Урок музыки: "Куда ведут песня, танец, марш?", 2-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 2


Цель урока: расширить музыкальный кругозор учащихся через всестороннее и последовательное изучение народной и профессиональной музыкальной культуры Башкортостана.

Задачи:

  • Воспитательная: формирование музыкальной культуры, воспитания чувства уважения к башкирской национальной музыке.
  • Образовательная: знакомство с музыкой Р. Муртазина, с творчеством Ф. Гаскарова, осознанное восприятие темы, закрепить понятие жанра – симфония.
  • Развивающая: продолжить развитие вокально–хоровых и исполнительских навыков, умение слушать, сравнивать, анализировать, моделировать музыку.

Материалы и оборудование к уроку: текст песни, плакаты, дидактические карточки, курай, палитра, нотные хрестоматии, портрет Р.Муртазина и Ф.Гаскарова, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, фортепиано, аудиокассеты, видеокассеты.

Оформление доски: Эпиграф к уроку:

“Музыка – прекрасный и особый мир.
В этом мире все:
Наша жизнь и наш край”. Г. Галина

ХОД УРОКА

Вход – Инструментальная композиция группы “Аманат”

Приветствие! “Доброе утро” (учитель – дети).

? А кто хочет порадовать сегодня меня своим приветствием? (дети по желанию поют “Доброе утро” на свою мелодию)

- Молодцы, спасибо. Вы прекрасно справились с домашним заданием.

По традиции вас встретила красивая музыка.

? Вы согласны со мной, ребята? (ответы)

? А музыка - что это? (искусство)

? Какая это была музыка - вокальная или инструментальная? (инструментальная)

? Почему так решили? (дети высказывают свое мнение)

- Верно. Нас встретил голос инструмента.

? А значит, какой элемент музыкальной речи нам подсказал? (дети выбирают слово-тембр из “музыкального цветка” и объясняют свой выбор)

? Тембр какого инструмента? (курай)

- Вот он “Волшебный тростник” (в руках учителя курай). Говорят, что курай вбирает в себя энергетику космоса, воды, солнца, земли на которой произрастает.

? Ребята, а вы знаете, на какой земле растет этот удивительный тростник? (ответы).

- Курай – это самый первый музыкальный инструмент, который зазвучал в руках башкирского народа.

А открыла нашу встречу инструментальная композиция современной башкирской группы “Аманат”.

Отчизна

Мыз. Ф. Гершовой, сл. Х. Мухамедьярова

(текст песни на плакате – читает учитель)

Родина моя – реки и поля.
Я люблю тебя милая земля

Припев.
Мой Башкортостан
Нет края родней.
Светлый уголок родины моей.

Родина моя – горы и поля.
Расцветай как сад милая земля.

Припев.

? Как говорит о Башкирской земле поэт Х. Мухамедьяров? (ответы)

? Какие чувства он выражает: тёплые – холодные, разочарование – восхищение? (дети выбирают).

? Как вы считаете, стихи звучат? (ответы)

- Чувства вас не обманывают. На эти слова музыкальный воспитатель Ф. Гершова, жительница нашего города сочинила музыку и родилась песня “Отчизна” (учитель располагает карточку на доске)

Но прежде, чем я познакомлю вас с песней, давайте на миг представим себя композиторами.

? Какую бы музыку вы сочинили к этим словам? Какая она будет? (дети высказываются, а учитель помогает)

? По настроению: светлая или хмурая

? Темп: быстрый или спокойный

? Ритм: ровный или острый

? Мелодия: скачкообразная или поступенная (дети выбирают).

? Получилось ли у вас? Слушаем!

Показ песни (учитель поет под минус, а дети следят по плакату)

- Вы замечательные композиторы!

? А с чего начнем разучивание песни? (ответы).

Этапы работы над песней:

1) работа с текстом (читаем в ритме, отмечаем распевы);

2) Т 3/5, разучивание по фразам (дыхание, дикция);

3) по группам - припев (закрепляем понятие - ансамбль).

- Поём выразительно, с душой всю песню.

? Кто вы? (исполнители - хор)

Исполнение песни под аккомпанемент учителя.

? Самим понравилось, как пели? (ответы)

- Молодцы, все старались!

? Ребята, какая тема нас сопровождает на уроке?

Куда ведут песня, танец, марш? (читаем хором - на доске плакат).

? Что мы знаем про песню, танец и марш? (это музыкальные жанры - основа музыкального искусства).

? А какие крупные музыкальные жанры открыли нам песня, танец, марш? (дети хором произносят, ориентируясь на плакат: опера, балет, симфония, концерт)

- Сегодня мы продолжаем открывать мир большой музыки. А поможет нам в этом музыкальное искусство башкирского народа.

Учитель играет башкирский танец “Три брата”.

? Что можно под эту музыку делать? (танцевать).

- Да, это танец (учитель располагает карточку на доске), который сохранился в памяти башкирского народа и пришёл в наш современный мир.

? Какой у танца характер, мужской или женский?

Учитель наигрывает начало танца (ответы детей).

? Верно-мужской, а почему? (бодрый, энергичный, упругий.)

- Мальчики, предлагаю вам отметить бодрый характер танца.

? Какое движение подберём? (мальчики предлагают)

Исполнение под музыку элемента башкирского танца.

- Какой же танец без девочек.

? А как танцуют башкирские красавицы? (девочки сами подсказывают движения)

Исполнение под музыку элемента башкирского танца.

- Теперь представьте себя настоящими танцорами (учитель предлагает план исполнения).

Дети танцуют:

1 фраза – мальчики;

2 фраза – девочки;

3, 4 фразы – все.

- Молодцы! Настоящие танцоры!

- Ф. Гаскаров (портрет) – это имя известно во всём мире. Он создал у нас в республике Государственный ансамбль народного танца. Ансамбль и сегодня носит его имя. Ф. Гаскарова называют создателем башкирского танца.

А сегодня у нас есть возможность увидеть танец, который Ф. Гаскаров поставил на знакомую нам танцевальную народную тему.

Задание перед просмотром:

1. Кто герои танца, их возраст?

2. Какие танцевальные движения у каждого из героев?

3. Попробуйте дать название танцу.

Просмотр видеофрагмента (танец “Три брата” или “Триножник”).

? Интересный танец? (ответы)

? Кто герои? (мужчины разного возраста - старый, средний, молодой)

? Движения были одинаковые? (нет - они соответствуют их возрасту)

? Как назовем танец? (дети предлагают свои варианты - Встреча друзей, Три брата…).

- Вы удивительные дети! Вы не просто ответили на мои вопросы, но еще дали и точное название танцу.

В народе танец живёт под названием “Три брата”.

А Ф. Гаскаров назвал свой танец “Триножник”, что значит символ единства поколений.

Такой увидел народную мелодию Ф. Гаскаров.

Но на этом история народной танцевальной мелодии не закончилась в современном мире. Своё следующее рождение она получила в сочинении Р. Муртазина (портрет).

Башкирский композитор 20 века, автор первой башкирской симфонии, в творчестве которого есть вокальные сочинения и оперы.

Прослушав фрагмент крупного музыкального жанра, мы поймём, куда нас привела народная танцевальная мелодия.

Задание перед слушанием:

1) исполнители;

2) жанр;

2) остается ли прежней танцевальная тема;

3) настроение, о чём говорит музыка Р. Муртазина.

Просмотр видеофрагмента (исполняет Национальный симфонический оркестр РБ - дирижер Т. Камалов).

? Исполнители? ( музыканты…дети называют инструменты)

? А значит это? (оркестр - учитель карточку располагает на доске).

? Какой? (дети высказываются и решают - симфонический - карточка на доску).

? Какой жанр определим? (симфония - карточка на доску).

? Ребята, а знакомая танцевальная мелодия осталась такой же скромной? (она звучит по-другому: ярко, красочно, богато. Мы слушали ее в исполнении на фортепиано, а в симфонии ее исполнял оркестр)

- Верно. Она в симфонии видоизменилась благодаря разнообразию тембров в оркестре.

? Ребята, что у меня в руках? (палитра)

- Берём мысленно кисти в руки и рисуем музыку симфонии. Какие это будут краски? (яркие, светлые, теплые).

? Почему? Какие чувства выражала музыка? (радостные, светлые, веселые).

- Р.Муртазин Симфонию №2 посвятил событиям гражданской войны, а слушали мы фрагмент финала – это 4 часть симфонии.

? О чем могла рассказать такая музыка? (дети размышляют)

? Как вы думаете, на что больше похоже - бой, праздник, поражение? (праздник)

- Молодцы, у вас получилось!

Слово “симфония” в переводе с греческого - созвучие. Первые симфонии появились в далеком 18 веке. Среди музыкальных жанров симфонии принадлежит одно из самых почетных мест. Всегда симфония чутко отражает свое время, или это размышления о человеке и жизни на земле. Любая симфония – это целый мир.

Обобщение:

? Музыкальное искусство какого народа нас сопровождало на уроке? (башкирского)

? Кто они? (Ф.Гаскаров, Р.Муртазин) - (карточки и портреты на доске, а дети поясняют, кто они).

? Еще раз мы стали свидетелями чего? (учитель направляет глаза детей на доску)- (ответы)

- Песня, танец, марш помогают нам открывать большой мир музыки.

? И куда нас привел сегодня танец? В…(симфонию).

? А что такое симфония? (дети высказываются).

? Музыку родного края, её прошлое и настоящее надо знать? (ответы)

“Музыка – прекрасный и особый мир.

В этом мире все:

Наша жизнь и наш край”.

? Ребята, вы согласны со словами писательницы Г.Галиной? (ответы).

Оценки за урок. Задание на дом - прочитать сказку “Курай”.

- Ребята, взгляните на доску (на нотном стане выписана мелодия припева песни).

? Откуда эта мелодия? (ответы).

Учитель наигрывает тему запева, а дети не соглашаются.

? Почему так решили? (дети отмечают движение мелодии)

- Верно. Это тема припева. С него и начинается наша песня (исполнение темы по нотам).

- А теперь поём как на концертной сцене.

Исполнение песни “Дружат дети всей земли”

слова. В. Викторова, муз. Д. Льва–Компанейца под фонограмму (пластическое интонирование).

Всем спасибо за прекрасную работу на уроке.

До свидания.