Чиновники города N в Николаевскую эпоху

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (919 кБ)


Цели урока:

  • повторение и обобщение знаний об эпохе Николая I;
  • выявление наиболее характерных явлений в годы правления Николая I;
  • развитие основных навыков работы с текстом, документами, умения выделения главного, делать выводы из представленных сведений, установление причинно-следственных связей;
  • развитие умения оценивать других людей и их деятельность через категории непредвзятости, гуманности;
  • обобщение сведений о героях комедии «Ревизор»;
  • развитие способностей к самостоятельному анализу образов и групповой характеристике чиновников;
  • раскрытие глубинного смысла гоголевского произведения.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • телевизор;
  • DVD;
  • карта «Российская империя в первой половине 19 века»;
  • карточки.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку
II. Повторение, обобщение, изучение нового материала по теме «Чиновники города № в николаевскую эпоху».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Рефлексия

 

 

IV. Домашнее задание:

1. Сочинение-миниатюра: «Каким я хочу видеть свой душевный город?»  

2. Наброски к эссе «Николай I – «рыцарь» или «деспот»?

1. Вводная часть. Обозначение темы и целей урока через проблему. Внимание учащихся к эпиграфу (слайд №1)

 

2. Вызов учащегося к доске для доклада и работы с картой (слайд №3,4)

 

 

3. Постановка общей проблемы, переход через нее к теме урока (внимание на доску: слайд № 5)

 

4. Лексическая работа. Внимание на экран: «Чиновник – госслужащий, имеющий чин, служебное звание». (слайд № 8,9)  Словарь С.И. Ожегова.  Опрос учащихся по персонажам пьесы: Городничий, Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Хлопов.

Мини-проекты уч-ся. (слайды № 11-21)

 

5. Комментарий к словам Николая I.: «Россией правят столоначальники (на экране (слайд № 22) – схема управления Россией в данную эпоху). Вывод: ответ на вопрос к классу: «Почему Николай I мог так сказать?» (самодержавно-бюрократическое управление), вместе с Николаем I правят и чиновники города N

6. Беседа с учащимися  о проблемах поднятых Гоголем в своем произведении. Раздача карточек с заданиями.

 

7. Комментарий к высказыванию  Николая I: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!».  Оценка личности Николая I: раздача материала, чтение характеристики Николая I, данного историком Мироненко С.В.

8. Возвращение к проблеме: «Николай I – «рыцарь» или «деспот»?  Раздаточный материал с общими сведениями о России в эпоху Николая I. (основные сведения (слайды № 24-25) – на экране).  Опрос учащихся.

 

9. Мини-сочинения на тему: «О чем грустит Гоголь?»

 

1. Подведение итогов.   (Основные сведения на экране (слайд №27)).

2. Подведение итогов.  На экране (слайд № 28):

 

 Гоголь указал на два  условия, без которых никакие благие преобразования в России невозможны:  «Прежде всего, нужно любить Россию. А что значит любить Россию?  Тому, кто пожелает истинно, честно служить России, нужно иметь много любви к человеку вообще и сделаться истинным христианином, во всем смысле этого слова».

1. Осмысление темы,  проблемы урока, запись темы, проблем в тетради. «Что дурное и в чьем лице осмеяно в комедии?»

 

2. Доклад учащегося по теме  «Россия в начале 19 века. Общая характеристика». Работа с картой «Россия в пер. пол.19 века».  Запись данных в тетрадь.

 

3. Осмысление проблемы и темы урока, запись вопроса в тетрадь: «Николай I. Кто он?»  «Последний рыцарь нашего времени» (А.С. Пушкин) или «жестокий тиран и душитель свободы с оловянными, бездушными глазами палача и деспота». (А.И.Герцен)

4. Запись в тетради.

Ответы на  вопросы учителя.

Представление мини-проектов.

 

5. Работа со схемой; учебником (стр. 73-74).  Отвечают на вопрос, раскрывая сущность самодержавно-бюрократического управления.

 

6. Ответы на вопросы, поставленные учителем.

Работа с карточками.

7. Дают письменную характеристику Николаю I в тетради. Обсуждение характеристики.

 

8. Работа в парах. Разбивка текста на части, обозначение частей – внешняя политика, внутренняя политика, культура.  Номер части и ее характеристика, обозначенная +, –,?. Высказывания по проблеме. 

9. Работа над мини-сочинениями.

 

1. Записи в тетрадях, подготовка к написанию эссе.

2. Подготовка к сочинению-миниатюре: «Каким я хочу видеть свой душевный город?»

 

Запись домашнего задания.