____ . Мать весит на 37 кг больше сына. Сколько весит волчица? Как можно показать?
(У доски ученик показывает с помощью отрезков.)
Рисунок 12.
6. Решение логической задачи (в группах).
– Волки нас пропустят, если решим задачу.
Андрей, Аня и Юля нашли ягоды. У девочек не брусника. У Андрея и Юли не черника. У кого какие ягоды? (Работа по группам на местах и одна группа у доски. Обязательно обратить внимание на ядовитость вороньего глаза! )
Брусника | Вороний глаз | Черника | |
Андрей | |||
Аня | |||
Юля |
7. Итог. Рефлексия.
Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок.
Пора нам на ковер садиться
И в обратный путь пуститься.
– Давайте вспомним, чем мы занимались в математическом лесу? Что новое узнали? Поднимите руку, у кого закрашены все кружки полностью? У кого есть закрашенные наполовину? У кого есть пустые? Молодцы! Со всеми заданиями справились, значит, все благополучно вернулись домой. Ковер-самолет я далеко не прячу, скоро пригодится.
8. Домашнее задание в тестовой тетради – тест № 16.