Цель:
- Мы познакомимся сегодня с творчеством мастеров русской народной игрушки; с традициями русского народного творчества;
- Научимся изготовлять тряпичную куклу-младенца без иглы и ножниц;
- Узнаем о роли куклы в жизни русского народа.
Задачи:
- Вызвать интерес детей к народному творчеству;
- Познакомить с народной традицией пеленания ребенка на примере куклы;
- Формирование организованности у детей.
Трудовые навыки:
- Навык пеленания ребенка;
- Умение со вкусом подобрать цвета;
- Навык свертывания ткани.
Оборудование:
- выставка кукол;
- картин “Куклы музея”;
- образец изделия;
- алгоритм изготовления;
- тряпки цветные.
Девиз: “От чистого истока в прекрасное далеко…”
Ход урока
– Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Мы рады сегодня здесь с вами встретиться. А разговор пойдет? (К классу о чем?) – О русской народной игрушке.
“Послушайте, да люди добрые, я ли вам старину скажу,
Старину скажу, да стародавнюю…
Из старины стародавней поведаю я вам
- о творчестве мастеров русской народной игрушки,
- о роли куклы в жизни русского народа и некоторых элементах русского традиционного пеленания.
I часть:
Учитель: Мы не знаем точно, когда родилась первая игрушка, знаем только, что очень давно, и началось все это с простого стремления стародавнего человека сделать свою жизнь красивее, интереснее – так родилось древнее искусство мастеров русской народной игрушки.
Игрушка не только радовала и забавляла детей во все времена, но и открывала дорогу в жизнь, ибо народное творчество тесно связана с окружающим миром. Мы должны знать культуру наших предков, сохранять ее и продолжать традиции.
В настоящее время создан музей, где хранятся экспонаты русского народного творчества.
Давайте заглянем в Загорский музей русской народной игрушки. Здесь самые разнообразные игрушки, начиная с погремушки. Игрушки народные умельцы делали из самого разного материала: глины, дерева, костей, соломы, тряпок и т.д.
Погремушки – их делали из глины, щепочек, прутьев, лоскутков, делали яркими.
А вот куклы из папье-маше – лепная бумажная игрушка, комбинирование с другими материалами и яркий колер красок придавали им особую красочность. Их покупали для убранства жилья.
В деревнях России издавна жили мастера-игрушечники. Целыми семьями занимались крестьяне игрушкой, всем хватало дела: тяжелую работу выполняли мужчины; копали и возили глину, мяли ее; женщины и дети 8–9 лет, лепили игрушки, украшали их, расписывали. Для росписи использовали мел, печную сажу, цветную глину, синьку, настой ржавого железа, отвар ольховой коры. Старейшие мастера лепили кукол-барынь и солдатиков, разных животных.
Мы видим целые композиции соединенных фигурок, которые вырастают из единого ствола, олицетворяющего могучее древо жизни.
Вместе с тем кукла передает и конкретные детали народного костюма: головные уборы, воротники, верхняя одежда “коротайка”. Оформлением кукол занимались “мастерицы-одевальщицы”. Для одевания применялась цветная бумага, лоскутки, мех, кожа, ленты, кружева, бусы. Мастерицы умели кроить, шить, вышивать. В кукольной одежде соблюдалась и мода.
А вот конь – древнейшая традиционная игрушка: кони-каталки, кони-качели, кони-салазки. Конек был неизменным спутником детства каждого деревенского мальчика.
Куклы-моховики “лесовики” – которые изображают лесных человечков. Фигурки надолго привлекают к себе внимание. Интересна их одежда: яркий поясок, лапти из бересты, белые онучи.
А здесь мы видим театральные куклы-марионетки: клоун петрушка и его конь:
“Не конь, а диво: бежит-дрожит, а упадет, так и не встанет. По ветру без хомута, гони в два кнута, летит, как стрела и не оглядывается: на гору побежит – заплачет, с горы бежит – плачет, а завязнет в грязи, так оттуда уж сам вези. Отменная лошадка!”
Смотришь и трудно оторваться, так близки эти игрушки духу нашему.
Прелесть всех игрушек в том, с какой естественной простотой воплощены в материале образы, хранимые веками в народной памяти.
Региональный компонент.
– А что вы можете сказать об этой игрушке? (Показывается якутская игрушка из дерева.)
Игрушек у якутских детей было мало. Самыми распространенными были толстые обрубки, украшенные простой резьбой и с рожками на одном конце. Изображали они быков, коров, телят. Иногда можно было встретить изображение птицы, рыбы, зверей.
Девочки же играли тоже тряпочными куклами.
Тряпичная кукла сегодня в центре нашего внимания, так именно она была наиболее распространенной игрушкой в русской деревне и выполняла различные функции (запоминайте дети): –
1. Кукла всегда присутствовала на веселой ярмарке, украшала ее, где торговцы удаль свою, показывая, зазывали покупателей:
– Ай да кукла,
– Ай да Малаша
Неслыханное чудо,
Невиданное диво –
2. Кукла была и предназначена для хорошего подарка и для игры: изготовлению тряпичной куклы придавалось серьезное значение. Оно рассматривалось, как подготовка девочек к женскому ручному труду. Играю, девочки учились кроить, шить, вышивать, одевать. По кукле судили о вкусе и мастерстве будущей хозяйки.
3. Оберег. В прошлом кукла, как правило, была без лица, имела охранительное значение, служила “оберегом”, обладая магическим действием. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит и недоступная для вселения в нее злых сил (духов) и безопасна для ребенка, а наоборот, оберегает его.
4. Учит. Вспомните сказку “Василиса Прекрасная”.
– Кто помогал Василисе в трудную минуту? (Ей помогала куколка, оставленная с благословлением матери. Василиса кормила ее, приговорила: “На, куколка, покушай, моего горя послушай!” Куколка покушает, да и дает ей советы, помогает справлять ей работу”.)
Рекомендация: дети, кто не читал эту сказку, прочитайте.
Чтение. А вот в сказке Л.Н. Толстого героиня с помощью куклы спасается от разбойников.
(Дети зачитывают сказку.)
Предсказание куклы тесно связано с окружающим миром, с бытом крестьян, как и само народное творчество, потому мы должны знать культуру предков и продолжать ее лучшие традиции.
II часть: Физкультминутка.
Учитель:
Это присказка покуда,
Сказка будет впереди.
Стародавней старине девочки до самого замужества играли в куклы. И первая кукла, это кукла грудного ребенка. Сейчас вы сами сделаете такую куклу. Внимательно послушайте о традициях русского пеленания и у вас все получится.
(Берет учитель куклу, разворачивает и объясняет назначение каждой вещи.)
Каждая вещь имела свое назначение:
- Покрывало –
А теперь руководствуясь программой действий, делаем куклу: (как по-другому можно сказать? – алгоритм, порядок действий).
(Дети выполняют обратные операции, в обратном порядке и получают куклу.)
Программа действий.
- Приготовили одеяло.
- Накинули уголок.
- Положили пеленку.
- На пеленку – косынку.
- Делаем куклу: скатываем ткань в “скалку”.
- Перевязываем по центру пояском – “оберегом”.
- Кладем на приготовленные пеленки и пеленаем.
III часть:
- Выставка кукол.
- Подарить куклу “оберег” гостям.
IV часть:
Пока остальные доделывают, мы поговорим:
– Дети, вы побывали сегодня в Загорском музее русской народной игрушки.
– Что больше всего запомнилось? Какая игрушка?
– Каково назначение игрушки было? (Игра, украшение, ярмарку украшала, готовила к
женскому ручному труду, охранительное.)
Играйте в куклы и относитесь к этой игре серьезно – это есть подготовка к жизни, начало дорог.
“От чистого истока в прекрасное далеко…”
Желаем творческих успехов!