Цель: не только обобщить, систематизировать материал по теме, закрепить изученные орфограммы (НЕ с деепричастием) и пунктограммы (выделение деепричастий и деепричастных оборотов), но и – самое главное – сравнить две глагольные формы (причастие и деепричастие), усвоить норму употребления деепричастия в предложении, научиться выделять границы деепричастного оборота.
(На доске заранее написаны слова для разбора по составу, значимые части
слова, слова для постановки ударения:
– наливая, наклоняясь, понизив, развертывая, проговорив, забирая, замахнувшись;
-евши, -евший, -ивши, -ивший, -авши;
– балуясь, ржавея, черпая.)
Ход урока
1. Учитель сообщает учащимся тему и цель урока; сведения о знаниях и умениях, которыми они должны овладеть.
2. За работой будут следить 3 куратора, которые должны оценить ответы учащихся своего ряда.
Учитель: Кто желает воспроизвести конспекты по теме “Деепричастие – особая форма глагола” (у каждого свои варианты).
(Пока ребята работают у доски, все остальные отвечают на контрольные вопросы.)
– Что называется деепричастием?
– Как пишется НЕ с деепричастием?
– Как образуется деепричастие несовершенного вида и совершенного вида?
– Что называется деепричастным оборотом?
– Какими членами предложения является деепричастие и деепричастный оборот?
– Как выделяется деепричастие и деепричастный оборот на письме?
(Проверяется работа у доски.)
3. На столах у каждого листочки с текстами и заданиями:
– прочитайте текст про себя;
– выразительно прочитайте вслух;
– найдите деепричастия; докажите, что это деепричастия;
– какие признаки глагола есть у деепричастия;
– какие общие черты у деепричастия и наречия.
(Проводится языковой анализ текста.)
4. Учитель: Ребята, а почему эта часть речи так называется? Объясните, пожалуйста!
Ученик: Особая форма глагола, сам термин указывает на преобладание в деепричастии глагольного начала: корень -дей-; дее- от старинного глагола деяти – делать, действовать, отсюда существительное – деятель (деятель науки); деепричастие связано с формами глагола больше, чем причастие, оно, как и причастие, тоже “причастно” к глаголу, к основному действию; но само, без глагола – сказуемого, употребляться не может).
Учитель: Покажите на тексте зависимость деепричастия от глагола – сказуемого; замените, где можно, один из глаголов деепричастием.
– Малыш напевал и хлопал в ладоши.
– Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки.
– Собака бежала впереди охотника и постоянно оглядывалась.
Учитель: Проведем исследования, опираясь на сравнение двух глагольных форм: а есть ли общие грамматические признаки у причастия и деепричастия? В чем их различия?
Ученик: Обе формы глагольные, образуются от глагола, имеют вид, могут иметь при себе зависимое слово; причастие изменяется по родам, числам и падежам; деепричастие не изменяется; в предложении причастие является определением; деепричастие в предложении является обстоятельством; приз. пр. по действию; деепричастие –добавочное действие; причастие отвечает на вопрос какой?; деепричастие – что делая? что сделав?
Учитель: Давайте повторим сведения об образовании деепричастия.
На что нужно обращать внимания? (На вид и основу глагола.)
(Разбираем деепричастия по составу.)
– Придумайте и запишите слова с данными значимыми частями:
-евши, -евший, -ивши, -ивший, авши, -авший (цель: отработка умения различать причастия от деепричастия).
5. Выборочный диктант (учитель читает текст, а ученики 1 варианта выписывают деепричастия несовершенного вида, 2 вариант – совершенного вида; морфологический разбор причастия и деепричастия; вспомнить деепричастный оборот, выделение деепричастного оборота и единичного деепричастия на письме).
6. Проверка домашнего задания (примеры из литературных произведений с деепричастным оборотом и единичными деепричастиями).
7. Закрепление усвоения этой орфограммы (деепричастный оборот) (в карточках напечатан текст: 1 вариант обозначает деепричастные обороты и единичные деепричастия в первом абзаце, 2 вариант – во втором абзаце, 3 вариант – 3 абзаце, далее проводится взаимопроверка, и ученики ставят зеленой пастой оценку).
8. Развитие речи.
Учитель: Мы уже знаем, что на уроках русского языка мы работаем не только над словами, СС, предложением, но и работаем с целым текстом. На доске записан текст, прочитайте его, перескажите, употребляя в речи деепричастия и причастия.
9. Итог урока.
Учитель: В каких стилях речи употребляются деепричастия?
Ребята из нашего класса составили “похвальное слово” деепричастию, причастию, руководствуясь вопросами из учебника, выполняя упражнение.
Например: 1. Деепричастие – это особая неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочное действие. Деепричастие “не дружит” со временем, но вид можно легко опознать, поставить вопрос, а возвратность определим по суффиксу -СЬ. В отличие от причастия, эта категория не имеет признаков прилагательного, а значит, нет и окончания. Плохо зная суффикс деепричастия, мы путаем его с кратким причастием. Чтобы предотвратить такую ошибку, надо знать, что -а, -я – суффикс деепричастия несовершенного вида; -в, -вши, -ши – совершенного вида. В предложениях деепричастия являются обстоятельством. Существуют только 2 правила о деепричастии: 1 – орфографическое: “Частица НЕ с деепричастием всегда пишется раздельно”; 2 – пунктуационное: “Деепричастие и деепричастный оборот всегда выделяется запятыми”.
2. Деепричастия помогают нам более складно и просто выразить мысль. Эту форму глагола любили употреблять в стихах и прозе поэты и писатели. Например, А.С. Пушкин.
Юношу, горько рыдая, ревнивая дева бранила;
К ней на плечо преклонен, юноша вдруг задремал.
Дева тотчас умолкла, сон его легкий лелея,
И улыбалась ему, тихие слезы лия.Усердно помолившись Богу,
Лицею прокричав ура,
Прощайте, братцы: мне в дорогу,
А вам в постель уже пора.
3. Но прозе тоже без него не обойтись, потому что было бы столько союзных слов КОТОРЫЙ, что было бы трудно читать; причастие, хотя и форма глагола, но труднее глагола. Диктант без причастия писать скучно. С ним связано столько правил, что, вспомнив их все и не написав диктант без ошибок, радуешься. Я люблю деепричастия за то, что с деепричастием изящна наша речь, благодаря ему, становится более гибкой, способной передать любые оттенки действия.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, нужны ли, по-вашему мнению, уроки-практикумы?