Цели:
- педагогическая: создание условий для составления таблицы сложения, установления взаимосвязи между действиями сложения и вычитания;
- ученическая: в результате освоения данного модуля обучающиеся
овладеют умением устанавливать взаимосвязь между рисунком и выражением,
составлять выражение по рисунку;
научатся складывать и вычитать числа в пределах 9.
Тип, вид урока: постановка и решение учебной задачи.
УУД метапредметные:
Л: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Р: определение, формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; оценка своей работы по заданным критериям, соотнесение своей оценки с оценкой учителя, отметка изменений в своих действиях, сравнение своих достижений (во времени).
П: обучение высказываниям своих предположений; овладение навыком ориентирования в учебнике; анализ и сравнение предметов, геометрических фигур, выявление и выражение в речи признаков их сходства и различия; выделение и формулирование проблемы, отличие неизвестного от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками.
К: построение простого речевого высказывания; использование специальных знаков при организации коммуникации между учащимися; умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других; использование математической терминологии в устной и письменной речи.
Культурно-компетентностный опыт:
- знаниево-предметный уровень;
- репродуктивно-деятельностный уровень;
- креативно-преобразовательный уровень; личностно-диалогический уровень.
Приобретённая компетенция: предметная.
Объем освоения и уровень владения компетенциями.
Знание: репродуктивный; продуктивный; исследовательский; творческий.
Способ действия: составление таблицы сложения:
- репродуктивный;
- продуктивный;
- исследовательский.
Личностный смысл: предметно-содержательный; личностно-групповой.
О Р: схемы-“окошечки” для сравнения, таблица компонентов вычитания, интерактивная доска.
Сценарий урока
I. Мотивация к деятельности.
Дыхательная гимнастика (3 раза)
Гимнастика со словами: “Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Дерево все выше-выше.
А ребята тише – тише”.
И. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Личностные УУД:
Сравнение чисел (с помощью числового отрезка).
– Как сравнить числа 6 и 9? (6 располагается левее 9, а значит 6 < 9.)
– Сравните числа 8 и 5, Обоснуйте свой ответ. (8 располагается правее 5, значит, 8 > 5.)
– Вставьте в “окошки” числа так, чтобы выполнялось условие:
– Один из вариантов докажите.
Иллюстрация с помощью рисунков, составление пар.
– Какое число больше и насколько?
– Какое число меньше? Насколько?
2. Решение задач в стихах.
Запись решения в тетрадь.
В одном кармане четыре каштана,
В другом кармане их пять.
Прошу вас, дети, каштаны эти
Пересчитать.
(4 + 5 = 9.)В двух автобусах сидят
Девять маленьких ребят.
В первом едут двое только,
Во втором детишек сколько?
(9 – 2 = 7.)Взял девять вишенок Сергей
И угостил своих друзей.
Четыре вишни дал он Вите,
А остальные все - Никите.
Сколько вишен дал Никите?
Сосчитайте и скажите.
(9 – 4 = 5.)В шкафу стояло девять чашек.
Одну из них взяла Наташа.
Теперь уж сколько чашек там?
Подумай и ответишь сам.
(9 – 1 = 8.)
– Назовите в каждом выражении части и целое.
– Как найти целое? Как найти части?
III. Открытие нового.
- Личностные УУД:
1. Компоненты вычитания. Взаимосвязь между компонентами: № 1, с. 24.
Сказочный герой – Поросенок плачет, т.к. не может выполнить задание. Помогите Поросенку.
– Где в замке уменьшаемое, вычитаемое разность?
– Что заметили? На что обратили внимание?
Вывод: при увеличении уменьшаемого разность увеличивается, а при увеличении вычитаемого разность уменьшается.
Физкультминутка
Лучшие качели
ибкие лианы.
Это с колыбели знают обезьяны.
Кто на них качается да-да-да.
Тот не огорчается – никогда!
IV. Первичное закрепление и повторение пройденного.
- Личностные УУД:
1. Сравнение выражений: № 2, с. 24.
– На основе открытой закономерности. Работа в паре.
- 5 – 2 < 5 – 1, так как вычитаемое в I выражении больше, чем вычитаемое во значит, разность – результат слева меньше, чем справа;
- 9 – 3 > 9 – 4 – аналогично;
- 8 – 2 > 6 – 2, так как I выражении 2 вычитаем из большего числа, а во II – из меньшего;
- 7 – 4 < 9 – 4 – аналогично;
- 6 – 4 < 6 + 1, так как в первом случае число 6 уменьшили, а во втором – увеличили;
- 3 + 2 > 3 –2 – аналогично.
– Вам понравилось работать в паре?
2. Поиск неизвестного компонента с помощью числового отрезка.
Работа на интерактивной доске.
Сравнение полученных выражений: № 3, с. 24.
– Какое число нужно получить? (6.)
– Из какой точки нужно выйти? (Из точки 4.)
– На сколько единиц? В какую сторону? (На 2 единицы вправо.)
– Какое выражение получим? (4 + 2 = 6.)
– Запишите выражение и проведите стрелку.
– Какое число нужно получить? (6)
– Из какой точки выйдем? (Из точки 9.)
– На сколько единиц и в какую сторону? (На 3 единицы влево.)
– Какое выражение получили? (9 - 3 = 6.)
– Что можете сказать о результате первого и второго выражения? (Одинаковые.)
– Как это можно увидеть на числовом отрезке? (Обе стрелки идут в одну точку.)
– Какой можно сделать вывод? (Выражения равны.)
– Рассмотрите внимательно другой числовой отрезок. Сравните с первым.
– Можете ли что-нибудь отметить? (Точки отмечены разные, значит, результаты будут неравны.)
– Подумайте и скажите: можно ли заранее сказать, какой знак должен стоять между выражениями? Обоснуйте свой ответ. (Знак “<”, так как значение выражения слева – 4, а эта точка стоит левее, чем значение выражения справа – 9.)
– Объясните, какие выражения получатся, проиллюстрируйте и запишите.
3. Решение примеров в два действия: № 4, с. 24.
– Расшифруйте слово. (Крот.)
Самостоятельная работа. Проверка фронтально.
Физкультминутка
4. Логическая таблица: № 5, с. 24.
– Определите самостоятельно. Обоснуйте. (Шапочки используются в определённой закономерности => не хватает шапочки с красным цветком и белым помпоном.)
5. Соотнесение цифры с количеством предметов, ей соответствующим: № 6, с. 25.
– Объясните по образцу, как необходимо выполнить данное задание.
6. Распознавание геометрических фигур: № 7, с. 25.
– Какие фигуры используются в рисунке?
– Каких фигур больше?
– Раскрасьте только треугольники.
– Какая фигура получилась? (Верблюд.)
7. Подготовка к письму. Практическая работа “на клеточках” в тетради: закономерность и узор.
V. Итог.
- Личностные УУД:
– Какую цель определили для себя в начале урока?
– Достигли ли её?
– Что самое важное из материалов урока нужно запомнить?
Творческое задание. Подготовить цветные фигуры.