Цели урока:
1. Воспитательная.
- Воспитание уважительного отношения к родному языку;
- Воспитание нравственности, коммуникативных умений и навыков;
- Воспитать в детях умение видеть и творить прекрасное.
2. Развивающая.
- Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- Развитие монологической речи учеников;
- Развитие внимания, зрительной памяти;
- Умения анализировать свою деятельность.
3. Обучающая.
- Общение и систематизация знаний по теме “ Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных ”;
- Совершенствование навыков правописания имен существительных.
Оборудование: орфографические словари, карточки морфологического разбора; карточки с заданиями; словарь C. И. Ожегова; перфокарты, тематическая тетрадь, таблицы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Доброе утро. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Кто отсутствует в классе?
II. Разминка. Работа с текстом.
На доске записан текст.
Подснежник.
1)Лес устал от зимней тягост… .
2) Подснежник – вестник радост… и счастья.
3) Вдруг среди застывшей природы донесся запах подснежника.
4) Он кажется капелькой неба на земле.
5) Это запах пробуждающейся жизн… .
Вопросы учащимся.
1. Что у меня записано на доске?
2. Почему данные предложения нельзя назвать текстом?
3. Что нужно сделать, чтобы получился текст? Давайте из этих предложений составим текст. (1, 3, 5, 2, 4.)
4. Какова тема данного текста?
5. Какова идея текста?
Давайте из текста выпишем словосочетания с существительными в роли зависимого слова, определим падеж, графически выделим орфограмму №17.
сущ.3скл. в Р.
(от зимней тягости, запах жизни, вестник радости )
III. Работа по теме урока “ Правописание падежных окончаний имен существительных”.
Сегодня у нас очень важный урок. Мы закрепляем, уточняем свои знания о падежных окончаниях имен существительных 1, 2, 3 склонения.
Фронтальный опрос.
1. Сколько падежей в русском языке?
2. Как называется изменение имен существительных по падежам?
3. По какой форме имени существительного определяется склонение?
4. По какой морфеме?
5. Скажите, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании гласных –е– -и– в падежных окончаниях существительных единственного числа?
Давайте составим алгоритм рассуждения:
1. Определяю склонение, падеж имени существительного.
2. Вспоминаю, какое окончание пишется у существительного данного склонения в этом падеже.
Сейчас мы с вами поиграем. Игра называется “Найди “лишнее” слово”. Даю подсказку : нужно смотреть на окончание. Выпишите это слово, определите склонение, падеж. Игра проводится по вариантам, у каждого ребеночка распечатка лежит на столе.
Все справились, молодцы.
IV. Работа с таблицей.
Продолжаем наш урок. Вы прекрасно знаете, что в русском языке существует такое понятие как “верные предлоги”. Что это за предлоги? (Это предлоги, которые употребляются только с одним падежом. По “верному предлогу” легко определить падеж). Я составляла таблицу, и у меня произошел сбой программы, и все предлоги перепутались. Соберите их, пожалуйста, в систему.
Молодцы, вы хорошо справились с задачей.
V. Выборочный диктант.
Мы вспомнили, потренировались, а теперь приступаем к более серьезной работе. Как называется вид диктанта, в котором нужно выбирать нужные слова и классифицировать? (Выборочный.)
Задание: запишите имена существительные с предлогами. В левый столбик напишите существительные, в которых в безударном положении пишется окончание -е, в правый – -и. К доске вызываются два человека, и они работают за доской.
Говорить о пьесе и времени ее постановки. Рассказать об открытии выставки. Присутствовать при беседе. Подниматься по лестнице башни. Читать на веранде.
Проверяем. Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями, напишите в тетради одноклассника на следующей строке свою фамилию, на другой количество ошибок. Поставьте отметку по нашим критериям (1 ошибка –“5”, 2 ош. – “4”, 3–4 ош. “3”, более 5 ош. –“2”).
VI. Зрительный диктант.
Посмотрите на доску, что там записано?
По каким признакам вы определили, что это пословица?
Как вы понимаете смысл пословицы? Прочитайте ее еще раз. Пословица с доски стирается.
Запишите пословицу по памяти, графически выделите орфограмму №17.
Набирайся ума в учении, а храбрости в сражении.
VII. Самостоятельная работа.
А теперь вы поработаете самостоятельно, а я пройду и проверю ваши предыдущие работы.
На столах у детей лежит распечатка с заданиями, и ребенок сам выбирает задание.
Задание на отметку “3”.
Карточка. Вставьте пропущенные буквы.
- Умение – в знани…, знание – в учеб…, учеба – в жизн…, жизнь – в борьбе.
- Не в деньгах счастье, а в согласи… .
- В хорошем сочетани… каждая буква – золото.
- Кошк…– игрушки, мышк… – слезки.
- Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зеленой ветк… .
Задание на отметки “4 и 5”.
Карточка. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, определите падеж.
О фильм…, по галере…, без стенк…, на растени…, в путешестви…, без совест…, по традици…, на концерт…, в иллюстраци…, при землетрясени…, у почк…, к почт…, на облак…, по проволок…, в ведомост…, в поговорк…, в пламен…, о тоннел…, на местност… .
Сдайте, пожалуйста, карточки. Мы сейчас посмотрим, какой ряд у нас самый организованный.
VIII. Перфокарта.
А сейчас я вам предлагаю провести перфокару по теме “ Правописание -е -и в падежных окончаниях существительных (Орф.№17).
Самопроверка. Выставление отметок.
0–1ошибка –“5”.
1–2 ошибки --“4”.
3–4 ошибки – “3”.
5 и более ошибок – “2”.
IX. Итог урока.
- Какие три падежа существительных трудны для написания окончаний?
- Какая гласная “ведет” окончание существительных 3-го склонения и существительных на –мя?
- В каком падеже эта гласная употребляется у существительных 1-го склонения?
- Какая гласная “не дружит” со словами 3-го склонения?
Выставление отметок, запись домашнего задания.
- Работа со словарными словами на букву “с”.
- Выполнить карточку по вариантам.
Задание для 1-го варианта.
Поставить слово в нужный падеж (с предлогом) и выделить окончание имени существительного, определить склонение, указать падеж:
Поле (П.п.) – ,
Гвоздь (Д.п.) –
Печаль (Р.п.) –
Береза (П.п.) –
Радость (П.п.) –
Речка (Д.п.) –
Лошадь (Р.п.) –
Ветка (Д.п.) –
Задание для 2-го варианта.
Вставить окончание, определить склонение имени существительного, указать падеж:
Качается на простор…(…), свисает с ветк…(…), на лапах ел…(…), отъехали от площад…(…), слетел с крыш…(…), подошел к кроват…(…), шел по дорог…(…), лежал на скатерт…(…).
Приложение 1.
Тестовые задания с выбором ответа.
1. К 1 склонению относятся слова:
А) м.р., ср.р., с окончаниями о, е, нулевым
Б) ж.р., с нулевым окончанием и ь на конце
В) ж.р., м.р. с окончаниями а, я
2. От дорог… Какой выбор?
А) 1 скл., Д.п., окончание И
Б) 1 скл., Р.п. окончание И
В) 3 скл., Р.п. окончание Е
3. Метро. Слово какого склонения?
А) несклоняемое
Б) 1 скл.
В) 2 скл.
4. К сирен…Какой выбор?
А) 3 скл., Р.п., окончание И
Б) 2 скл., Д.п., окончание И
В) 3 скл., Д.п., окончание И
5. В каком падеже стоит имя существительное, выступающее в роли подлежащего?
А) В.п.
Б) И.п.
В) Р.п.
6. Окончание И пишется в ….
А) 1 скл., Д.п.
Б) 2 скл., Р.п.
В) 1 скл., Р.п.
Приложение 2.
Задание на отметку “3”.
Карточка. Вставьте пропущенные буквы.
Умение – в знани…, знание – в учеб…, учеба– в жизн…, жизнь– в борьбе.
Не в деньгах счастье, а в согласи… .
В хорошем сочетани… каждая буква – золото.
Кошк…– игрушки, мышк… – слезки.
Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зеленой ветк… .
Задание на отметку “4 или 5”.
Карточка. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, определите падеж.
О фильм…, по галере…, без стенк…, на растени…, в путешестви…, без совест…, по традици…, на концерт…, в иллюстраци…, при землетрясени…, у почк…, к почт…, на облак…, по проволок…, в ведомост…, в поговорк…, в пламен…, о тоннел…, на местност… .
Таблица.
Падежи | Предлоги |
Творческое задание. Восстановите таблицу.
Падежи | Вопросы | -ия | 2-ое скл. | 3-е скл. | Разносклон. | ||
И.п. | парта | пень | темя | ||||
(кого,чего?) | Юрия, знания | ||||||
Д.п. | армии | ||||||
(что?) | парту | пень | дочь | ||||
Т.п. | (кем, | армией | теменем | ||||
о чем ? ) | О парте |