Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Законом Российской Федерации “Об образовании” установлено, что “основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся”.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Ведущей идеей моей профессиональной деятельности является связь предметного обучения истории, обществознанию, краеведению с развитием гражданских и нравственных качеств личности, ее познавательного и творческого потенциала. В рамках реализации данной идеи мною решаются следующие задачи:
- реализация потенциала личности ребенка, сформированности у учащихся определенных гражданских и нравственных идеалов, служащих показателем отношения личности к обществу;
- формирование позитивного правосознания школьников;
- развитие у учащихся рационального и эмоционального восприятия социальной действительности;
- развитие познавательной активности школьников.
Осознавая значимость работы по формированию чувства уважения к Родине, родному краю, его истории и традициям для подрастающего поколения, стараюсь направлять деятельность своих учеников именно в этом направлении. Как учитель и классный руководитель принимаю активное участие в реализации школьной воспитательной программы, которая включает в себя подпрограмму по гражданско-патриотическому воспитанию “Я рожден в России”.
Работа по данной программе осуществляется в следующих направлениях:
Направление |
Цель |
Задачи |
Формы |
“Связь поколений” | Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. |
|
Беседы, лекции, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, мероприятия, посвященные памятным датам. |
“Растим патриота и гражданина России” | Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. |
|
Беседы, лекции, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, день Конституции, акции. |
“Мой край родной” | Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине. |
|
Беседы, лекции, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по истории Урала, акции, встречи с интересными людьми. |
“Я и семья” | Осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности. |
|
Беседы, родительские собрания, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники. |
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как “малая Родина”, “Отечество”, “родная земля”, “родной язык”, “моя семья и род”, “мой дом”.
Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Развитие у ребят гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социально-значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, формирование и развитие разносторонней личности осуществляю в первую очередь через различные уроки:
- Традиционные (вводный урок; изучение нового материала; комбинированный урок (опрос и изучение материала); контрольный урок; урок повторения, обобщения).
- Нетрадиционные (уроки в форме соревнований и игр; уроки-исследования; уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие; уроки-мероприятия; интегрированные уроки).
Темы гражданственности и патриотизма “красной нитью” стараюсь проводить на всех уроках истории, обществознания и краеведения с 5 по 11 класс. Применяя технологии критического мышления, проблемного и развивающего обучения, информационные, модульные технологии, организую разнообразную познавательную деятельность обучающихся, развиваю их творческие способности, успешно формирую у ребят предметные компетенции.
Формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма способствует курс краеведения, который реализуется мною через уроки, факультативные занятия, внеклассную работу. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно-полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер. Краеведческая работа способствует развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение — всегда краелюбие. С.О. Шмидт писал: “Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие”.
Благодаря краеведению мои ученики имеют возможность глубже уяснить положения: история — это история людей; корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; труд — основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества. Краеведческие темы реализую через следующие блоки:
- Мой дом. Родословная семьи.
- Родная школа. Ее история и традиции.
- Мой город: прошлое, настоящее, будущее.
- История области (края).
Применяю и различные внеурочные формы, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся: факультативные занятия, семинары, конференции, консультации, экскурсии, конкурсы школьного, городского, областного уровня, тематические декады истории и правовых знаний и т.д.
Ежегодно мои ученики участвуют в различных конкурсах краеведческой и правовой направленности: “Вот эта улица, вот это дом”, “О край родной, край, сердцу милый…”, “Юные знатоки Урала”, “Испытай себя на пути в студенчество”, “Мы выбираем будущее” и др. В наше время востребован новый человек – исследователь проблем, а не простого исполнитель, поэтому главным успехом своей работы считаю увеличение числа учащихся, вовлеченных в исследовательскую, проектную деятельность по истории, обществознанию, краеведению.
Считаю, что в первую очередь мои ученики должны быть настоящими людьми, с развитыми духовно-нравственными и социально-значимыми качествами. Воспитанники моего класса активно принимают участие в различных школьных мероприятиях, соревнования, акциях, а также экскурсиях и поездках, направленных на изучение родного края (посещение Демидов центра в нашем городе, окрестностей Ревды, городов области Невьянска, Кунгура, Камышлова). Именно на базе своего класса стараюсь осуществлять свои идеи и задумки по гражданскому воспитанию. В основе гражданско-патриотической работы с моим классом лежит следующая схема мероприятий:
Сентябрь |
1 – Урок Знаний, урок Мира, поздравление
ветеранов педагогического труда “Мы помним”, 1-3 – экскурсии, прогулки “Город, в котором я живу”, участие в городских мероприятиях (1 сентября – День рождения Ревды), 23 – встречи с ветеранами педагогического труда, в связи с Днем рождения школы. Акция “Подарок школе”. |
Октябрь |
1 – Участие в школьной операции в
микрорайоне школы “Спасибо, ветеран” (1 октября – День пожилого человека), изготовление и распространение листовок, встречи с ветеранами войны и труда, 5 – классный час “Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей” (День Учителя.) |
Ноябрь |
26-30 – Дни материнской славы, конкурсы стихов, сочинений, участие в школьном концерте. |
Декабрь |
1-10 – Декада правовых знаний, встречи с
работниками правоохранительных органов, – Участие в мероприятиях, посвященных Дню героев России (9 декабря), – Изготовление листовок, поздравление жителей микрорайона с Новым годом. |
Январь |
– Участие в акции “Дни милосердия”. |
Февраль |
– Месячник защитников Отечества
“Служу России”, – Операция в микрорайоне школы “Спасибо, тебе рядовой армии Российской”, встречи с военнослужащими. |
Март |
– Участие в мероприятиях, посвященных 8 марта. |
Апрель |
– Участие в фестивале стихов и патриотической песни. |
Май |
– Декада боевой славы России (9 мая –
День Победы), – Операция в микрорайоне школы “Спасибо, Вам, ветераны”, “Помним, благодарим”, встречи с ветеранами войны и труда. |
Мероприятия и акции, проводимые в течение учебного года, рассчитаны на привлечение и активную деятельность самих школьников к работе по сохранению и приумножению ценностей, накопленных предыдущими поколениями людей, развитие их инициативы и творчества, социализацию учащихся, подготовку их к жизни в условиях обновляемой России. Ребята привлекаются к подготовке и проведению классных часов патриотической направленности, они подбирают материал, создают презентации, делают сообщения, оформляют листовки, выступают лекторами. Героические события нашей истории, выдающиеся достижения в области политики позволяют воспитывать в моих учениках качества патриота и гражданина.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.