Основу современного контингента нашей вечерней пенитенциарной школы
составляют обучающиеся со следующими особенностями:
– негативное отношение к учебе;
– дидактическая запущенность по всем основным предметам школьной программы;
– сниженный уровень обучаемости в результате употребления алкоголя и
наркотиков;
– длительный перерыв между предыдущей и настоящей учебой;
– стремление уклониться от посещения школы, поскольку обучение не входит в
систему ценностей данной категории людей. Отсюда вытекают особенности процесса
обучения таких школьников:
– "текучесть" обучающихся, обусловленная различными причинами: движением по
этапам, реформой ГУФСИН, изоляцией за нарушение режима колонии от одной недели
до года;
– работа на разных объектах колонии, которую многие не хотят терять, так как это
влияет на срок отбывания наказания;
– недостаточное внимание со стороны администрации колонии к проблемам школы:
организации посещаемости, формировании материальной базы ОУ.
Исходя из особенностей процесса обучения в нашей школе, были определены цель и задачи работы школы.
Цель работы школы: создание условий для формирования социально-адаптированной личности с адекватной самооценкой, действующей в рамках закона и общепринятых нравственных норм, ориентированной на саморазвитие, готовой к определению своего места в жизни и способной реализовать свой личностный потенциал в динамичных социально-экономических условиях.
Задачи работы школы:
– совершенствовать работу педагогического коллектива по повышению
учебной мотивации;
– формировать личность, способную адаптироваться в новых социально-экономических
условиях;
– формировать гуманистическое отношение к окружающему миру, потребность в
приобщении к духовным ценностям и в совершенствовании своего внутреннего
мира;
– способствовать повышению мотивации обучающихся на укрепление
здоровья и поддержания здорового образа жизни;
– воспитывать уважительное отношение к труду и потребность
трудиться.
Управление в таких условиях требует определенного подхода. Под управлением мы понимаем "Целенаправленное ресурс обеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированной цели и задач образовательного учреждения" (И.П. Третьяков).
Цель управления школой: создание условий для повышения учебной мотивации и формирования личности осужденных, как полноценных членов свободного общества, уважающих Закон и соблюдающих социальные нормы.
Задачи управления.
1. Управленческая подсистема:
– разработать адаптивную модель организации
воспитательно-образовательного процесса;
– создать оптимальные условия для воспитательно-образовательного процесса с
учетом особенностей школы закрытого типа.
2. Дидактическая подсистема:
– повысить уровень профессиональной компетентности педагогов
образовательного учреждения в вопросах формирования учебной мотивации
обучающихся;
– создать информационно-аналитический банк по изучению уровня профессиональной
компетентности педагогических работников и индивидуальных особенностей
обучающихся.
3. Воспитательная подсистема:
– формировать у осужденных мотивацию к учебной деятельности;
– создавать адаптивную образовательную среду для удовлетворения
образовательных потребностей обучающихся, которая позволит приспосабливаться к
условиям изменяющейся внешней среды и максимально адаптироваться к личности с ее
индивидуальными возможностями;
– воспитывать у обучающихся потребность в приобщении к духовным ценностям
и совершенствовании своего внутреннего мира;
– формировать представление о самореализующемся, уверенном в себе,
адекватном в поведении, нужном и принятом в обществе, достойном гражданине своей
страны.
4. Коррекционно-развивающая подсистема:
– обеспечить психолого-педагогическое сопровождение
воспитательно-образовательного процесса в условиях вечерней закрытой школы;
– создать базу данных по изучению адаптации обучающихся, повышению
учебной мотивации, диагностики психофизических особенностей школьников.
5. Материально-техническая подсистема:
– улучшить материально-техническую базу образовательного учреждения.
Нами выбрана линейно-функциональная система управления (Приложение 1).
Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости обучающихся. Задача учителей нашей школы – создать у школьников устойчивую мотивацию достижения успеха.
Каким образом решается эта задача в нашей школе? Вспомним замечательное философское высказывание "Сам учитель – образец внутренне-мотивированной деятельности достижения, т. е. личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересам к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью своих силах, высоким самоуважением".
Для повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросам учебной мотивации в школе проводятся мероприятия, в которых отражены вопросы учебной мотивации обучающихся:
- педсоветы;
- семинары;
- беседы психолога с классными руководителями по результатам психолого-педагогического исследования;
- заседания МО, связанные с вопросами изучения и формирования учебной мотивации обучающихся;
- заседания МО классных руководителей при заместителе директора в присутствии психолога, на которых каждое воспитательное мероприятие школы анализируется с точки зрения реализации цели и задач школы.
Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе, классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником. Приемы деятельности учителей в школе, которые помогают обучающимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учения:
- интересные уроки;
- занимательность изложения учебного материала;
- эмоциональность речи учителя;
- использование игровых методов;
- новизна информационного материала;
- ориентация на индивидуальную и групповую работу в классе.
Большую помощь по выявлению мотивированных обучающихся и развитию творческих способностей школьников оказывает психологическая служба школы.
В начале учебного года отводится определенный период для психолого-педагогической диагностики обучающихся, которая выявляет характер мотивации учения и личностные особенности каждого обучающегося. По результатам диагностики определяются направления учебно-воспитательной работы педколлектива на предстоящий учебный год. Психологическое сопровождение осуществляется следующим образом:
- тестирование по выявлению знаний и умений обучающихся;
- диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у школьников;
- диагностика индивидуальных особенностей;
- анкетирование обучающихся;
- индивидуальные беседы;
- наблюдения, разъяснения.
В контрольно-аналитической деятельности работы школы делается акцент на входной контроль для вновь прибывших обучающихся, который выявляет уровень знаний школьников, вновь прибывших в школу в текущем учебном году. С этой целью проводятся контрольные срезы и собеседование по основным предметам. Параллельно с диагностикой в школе проводится работа по адаптации вновь прибывших обучающихся.
Следующая управленческая задача дидактической подсистемы:
создание информационно-аналитического банка по изучению уровня
профессиональной компетентности педагогических работников и индивидуальных
особенностей обучающихся.
Сбор аналитической информации осуществляется по следующим блокам:
– результаты учебной деятельности:
- отслеживание абсолютной и качественной успеваемости по классам;
- результаты контрольных срезов (входной, текущий, итоговый контроль);
- результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
– индивидуальные особенности обучающихся:
- индивидуальные карты по сформированности учебной мотивации (по результатам анкетирования);
– портфолио педагогических работников школы (результаты педагогической деятельности учителей );
– методическое сопровождение формирования профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах учебной мотивации обучающихся (подборка статей, методик формирования учебной мотивации).
Пополнение информационно-аналитического банка школы осуществляется при помощи педагогического мониторинга.
Воспитательная подсистема.
В школе в течение учебного года еженедельно проводятся тематические классные часы на нравственно-этические темы, которые организуют классные руководители. Проводятся индивидуальные консультации, беседы с осужденными при участии психолога школы, традиционные школьные мероприятия, предметные недели. Каждое общешкольное мероприятие и предметная неделя имеют открытый характер. В них могут принять участия все желающие: учителя, школьники, офицеры колонии. Проведенные воспитательные мероприятия анализируются. В результате анализа делается вывод о том, насколько реализованы педагогом цель и воспитательные задачи школы по формированию учебной мотивации обучающихся и созданию адаптивной образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей школьников.
Заключение.
Анализ результатов управленческой деятельности позволяет сделать выводы:
– уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросам учебной
мотивации подтверждается положительно устойчивой динамикой общей и качественной
успеваемости обучающихся;
– профессионализм педагогов позволяет проводить воспитательные мероприятия на
высоком уровне, что способствует реализации цели и задач работы школы;
– результаты психолого-педагогической диагностики показывают положительную
динамику личностного роста обучающихся;
– процесс реадаптации обучающихся к школе проходит эффективно.
Вчерашние неудачники, которые отмалчивались на уроках или практически не посещали школу по социальным причинам, попадая в нашу школу, чувствуют себя успешными учениками. В школе и вне ее ведут себя адекватно, возник интерес к участию в мероприятиях школы. Они чаще обращаются к учителю с просьбой объяснить материал с учетом своих особенностей, просят задания повышенной сложности, для того, чтобы преодолеть свои комплексы и выйти за рамки предопределенные им прежними наставниками.
Правильно выбранные цель и задачи управления образовательным учреждением приносят свои плоды. Не зря наши выпускники с гордостью говорят: "Только в этой школе меня поняли и, наконец-то, я стал понимать себя сам"
Словарь использованных в статье терминов.
- "Мотив – побуждение к действию, вызванное собственными потребностями индивида" (психологический словарь под редакцией Ю.Л. Неймера. Ростов-на-Дону, "Феникс", 2005).
- "Мотивация – совокупность побуждений, вызывающих активность индивида" (психологический словарь под редакцией Ю.Л. Неймера. Ростов-на-Дону, "Феникс", 2005).
- "Мотив учебной деятельности – побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьей, так и самой школой" (Л.И. Божович).
- "Учебный мотив – направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанные внутренним отношением ученика к ней" (А.К. Маркова).
- "Мониторинг" (лат. monitor – напоминающий, надзирающий) – процесс непрерывного научно-обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием и развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения" (А.С. Белкин).