Особенности управления вечерней школой закрытого типа в современных социально-экономических условиях

Разделы: Администрирование школы


Основу современного контингента нашей вечерней пенитенциарной школы составляют обучающиеся со следующими особенностями:
негативное отношение к учебе;
– дидактическая запущенность по всем основным предметам школьной программы;
сниженный уровень обучаемости в результате употребления алкоголя и наркотиков;
– длительный перерыв между предыдущей и настоящей учебой;
– стремление уклониться от посещения школы, поскольку обучение не входит в систему ценностей данной категории людей. Отсюда вытекают особенности процесса обучения таких школьников:
– "текучесть" обучающихся, обусловленная различными причинами: движением по этапам, реформой ГУФСИН, изоляцией за нарушение режима колонии от одной недели до года;
– работа на разных объектах колонии, которую многие не хотят терять, так как это влияет на срок отбывания наказания;
– недостаточное внимание со стороны администрации колонии к проблемам школы: организации посещаемости, формировании материальной базы ОУ.

Исходя из особенностей процесса обучения в нашей школе, были определены цель и задачи работы школы.

Цель работы школы: создание условий для формирования социально-адаптированной личности с адекватной самооценкой, действующей в рамках закона и общепринятых нравственных норм, ориентированной на саморазвитие, готовой к определению своего места в жизни и способной реализовать свой личностный потенциал в динамичных социально-экономических условиях.

Задачи работы школы:
– совершенствовать работу педагогического коллектива по повышению учебной мотивации;
– формировать личность, способную адаптироваться в новых социально-экономических условиях;
– формировать гуманистическое отношение к окружающему миру, потребность в приобщении к духовным ценностям и в совершенствовании своего внутреннего мира;
– способствовать повышению мотивации обучающихся на укрепление здоровья и поддержания здорового образа жизни;
– воспитывать уважительное отношение к труду и потребность трудиться.

Управление в таких условиях требует определенного подхода. Под управлением мы понимаем "Целенаправленное ресурс обеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированной цели и задач образовательного учреждения" (И.П. Третьяков).

Цель управления школой: создание условий для повышения учебной мотивации и формирования личности осужденных, как полноценных членов свободного общества, уважающих Закон и соблюдающих социальные нормы.

Задачи управления.

1. Управленческая подсистема:
разработать адаптивную модель организации воспитательно-образовательного процесса;
– создать оптимальные условия для воспитательно-образовательного процесса с
учетом особенностей школы закрытого типа.

2. Дидактическая подсистема:
повысить уровень профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения в вопросах формирования учебной мотивации обучающихся;
– создать информационно-аналитический банк по изучению уровня профессиональной компетентности педагогических работников и индивидуальных особенностей обучающихся.

3. Воспитательная подсистема:
формировать у осужденных мотивацию к учебной деятельности;
создавать адаптивную образовательную среду для удовлетворения
образовательных потребностей обучающихся, которая позволит приспосабливаться к условиям изменяющейся внешней среды и максимально адаптироваться к личности с ее индивидуальными возможностями;
–  воспитывать у обучающихся потребность в приобщении к духовным ценностям и совершенствовании своего внутреннего мира;
формировать представление о самореализующемся, уверенном в себе, адекватном в поведении, нужном и принятом в обществе, достойном гражданине своей страны.

4. Коррекционно-развивающая подсистема:
– обеспечить психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в условиях вечерней закрытой школы;
создать базу данных по изучению адаптации обучающихся, повышению учебной мотивации, диагностики психофизических особенностей школьников.

5. Материально-техническая подсистема:
– улучшить материально-техническую базу образовательного учреждения.

Нами выбрана линейно-функциональная система управления (Приложение 1).

Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости обучающихся. Задача учителей нашей школы – создать у школьников устойчивую мотивацию достижения успеха.

Каким образом решается эта задача в нашей школе? Вспомним замечательное философское высказывание "Сам учитель – образец внутренне-мотивированной деятельности достижения, т. е. личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересам к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью своих силах, высоким самоуважением".

Для повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросам учебной мотивации в школе проводятся мероприятия, в которых отражены вопросы учебной мотивации обучающихся:

  • педсоветы;
  • семинары;
  • беседы психолога с классными руководителями по результатам психолого-педагогического исследования;
  • заседания МО, связанные с вопросами изучения и формирования учебной мотивации обучающихся;
  • заседания МО классных руководителей при заместителе директора в присутствии психолога, на которых каждое воспитательное мероприятие школы анализируется с точки зрения реализации цели и задач школы.

Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе, классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником. Приемы деятельности учителей в школе, которые помогают обучающимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учения:

  • интересные уроки;
  • занимательность изложения учебного материала;
  • эмоциональность речи учителя;
  • использование игровых методов;
  • новизна информационного материала;
  • ориентация на индивидуальную и групповую работу в классе.

Большую помощь по выявлению мотивированных обучающихся и развитию творческих способностей школьников оказывает психологическая служба школы.

В начале учебного года отводится определенный период для психолого-педагогической диагностики обучающихся, которая выявляет характер мотивации учения и личностные особенности каждого обучающегося. По результатам диагностики определяются направления учебно-воспитательной работы педколлектива на предстоящий учебный год. Психологическое сопровождение осуществляется следующим образом:

  • тестирование по выявлению знаний и умений обучающихся;
  • диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у школьников;
  • диагностика индивидуальных особенностей;
  • анкетирование обучающихся;
  • индивидуальные беседы;
  • наблюдения, разъяснения.

В контрольно-аналитической деятельности работы школы делается акцент на входной контроль для вновь прибывших обучающихся, который выявляет уровень знаний школьников, вновь прибывших в школу в текущем учебном году. С этой целью проводятся контрольные срезы и собеседование по основным предметам. Параллельно с диагностикой в школе проводится работа по адаптации вновь прибывших обучающихся.

Следующая управленческая задача дидактической подсистемы:
создание информационно-аналитического банка по изучению уровня профессиональной компетентности педагогических работников и индивидуальных особенностей обучающихся.

Сбор аналитической информации осуществляется по следующим блокам:

результаты учебной деятельности:

  • отслеживание абсолютной и качественной успеваемости по классам;
  • результаты контрольных срезов (входной, текущий, итоговый контроль);
  • результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

индивидуальные особенности обучающихся:

  • индивидуальные карты по сформированности учебной мотивации (по результатам анкетирования);

портфолио педагогических работников школы (результаты педагогической деятельности учителей );

методическое сопровождение формирования профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах учебной мотивации обучающихся (подборка статей, методик формирования учебной мотивации).

Пополнение информационно-аналитического банка школы осуществляется при помощи педагогического мониторинга.

Воспитательная подсистема.

В школе в течение учебного года еженедельно проводятся тематические классные часы на нравственно-этические темы, которые организуют классные руководители. Проводятся индивидуальные консультации, беседы с осужденными при участии психолога школы, традиционные школьные мероприятия, предметные недели. Каждое общешкольное мероприятие и предметная неделя имеют открытый характер. В них могут принять участия все желающие: учителя, школьники, офицеры колонии. Проведенные воспитательные мероприятия анализируются. В результате анализа делается вывод о том, насколько реализованы педагогом цель и воспитательные задачи школы по формированию учебной мотивации обучающихся и созданию адаптивной образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей школьников.

Заключение.

Анализ результатов управленческой деятельности позволяет сделать выводы:
– уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросам учебной мотивации подтверждается положительно устойчивой динамикой общей и качественной успеваемости обучающихся;
– профессионализм педагогов позволяет проводить воспитательные мероприятия на высоком уровне, что способствует реализации цели и задач работы школы;
– результаты психолого-педагогической диагностики показывают положительную динамику личностного роста обучающихся;
– процесс реадаптации обучающихся к школе проходит эффективно.

Вчерашние неудачники, которые отмалчивались на уроках или практически не посещали школу по социальным причинам, попадая в нашу школу, чувствуют себя успешными учениками. В школе и вне ее ведут себя адекватно, возник интерес к участию в мероприятиях школы. Они чаще обращаются к учителю с просьбой объяснить материал с учетом своих особенностей, просят задания повышенной сложности, для того, чтобы преодолеть свои комплексы и выйти за рамки предопределенные им прежними наставниками.

Правильно выбранные цель и задачи управления образовательным учреждением приносят свои плоды. Не зря наши выпускники с гордостью говорят: "Только в этой школе меня поняли и, наконец-то, я стал понимать себя сам"

Словарь использованных в статье терминов.

  1. "Мотив – побуждение к действию, вызванное собственными потребностями индивида" (психологический словарь под редакцией Ю.Л. Неймера. Ростов-на-Дону, "Феникс", 2005).
  2. "Мотивация – совокупность побуждений, вызывающих активность индивида" (психологический словарь под редакцией Ю.Л. Неймера. Ростов-на-Дону, "Феникс", 2005).
  3. "Мотив учебной деятельности – побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьей, так и самой школой" (Л.И. Божович).
  4. "Учебный мотив – направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанные внутренним отношением ученика к ней" (А.К. Маркова).
  5. "Мониторинг" (лат. monitor – напоминающий, надзирающий) – процесс непрерывного научно-обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием и развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения" (А.С. Белкин).