В книгах заключено особое очарование;
книги вызывают в нас наслаждение:
они разговаривают с нами, дают нам добрый совет,
они становятся живыми друзьями для нас.
Ф.Петрарка
Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.
Д. Дидро.
Книги пишутся не для моли, а для людей.
Я.А. Коменский.
Задачи:
- Актуализировать знания родителей по проблеме снижения читательской активности среди детей, значения книги в жизни младшего школьника.
- Развивать у детей читательский интерес и потребность в чтении.
Подготовительная работа: анкетирование, анализ читательских интересов учащихся, подготовка памятки родителям.
Анкета для учеников:
- Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?
- Нравится ли тебе читать книги?
- Какие книги ты читаешь с удовольствием?
- Нравится ли тебе получать книги в подарок?
- Какую книгу ты теперь читаешь?
- Тебе ее подарили или ты взял ее в библиотеке?
- У вас дома много книг?
- Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?
Анкета для родителей:
- Нравится ли вашему ребенку читать книги?
- Сколько времени он проводит за книгой?
- Вы убеждаете своего ребенка читать или он делает это без принуждения?
- Какие книги он предпочитает?
- Как вы поощряете его читательские стремления?
- Дарите ли вы своему ребенку книги?
- Есть ли у вас на этот счет какие-то убеждения?
- Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?
- Считаете ли вы себя активным читателем?
- Являетесь ли вы примером для свого ребенка в чтении книг?
Памятка родителям по развитию читательского интереса у детей
- Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
- Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
- Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
- Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
- Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
- Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
- Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги. Сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
- Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжную реликвию своей семьи.
- Желательно подписать ребенка на интересный детский журнал.
- Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.
- Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями.
Материалы, используемые для проведения родительского собрания
I. Вступительное слово.
В середине ХХ в. Педагоги и психологи во всем мире стали бить тревогу из-за падения читательской активности детей и молодежи. Исследователи отмечают, что за последнее десятилетие в России:
- возросло число детей, читающих только по школьной программе;
- все меньше детей и подростков стало проводить свое свободное время за чтением;
- замедляется вхождение ребенка - дошкольника в книжную культуру;
- по мере взросления интерес к чтению у ребенка ослабевает;
- усиливается воздействие массовой культуры на круг чтения детей и подростков (растет популярность детективов, триллеров, книг по мотивам телесериалов);
- большинство детей и подростков относятся к чтению только как к средству развлечения.
О том, почему многие дети не любят и не хотят читать, как развить у ребенка читательский интерес и потребность в чтении, мы и поговорим и сегодня.
II. Анализ анкетирования.
III. Анализ читательских интересов детей.
IV. Причины нелюбви ребенка к чтению и их преодоление.
Психологи считают: нелюбовь к чтению связано с тем, что ребенку просто не интересно читать. Для многих детей прочитанное остается набором событий имен названий, потому что у них недостаточно развито образное мышление. Книги представляются скучными, так как ребенок не способен "увидеть" те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. Чтобы помочь ребенку научиться "вживаться" в книгу, необходимо развивать образное мышление.
Вот какие приемы можно использовать:
- Разыгрывать с ребенком сценки из прочитанной книги, экспериментировать с сюжетом (добавлять других героев, изменять окончание).
- Рисовать вместе с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывать, как выглядит тот или иной герой: во что он одет, какие вещи его окружают.
- Искать в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги (например, несете бабушке гостинцы, как Красная Шапочка).
- Сравнивать прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами, обсуждать, что совпадает в телеверсии, а что нет.
- Учить ребенка пользоваться цитатами из прочитанной книги. Цитировать подходящие к случаю стихи.
- Читать по ролям - Вы и ребенок вдвоем или с подключением других членов семьи.
Благодаря этим приемам содержание книг тесно переплетается с повседневной жизнью ребенка, делая чтение чем-то естественным и необходимым. Кроме того, они способствуют развитию воображения и речи ребенка.
Следующая причина нелюбви ребенка к чтению, которую называют психологи: детям всегда нравится то, что хорошо получается. Если читаешь медленно, любая книжица кажется непосильной, становится скучно. Скорость чтения - один из самых важных факторов, влияющих на успеваемость ученика.
Рассмотрим приемы, помогающие повысить скорость чтения:
- Помогая ребенку учиться читать быстрее, нужно читать с ним часто, но "маленькими порциями" - не полтора часа подряд, а три - четыре захода по пять минут (непрерывное чтение в слух должно занимать у первоклассника восемь - десять минут, у второклассника - десять - пятнадцать минут).
- Если ребенок не очень любит читать, то дома ему необходим режим щадящего чтения. После прочтения одной - двух строчек "чтец" должен иметь кратковременный отдых (строчку читает ребенок, строчку - Вы).
- Можно использовать жужжащее чтение (один из элементов обучения в школе Василия Сухомлинского). Каждый из членов семьи читает отведенный текст в своей книжке с индивидуальной скоростью, вполголоса. Тренировка длится всего пять минут несколько раз в день, а эффект огромный!
- Чтение перед сном тоже дает хорошие результаты.
- Ритуал совместного вечернего чтения - прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить волнующие Вас вопросы, подобрав для чтения книги с соответствующей тематикой.
Как организовать работу дома с плохо читающими детьми.
- Необходимо создать дома спокойную, удобную для чтения обстановку.
- В течение дня выделить время для чтения, удобное ребенку.
- Когда ребенок читает, находиться поблизости, но не сидеть у него над душой.
- Если ребенку сложно читать самостоятельно, то на первых порах читайте ребенку вслух заданный текст, затем он читает его самостоятельно.
- Проявлять интерес к тому, что читает ребенок.
- Отмечать каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежным).
На видном месте дома повесьте список достижений ребенка в чтении (сколько книг прочитано, и за какой срок).
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его - привычка ребенка читать. Анализ ответов анкет родителей это подтверждает.
V. Подведение итогов.
Обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса у ребёнка в семье. Работа с памятками, подготовленными к собранию. Их обсуждение.
VI. Заключение.
Прививая ребенку культуру чтения, давайте помнить, что самый главный пример для него вы сами. Сложно убедить ребенка в полезности и увлекательности чтения, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизоры и компьютеры.
Чтение было и остается основным средством приобщения ребенка к культуре. Поэтому так важно развивать и поддерживать у детей любовь и интерес к чтению.
Литература.
- Акимова Г.Е. Как помочь своему ребенку. Справочник для неравнодушных
- родителей.- Екатеринбург: У - Фактория, 2003.
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы. - М.: Вако, 2004.
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 классы. - М.: Вако, 2006.
- Кравцова М. Если ребенок не любит читать. - М.: Эксмо, 2003. - 64 с.
- Луговская А., Кравцова М. М., Шевнина О. В. Ребёнок без проблем! Решебник для родителей. - М.: Эксмо, 2008. - 352 с.
- Степанова Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. - М.: Творческий центр "Сфера", 2003.