Урок внеклассного чтения "Город твоих друзей"

Разделы: Начальная школа


Цели. Познакомить детей с историей возникновения библиотек, с некоторыми библиотечными терминами, уточнить библиотечные знания, обогатить словарный запас учащихся, помочь учащимся работать в библиотеке.

Задачи урока:

Учить ориентироваться в подборе книг по данной теме (название книги, автор, краткое содержание), учить пользоваться справочной литературой (энциклопедия, словари).

Развивать кругозор, любознательность, словарный запас, внимание, память.

Воспитывать бережное отношение к книге, любовь к чтению и родному языку.

Ход урока

I. Организационный момент. (Психологический.)

Встало солнышко – ура!
На урок нам всем пора!
Учимся старательно,
Слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем,
Дружно руки поднимаем!

II. Знакомство с новым материалом.

Настрой на восприятие темы урока.

Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок.

– Как выдумаете, о чем мы будем говорить?

Дети: о книге.

– Как вы догадались?

Дети: выставка книг в нашем классе.

Да, вы правы: наш урок посвящен книгам.

Учитель: сегодня мы будем говорить не только о книгах. Отгадайте загадки и поймете, о чем идет речь.

Снаружи смотришь – дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нем,
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными
На длинных полках
Вдоль стены
Собрались сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай …
Как называют этот дом?
Попробуй, отгадай!
(Библиотека.)

III. Беседа учителя.

Правильно. На нашем уроке речь будет идти о библиотеке и ее “жильцах” – книгах. Поэтому тема такая: “Город твоих друзей”.

Вопросы классу. Целеполагание.

– А что вы знаете о библиотеке?
– Почему она так называется?
– Как правильно вести себя в библиотеке, как ею “пользоваться”?
– Как найти нужную книгу?
– Как обращаться с ней?

Постараемся вместе ответить на все эти вопросы.

Слово библиотека произошло от греч. “книга” и “место хранения”, а значит учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу.

Но когда появились библиотеки? Немного истории.

Библиотеки впервые появились на древнем Востоке. Это собрание глиняных табличек, (2500 год до н. э). Обнаружили их в храме вавилонского города Ниппур.

А в одной из гробниц близ египетских Фив был обнаружен ящик с папирусами (XVIII–XVII вв. до н. э.)

Самая известная древневосточная библиотека – собрание клинописных табличек из дворца ассирийского царя VII века до н. э. Ашшурбанипала в Ниневии.

Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека. Она была создана в III веке до н. э. Птолемеем I и была центром образования всего эллинистического мира.

Александрийская библиотека являлась частью комплекса музея, в который входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека.

Музей и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году нашей эры.

В Китае всегда испытывали почтение к науке. В IV–V в. до н.э. в монастырях Китая стали из дерева вырезать рельефные тексты и иконы, используя зеркальное отражение.

Смазав их краской, можно было получить большее число оттисков.

С VI по V вв. до н.э. в Китае были библиотеки.

Наконец античный мир обрел новый прочный материал – пергамент (по названию города Пергам в Малой Азии, где его производили).

Пергамент делали из овечьих, телячьих, козьих и даже кошачьих кож. Материал был прочным, но на изготовление одной книги могло пойти целое стадо.

Листы можно было сгибать и сшивать. Писали на пергаменте уже с двух сторон и не только тростниковыми палочками, но и птичьими перьями.

Сшитые листы образовывали кодекс. Эти кодексы стали вытеснять папирусные свитки, и в Римской империи в библиотеках знати свитков с III в. н.э. уже не держали. Пергаментные тетради использовались в школах.

Их делали очень тщательно и украшали. Листы окрашивали в пурпурный или черный цвет, буквы бывали серебряными или золотыми.

Позднее в Китае стали экспериментировать с тем, что мы теперь называем “вторсырье” – тряпьем. К нему добавляли волокно конопли и древесную кору, разминали в чанах, а полученную массу пропускали через прямоугольные сита.

На ситах оставался слой, который после обработки становился листом бумаги.

В IV в. был издан императорский указ о том, что бумага становится общеупотребительным материалом.

А в XI в. кузнец Пи Шэн. стал работать с составными литейными формами. Он предложил набирать текст из глиняных знаков, размещенных в специальной рамке.

В XIII в. такие знаки – литеры – стали делать из олова и дерева, а в Корее – из меди.

На Руси книги появились с принятием христианства. Киевские князья приглашали переписчиков и переводчиков. Они тоже писали на пергаменте.

Новгородцы писали друг другу письма на бересте. Их дети учились писать, процарапывая буквы на ее белой поверхности. Берестой пользовались и позднее. Сохранились сведения, что Сергий Радонежский, основатель Троицкого монастыря, был настолько беден, что книги в его монастыре были берестяными.

В Средние века очагами книжности были монастырские библиотеки, при которых действовали скриптории.

В эпоху Ренессанса деятели Возрождения, буквально, охотились за сохранявшимися в монастырях греческими и латинскими текстами. Из-за огромной стоимости манускриптов и трудоемкости их изготовления книги приковывались к библиотечным полкам цепями.

В XIV–XV вв. в Европе изготовление книг вышло за стены монастырей. Теперь этим занимались ремесленники, а торговали книгами купцы.

Образование становилось все более светским, увеличился интерес к точным наукам.

Книги стали делать из бумаги.

В середине XIII в. бумагу начали делать в Италии, в XIV в. во Франции, потом в Германии, Англии. В Голландии для ее изготовления использовались ветряные мельницы.

И наконец, Гутенберг, ювелир, гравер, резчик по камню, изобрел книгопечатание. Он первым применил разборный шрифт.

Тексты всех книг, о которых я упоминала, были рукописными.

Единственное известное исключение – так называемый Фестский диск, найденный на Крите и изготовленный в XVII в. до н.э.

Этот, не прочитанный до сих пор текст, был нанесен на сырую глину, а знаки были вырезаны на штампиках и оттиснуты на ней.

Физкультминутка (проводится под легкую, спокойную музыку).

1. И.п.: сидя за партой, руки за голову, пальцы в замок; 1–2 – руки ладонями вверх, посмотреть на кисти – вдох; 3–4 – и.п. – выдох 3–4 раза. Темп медленный.

2. И.п.: стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон вправо, левую руку вверх; 2 – и.п.; 3-4 – то же влево. 3–6 раз. Темп средний.

3. И.п.: стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – поворот влево, руки в стороны; 2 – и.п.; 3–4 – то же вправо, 4–6 раз. Темп средний.

IV. Углубление преподаваемого материала.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание: в данной строке “спрятались” слова, которые относятся к теме нашего урока. Найдите эти слова. (Можно выбрать команду, которая будет работать отдельно.)

уабибжиулиотедхйкарь
рщбкаршьтоцытедлшка
кплисфонджбьцузцюйся
луэютьсправоъфыцзчник

Дети: библиотекарь, картотека, фонд, справочник.

Знаете ли вы, что обозначают эти слова?

Библиотекарь – человек, работающий в библиотеке, имеющий специальное библиографическое образование. К библиотекарю можно обратиться за помощью в поиске необходимой книги.

Картотека – упорядоченное собрание книг или других данных, как правило, в алфавитном порядке.

Фонд – упорядоченное собрание книг, предназначенное для хранения в данной библиотеке.

Справочник – издание практического назначения, с кратким изложением сведений в систематической форме, в расчете на выборочное чтение, на то, чтобы можно было быстро и легко навести по нему справку.

Физкультминутка (проводится под легкую, спокойную музыку).

Медленно опустить подбородок на грудь и оставаться в таком положении 5 сек. Проделать 5–10 раз.

Откинуться на спинку кресла, положить руки на бедра, закрыть глаза, расслабиться и посидеть так 10–15 сек.

Выпрямить спину, тело расслабить, мягко прикрыть глаза. Медленно наклонять голову вперед, назад, вправо, влево.

Сидя прямо с опущенными руками, резко напрячь мышцы всего тела. Затем быстро полностью расслабиться, опустить голову, закрыть глаза. Посидеть так 10–15 сек. Проделать упражнение 2–4 раза.

Медленно выдохнуть через рот (полностью). Проделать упражнение 4 раза (если не возникнет головокружение).

V. Активно-практический этап.

Учитель: Ребята, а сейчас послушайте одну историю…

Чтение отрывка из стихотворения С.Я.Маршака “Книжка про книжку”.

У Скворцова Гришки жили-были книжки:
Грязные, лохматые, рваные, горбатые,
Без конца и без начала, переплеты как мочала,
На листах каракули. Книжки горько плакали.
Дрался Гришка с Мишкой, замахнулся книжкой,
Дал разок по голове – вместо книжки стало две.
Горько жаловался Гоголь: был он в молодости щеголь,
А теперь, на склоне лет, он растрепан и раздет.
У бедняги Робинзона кожа содрана с картона,
У Крылова вырван лист, а в грамматике измятой
На странице тридцать пятой нарисован трубочист.
В географии Петрова нарисована корова
И написано: "Сия география моя.
Кто возьмет ее без спросу, тот останется без носу!"
– Как нам быть? – спросили книжки. –
Как избавиться от Гришки?
И сказали братья Гримм: “Вот что, книжки, убежим!”

Учитель: Почему книжки решили убежать?

Дети: с ними плохо обращался Гришка.

Учитель: эта история про мальчика, который не умел любить книгу и относился к ней плохо. Многие из вас, наверное, держали в руках такие неопрятные, “больные” книги…

– Как правильно надо относиться к книгам? Какие правила надо соблюдать?

Детям предлагается выработать свое правило бережного отношения к книге (работу можно провести в парах, или группах по усмотрению учителя).

VI. Завершение урока.

Учитель: Вот и подходит к концу наш урок. Сегодня мы с вами узнали очень много.

Сумели ли мы ответить на вопросы, которые определили в начале урока?

– А что вы знаете о библиотеке?
– Почему она так называется?
– Как правильно вести себя в библиотеке, как ею “пользоваться”?
– Как найти нужную книгу?
– Как обращаться с ней?

Дети: да.

Предлагаю небольшой опрос.

– Как называется помещение, где хранятся книги?
– На чем писали тексты книг?
– В какой стране впервые появилась бумага?
– Как зовут человека, который работает в библиотеке?
– Что такое фонд? Картотека? Справочник?
– Как звали мальчика, от которого убежали книги?
– Где находится библиотека в нашей школе?

Учитель: И хочется закончить наш урок такими словами о библиотеке и книгах.

Здесь книги рядами стоят.
Открою страницу – услышу:
Полынные ветры гудят,
Ковыльные травы колышут.
Ненавязчиво и мудро
Учит книга жить,
Быть красивым, умным, добрым,
Верить и любить.

VII. Итог.

Понравился вам наш урок? Поднимите ту карточку – смайлик, которая отражает ваше настроение.

Анализ работы детей на уроке, выставление оценок.

Домашнее задание: нарисовать то, что тебя особенно удивило на уроке.

Список используемой литературы:

  1. Википедия: свободная энциклопедия.
  2. Большая детская энциклопедия.
  3. Большая советская энциклопедия.
  4. Детская энциклопедия “Что такое? Кто такой?”, под. ред. Маркушевич А.И., М.: Просвещение, 1967.