Цели урока:
- повторение и обобщение знаний об эпохе Николая I;
- выявление наиболее характерных явлений в годы правления Николая I;
- развитие основных навыков работы с текстом, документами, умения выделения главного, делать выводы из представленных сведений, установление причинно-следственных связей;
- развитие умения оценивать других людей и их деятельность через категории непредвзятости, гуманности;
- обобщение сведений о героях комедии «Ревизор»;
- развитие способностей к самостоятельному анализу образов и групповой характеристике чиновников;
- раскрытие глубинного смысла гоголевского произведения.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- телевизор;
- DVD;
- карта «Российская империя в первой половине 19 века»;
- карточки.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. | Приветствие учителя, проверка готовности к уроку |
II. Повторение, обобщение, изучение
нового материала по теме «Чиновники города № в
николаевскую эпоху».
III. Рефлексия
IV. Домашнее задание: 1. Сочинение-миниатюра: «Каким я хочу видеть свой душевный город?» 2. Наброски к эссе «Николай I – «рыцарь» или «деспот»? |
1. Вводная часть. Обозначение темы и
целей урока через проблему. Внимание учащихся к
эпиграфу (слайд №1)
2. Вызов учащегося к доске для доклада и работы с картой (слайд №3,4)
3. Постановка общей проблемы, переход через нее к теме урока (внимание на доску: слайд № 5)
4. Лексическая работа. Внимание на экран: «Чиновник – госслужащий, имеющий чин, служебное звание». (слайд № 8,9) Словарь С.И. Ожегова. Опрос учащихся по персонажам пьесы: Городничий, Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Хлопов. Мини-проекты уч-ся. (слайды № 11-21)
5. Комментарий к словам Николая I.: «Россией правят столоначальники (на экране (слайд № 22) – схема управления Россией в данную эпоху). Вывод: ответ на вопрос к классу: «Почему Николай I мог так сказать?» (самодержавно-бюрократическое управление), вместе с Николаем I правят и чиновники города N 6. Беседа с учащимися о проблемах поднятых Гоголем в своем произведении. Раздача карточек с заданиями.
7. Комментарий к высказыванию Николая I: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!». Оценка личности Николая I: раздача материала, чтение характеристики Николая I, данного историком Мироненко С.В. 8. Возвращение к проблеме: «Николай I – «рыцарь» или «деспот»? Раздаточный материал с общими сведениями о России в эпоху Николая I. (основные сведения (слайды № 24-25) – на экране). Опрос учащихся.
9. Мини-сочинения на тему: «О чем грустит Гоголь?»
1. Подведение итогов. (Основные сведения на экране (слайд №27)). 2. Подведение итогов. На экране (слайд № 28):
Гоголь указал на два условия, без которых никакие благие преобразования в России невозможны: «Прежде всего, нужно любить Россию. А что значит любить Россию? Тому, кто пожелает истинно, честно служить России, нужно иметь много любви к человеку вообще и сделаться истинным христианином, во всем смысле этого слова». |
1. Осмысление темы, проблемы урока,
запись темы, проблем в тетради. «Что дурное и в
чьем лице осмеяно в комедии?»
2. Доклад учащегося по теме «Россия в начале 19 века. Общая характеристика». Работа с картой «Россия в пер. пол.19 века». Запись данных в тетрадь.
3. Осмысление проблемы и темы урока, запись вопроса в тетрадь: «Николай I. Кто он?» «Последний рыцарь нашего времени» (А.С. Пушкин) или «жестокий тиран и душитель свободы с оловянными, бездушными глазами палача и деспота». (А.И.Герцен) 4. Запись в тетради. Ответы на вопросы учителя. Представление мини-проектов.
5. Работа со схемой; учебником (стр. 73-74). Отвечают на вопрос, раскрывая сущность самодержавно-бюрократического управления.
6. Ответы на вопросы, поставленные учителем. Работа с карточками. 7. Дают письменную характеристику Николаю I в тетради. Обсуждение характеристики.
8. Работа в парах. Разбивка текста на части, обозначение частей – внешняя политика, внутренняя политика, культура. Номер части и ее характеристика, обозначенная +, –,?. Высказывания по проблеме. 9. Работа над мини-сочинениями.
1. Записи в тетрадях, подготовка к написанию эссе. 2. Подготовка к сочинению-миниатюре: «Каким я хочу видеть свой душевный город?»
Запись домашнего задания. |