Цель урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.
Задачи урока:
Обучающие:
- Отработать умения осуществлять экспериментальное определение среды в растворах солей.
- Формировать умения теоретически обосновать результаты эксперимента по гидролизу соли.
- Формировать умения составлять уравнение гидролиза солей.
Развивающие:
- Развивать умение ставить не сложные проблемы, проводить опыты и формулировать гипотезы.
- Совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами.
- Продолжить формирование умений оформления результатов эксперимента.
- Развивать способность к адекватному само- и взаимоконтролю.
- Развивать умение участвовать в проблемном диалоге.
Воспитательные:
- Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся.
- Воспитывать культуру общения через работу в парах “ученик- ученик”, “учитель- ученик”, а также наблюдательность, пытливость, инициативу.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: проблемно-исследовательский.
Методы: фронтальный опрос, демонстрационный эксперимент, работа с учебником, исследовательская работа, выполнение теста, взаимопроверка результатов теста, проектирование, беседа.
Оборудование: штатив с пробирками (4+1), таблица растворимости солей, кислот, оснований, карточки с тестами (Приложение 1), мультимедийное устройство, проекты учащихся по теме “Значение гидролиза в жизни человека и общества”
Реактивы: растворы солей (хлорид алюминия, карбонат натрия, хлорид натрия), растворы кислоты и щелочи, вода, индикатор (метиловый оранжевый), УИБ.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мир сложен
Он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых догадок.
Как чудо Природы
Является гений
И в хаосе этом находит порядок…
Ребята, сегодня на уроке все вы будете гениями и сделаете маленькое открытие, приоткроете завесу над неизвестным вам процессом. Но, для того, чтобы совершить открытие, на надо вспомнить некоторые определения.
II. Актуализация знаний.
- Что такое электролиты?
- Какие электролиты называют сильными? Слабыми?
- Дайте определение кислотам, как электролитам.
- Приведите пример кислот, относящихся с сильным электролита; к слабым электролита.
- Дайте определение основаниям, как электролитам.
- Приведите пример оснований, относящихся с сильным электролита; к слабым электролита.
- Дайте определение солям, как электролитам.
- Какие вещества называют индикаторами?
- Какие индикаторы вы знаете?
- Как меняет свой цвет в кислой и щелочной среде метиловый оранжевый?
- Какие ионы меняют цвет индикаторов в кислой среде? В щелочной?
Давайте еще раз в этом убедимся, проведя маленький эксперимент. У меня на столе есть вода, растворы соляной кислоты и гидроксида натрия. Сейчас один из вас пойдет к доске и добавит к ним метилоранж. Полученные результаты мы запишем в таблицу результатов №1 в технологической карте (Cлайд 1).
III. Переход к изучению нового материала.
А теперь давайте посмотрим, как будет вести себя метилоранж в водных растворах солей. Для этого добавьте его в растворы карбоната натрия, хлорида алюминия и хлорида натрия. Свои результаты запишите в таблицу результатов №2 в технологической карте (Cлайд 2). Постарайтесь объяснить свои наблюдения (учащиеся выполняют опыт). Что же у вас получилось? (Обсуждение полученных результатов)
Почему же одни растворы солей меняют цвет индикатора, а другие нет? Ответ
на этот вопрос мы сможем дать, познакомившись с понятием гидролиз
и механизмом его протекания. Тема сегодняшнего урока “Гидролиз солей” (Cлайд 3).
IV. Изучение нового материала.
Слово гидролиз состоит из двух слов: “гидро” - вода и “лизис” - разложение. (Cлайд 4).
Гидролиз – разложение водой (дословный перевод). (Cлайд 5).
А как же звучит научное определение гидролиза? Откройте учебник на странице 150 и найдите определение, запишите его в технологическую карту. (Гидролиз – это реакция обменного взаимодействия веществ с водой).
Важно запомнить, что в реакцию гидролиза вступают только растворимые соли. Гидролиз может протекать необратимо, если в ходе реакции образуются газ или осадок, и обратимо. Сегодня мы будем говорить об обратимом гидролизе. Рассмотрим, что происходит при взаимодействии карбоната натрия с водой.
Для этого запишем уравнение этого взаимодействия в молекулярном и ионном виде: Na2CO3 + HOH —> NaOH + NaHCO3
2Na+ + CO32- + HOH —> Na+ +OH- + Na+ + HCO32-
CO32- + HOH —> OH- + HCO32-
В растворе присутствуют гидроксид-ионы. Именно они обеспечивают щелочную среду. Вернемся еще раз к карбонату натрия (Cлайд 6).
Каким основанием и какой кислотой образована эта соль?
Какими электролитами они являются?
Какой вывод мы можем сделать о гидролиз данной соли?
(учащиеся делают запись: соль образована сильным основанием и слабой кислотой. Гидролиз идет по аниону, среда щелочная)
Теперь запишем реакцию гидролиза хлорида алюминия.
AlCl3 + HOH —> AlOHCl + HCl
Al3+ + 3Cl- + HOH —> AlOH2+ + Cl- + H+ + Cl-
Al3+ + HOH—> AlOH2++ H+
В растворе присутствуют катионы водорода. Именно они обеспечивают кислую среду. Проанализируем строение данной соли. (Cлайд 7). Какой вывод можно сделать? (Cоль образована слабым основанием и сильной кислотой. Гидролиз идет по катиону, среда кислотная)
У нас осталась еще одна соль – хлорид натрия. Запишем уравнение ее гидролиза:
NaCl + HOH —> NaOH + HCl
Na+ + Cl- + HOH —> Na+ +OH- + H+ + Cl-
HOH —> OH- + H+
В растворе присутствуют одновременно гидроксид – ионы и катионы водорода.
Поэтому соль гидролизу не подвергается (соль образована сильным основанием и сильной кислотой. Гидролиз не протекает, среда нейтральная. Слайд 8)
Существует и четвертый вариант гидролиза, когда соль образована слабым основанием и слабой кислотой, например карбонат аммония, ацетат аммония и т.д. В этом случае гидролиз протекает и по катиону, и по аниону. Среда раствора в таких случаях может быть нейтральной, кислой или щелочной. Это зависит от константы диссоциации полученных веществ. (Cлайд 9).
(NН4)2CO3 + 2HOH <—> 2NН4OH + Н2CO3 (среда раствора щелочная)
В течение всего урока мы говорили о гидролизе, как о химическом процесс. А какого же его значение в жизни человека и общества (Презентации учащихся. Приложение 2, 5)
V. Домашнее задание. (Cлайд 10)
§18, упр. 7 (а, б); 8 (на 4 и 5)
Творческое задание: с помощью УИБ определить среду 5 растворов (мыльного раствора, жидкого мыла, шампуня, средства для мытья посуды, соды и т.д.)
VI. Закрепление изученного материала
Учащиеся выполняют тест по вариантам (приложение 1)
Ответы: В1 - 1в,2а,3а,4(421), 5(1323); В2 – 1а,2б,3б,4(321), 5(1331)
VII. Рефлексия
Продолжите предложения:
1. Сегодня на уроке я узнал …
2. Теперь я умею…
3. Я удивился …
4. Я хотел бы ….