Весь мир подростка пронизан противоречиями, ему самому там бывает не очень комфортно, но в то же время это этап его жизни в котором он получает огромное развитие, приобретает личный опыт необходимые ему для дальнейшей, успешной жизни.
Ведущей деятельностью подростка является общение, оно формирует человеческую психику, разумное культурное поведение. Но подростку нахватает личных знаний и опыта в общении. Часто возникают конфликты, переживания из-за неудавшегося акта общения, подросток замыкается, уходит в себя, часто сам ставит барьер и лишает себя активного общения со сверстниками, испытывает дискомфорт, оказавшись в компании сверстников.
Интенсивность общения разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие. Три основных критерия психического развития человека: развитие интеллекта, развитие личности, развитие самосознания, могут получить развитие только в активном общении.
В последнее время невероятную популярность в сфере психологических и консалтинговых услуг завоевали различные формы активного обучения. Наряду с индивидуальным консультированием широко используются различные формы групповой работы. Зачастую всех их объединяют таким понятием как Тренинг (англ. Training - обучать, воспитывать, тренировать).
Таким образом, тренинг в психологическом контексте предполагает формирование и развитие определенных навыков, качеств, свойств личности или группы людей (команды), необходимых для эффективного функционирования в определенном виде жизнедеятельности. Существует множество видов тренингов: тренинги развития профессиональных навыков, тренинги формирования команды, телесноориентированные тренинги, тренинги личностного роста, и т.д.
Актуальность данного тренинга заключена в невероятной важности коммуникативных навыков в жизни любого человека, тем более подростка. Ведь подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того насколько ребята 14-17 лет успешно научатся выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем. Для того, чтобы выстраивать отношения с другими, необходимо, прежде всего, научиться жить в мире и согласии с самим собой, что также является актуальной проблемой переходного возраста.
Как быть более уверенным в себе, общаться тепло и бесконфликтно, умея при этом отстаивать свои интересы. Как управлять своей внутренней погодой, воспринимать себя и окружающий мир ярче и объемнее, слышать и чувствовать партнера по общению. Как решать конфликтные ситуации, быть уважаемым и мудрым лидером, строить нужные отношения, в которых тепло и уютно. Вот основные темы, звучащие на тренинге коммуникативной компетентности. Часть из них были проработаны в представляемом тренинге.
Тренинг
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
- показать детям как можно научиться чувствовать друг друга и взаимодействовать друг с другом;
- научить детей договариваться и работать в группе;
- снятие напряжения;
- дать возможность участникам тренинга почувствовать себя более уверенными.
Место проведения: 9-11 классы.
Количество участников: 8-10 человек.
Ход занятия
I. Знакомство.
“Здравствуйте, меня зовут...
Я рада видеть вас здесь. Я предлагаю начать нашу работу. Тема нашего занятия звучит так “Учимся общаться и взаимодействовать друг с другом”. Это значит, что сегодня мы с вами будем совершенствовать свои навыки общения, учиться договариваться друг с другом и находить выходы из конфликта, проявлять эмпатию к собеседнику, ну и конечно учиться работать в группе. Мы все сидим в кругу, потому что так легче видеть друг друга и обсуждать важные вопросы. Я предлагаю взять бейджики и написать на них крупно (чтобы было видно всем сидящим в кругу) свое имя. Напишите то имя, которым бы вы хотели, что бы вас называли, можно свое собственное, можно придуманное, но помните, что на протяжении всего тренинга вас будут называть именно этим именем.
НАПРИМЕР: Артем предпочитает, чтобы его называли “Тема”.
А сейчас я бы хотела узнать побольше о вас: как вас зовут, чем вы любите заниматься и что хотите получить от этого тренинга”.
Для того чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались по пустякам, чтобы каждый из нас мог свободно высказать свои мысли, не опасаясь насмешек. Любая деятельность нуждается в упорядочении, поэтому я как ведущий предлагаю несколько правил.
ВОТ ОНИ.
- Право говорящего. Редко можно встретить человека, который испытывает радость, когда его перебивают. Мир лишился многих гениальных идей, прерванных в зародыше. Чтобы это не случилось на нашем тренинге, давайте договоримся, что любой говорящий имеет право быть выслушанным до конца. И только после того, как он выразит свою мысль, можно начинать прения и дискуссии.
- Правило поднятой руки. Это правило является продолжением предыдущего. Оно преследует две цели: первая - чтобы не перебивали говорящего, вторая - чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы. “Осененный” участник поднимает руку, и, когда появляется возможность, ведущий дает ему слово.
- Конфиденциальность. Это правило защищает любого участника и ведущего от сплетен и пересудов. Вся личная информация, сообщенная о себе или другом человеке в группе, является закрытой. Ведь рассказывали ее только группе, а не всему городу или поселку. Это правило не касается информации о проблеме, которой посвящен наш семинар. Информацию можно и нужно распространять и пропагандировать!
- “Не давать оценок”. Это важное правило мы часто нарушаем в жизни. Считаем себя в праве осуждать и оценивать чужие поступки, слова, привычки (“Ты - дурак”, “Это идиотская мысль”, “Только такие, как ты, могут так делать”). Здесь мы не оцениваем других людей, их мнение, внешность, а принимаем их такими, какие они есть.
- Право ведущего. Я как ведущий могу прервать упражнение или другую деятельность группы, если это мешает групповому процессу. Я также буду следить за соблюдением принятых группой правил”
II. Введение понятий.
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, давайте разберем несколько понятий, которые помогут нам преодолевать трудности в общении и помогут наиболее продуктивно взаимодействовать друг с другом.
- Знак внимания - высказывание или действие, обращенное к человеку и призванное улучшить его самочувствие и вызвать радость.
- Комплимент - знак внимания, выраженный в вербальной форме, т.е. с помощью слов, без учета ситуации, в которой человек находится в данный момент.
- Похвала - оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу.
- Поддержка - знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен, сделанный в форме прямого речевого высказывания и касающийся той области, в которой у него в данный момент затруднения. Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя.
- Эмпатия - способность переживать те же чувства, которые переживает партнер по общению в данный момент.
III. Разминка и психогимнастика.
Упражнение “Комплименты”.
Цель: дать участникам группы возможность пережить новый способ принятия знаков внимания от других.
Все участники группы образуют два круга (внутренний и внешний), стоя лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу образуют пару. Один из членов пары (например, тот, кто стоит во внутреннем кругу) оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему напротив, то есть говорит ему что-то приятное (например: “Мне очень нравится, как ты улыбаешься”. Тот отвечает: “Спасибо, мне самому это нравится, но кроме того, я еще и ...” - называет то, что он в себе ценит, что, по его мнению, заслуживает внимания). Знаками внимания могут быть отмечены поступки, навыки, внешность и т.п. Затем партнеры меняются ролями, после чего стоящие во внешнем кругу делают шаг влево и переходят к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг.
Выполнив упражнение, участники группы обсуждают его по схеме:
- Какие чувства вы испытывали, когда оказывали другому знаки внимания?
- Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывали вам7
- Легко ли вам, было реагировать на оказанные знаки внимания заданным образом? Почему?
Упражнение “Общение без слов”.
Цель: дать возможность участникам группы получить новый опыт общения, обратить внимание на чувства, возникающие в результате прикосновений, физического контакта с партнером, дать возможность почувствовать большее доверие к людям, участвующим в группе тренинга.
Упражнение выполняется молча. Участники стоят, так же как и в предыдущем упражнении. Круги начинают двигаться в противоположные стороны и останавливаются по команде ведущего. Оказавшиеся друг напротив друга люди образуют пару. Ведущий просит их закрыть глаза и поздороваться с помощью рук. Затем можно открыть глаза и двигаться дальше. Вновь по команде образуются пары, которые получают задание: “Положите руки на плечи друг другу и посмотрите в течение минуты в глаза партнеру, улыбнитесь, опустите руки и начинайте двигаться дальше”.
Следующие инструкции образующимся парам могут быть такими: поборитесь руками, помиритесь руками, выразите поддержку с помощью рук, попрощайтесь, обопритесь спинами друг о друга и присядьте, стараясь не упасть, и т.п.
После упражнения участники обмениваются впечатлениями.
Упражнение “Собственное движение”.
Цель: улучшение навыков невербального общения и работы в группе.
Вся группа становится в круг.
- Пусть каждый из вас придумает какое-нибудь движение и по очереди продемонстрирует его всем. При этом будем внимательны и постараемся запомнить движение каждого.
Группа выполняет эту часть задания.
- Теперь, когда мы все запомнили движения друг друга, приступим к упражнению. Тот, кто начинает, выполняет сначала свое движение, а затем движение того из нас, кому он захочет передать ход. Всем вам надо быть очень внимательными, чтобы не пропустить момент, когда будет выполнено ваше собственное движение и передать ход дальше.
Обратите внимание на одно ограничение: нельзя передавать ход обратно, т.е. тому, кто только что вам его передал.
Упражнение “ Круг уверенности”.
Цель: содействие чувству уверенности в себе.
- Представьте себе невидимый круг диаметром около 60 см на полу примерно в полуметре от себя.
Зайдите в круг, закройте глаза и вспомните прекрасное время, когда вы были “на гребле успеха”.
В той ситуации максимально проявились все ваши способности. Все было хорошо, удача сопутствовала вам. Если трудно вспомнить свою историю, вы можете воспользоваться историей героя кинофильма или легенды, которым восхищаетесь. Удивительная способность нашего мозга — это то, что для него нет разницы между реальной историей и воображаемой. Фантазируйте смело — никто не будет знать об этом.
IV. Игровой блок.
Игра “Воздушный шар”.
Цели:
- научиться чувствовать друг друга и взаимодействовать;
- взаимоотношения в группе;
- осмыслить опыт, полученный в игре, свое место в группе и свои стратегии поведения.
Все сидят в кругу.
- Закроем глаза. Представим себе, что мы все летим на воздушном шаре. Под нами океан. Над нами голубое небо. Светит солнце. Рядом друзья. Легкий свежий ветерок. Но вот приближается туча. Начинает накрапывать дождик. Слышны раскаты грома. Страшные птицы летают над нами. Одна из них своим клювом пробивает оболочку шара, и мы медленно начинаем падать.
Открыли глаза. Мы попали в экстремальную ситуацию. На шаре много груза. Впереди - остров. О нем мы ничего не знаем. Если мы выбросим все вещи сразу, то пролетим мимо острова и утонем. Если ничего не выбросим, то не долетим до острова и тоже утонем. Выход один — мы должны выбрасывать вещи постепенно, в течение 20 минут.
Перед вами — карточки с названиями вещей. Каждая карточка — это коробка. Поэтому, если названия написаны на одной карточке, нельзя выбросить одну вещь, а другую оставить — их можно выбрасывать только вместе. В первую очередь надо избавляться от самых ненужных для выживания на острове вещей, в последнюю очередь — от самых нужных. Но ориентируйтесь на вес вещей. Главное — в итоге надо выбросить все. Чем позже вы выбросите вещь, тем выше вероятность, что сможете поймать ее потом. Последнюю вещь поймаете наверняка, а вот первую точно не поймаете. Поэтому порядок выбрасывания вещей очень важен, от этого зависит, с чем вы останетесь на острове.
При выборе вещей, которые вы будите выбрасывать, у вас могут возникнуть разные мнения. В нашей игре есть важное условие: вещь считается выброшенной только в том случае, когда все участники согласны с этим решением. Если хотя бы один не согласен, вещь остается на шаре. Если согласны все, карточка сдается ведущему. Помните, что сейчас главное — выжить, но потом вам с этими вещами жить на острове, и жить, возможно, долго. Поэтому не пренебрегайте своим мнением, если считаете не так как вся группа. Постарайтесь доказать свою правоту, но не упирайтесь, если не можете доказать, а то протяните время и упадете. Короче говоря, действуйте, думайте, 20 минут — ваши. Время пошло.
Подведение итогов игры.
Сначала каждый по команде ведущего должен показать на человека, который был самым мудрым при выборе вещей. Можно показывать и на себя. Затем каждый показывает на того, кто помогал обсуждать и принимать решение, обеспечивая доброжелательную атмосферу. Затем проводится обсуждение в кругу. Сначала каждый говорит о том, сто дала ему игра, потом о том, что он сам дал группе во время обсуждения. Высказываются мнения и по другим вопросам. Кто был лидером? За счет чего ему удавалось убеждать других? Может быть, он просто хорошо организовывал обсуждение? Была ли группа враждебна к кому-то? Кто шел против всех? На кого группа оказывала давление? А кто считает, что он сам оказывал давление на группу?
V. Релаксация. Выполняется под релаксационную музыку.
Цель: снять напряжение участников группы.
Сядьте удобнее на стульях, расслабьте мышцы, положите удобно руки, закройте глаза. Старайтесь ни о чем не думать. Отдохните на стуле. Вам удобно, глаза закрыты. Расслабьтесь. Я подойду к некоторым из вас, положу руку на плечо, о чем-то спрошу, отвечайте с закрытыми глазами так, чтобы было слышно всей группе. Вопросы: Где ты? Это место тебе знакомо? Что ты делаешь? Ты один? Кто рядом с тобой? Тебе хорошо? Побудь там еще.
Упражнение длится 3-5 минут. Выходит группа из упражнения сама или по команде тренера, типа “Возвращайтесь оттуда, где вы только что отдыхали, возвращайтесь медленно, прощайтесь с теми, кто был рядом с вами. Не спеша открывайте глаза, потянитесь, выпрямитесь, посмотрите друг на друга”.
VI. Прощание.
Рефлексия.
Что понравилось, что не понравилось? Что нового узнали и получили от этого тренинга?
Ритуал прощания.
Каждый подросток придумывает подарок, который хотелось бы подарить человеку, сидящему рядом.
Главное условие заключается в том, что подарок должен как можно лучше подходить данному человеку, доставлять ему радость. Рассказывая о предполагаемом подарке, каждый объясняет, почему именно этот подарок был выбран. Участник, которому “подарили” подарок, высказывает свое мнение, действительно ли он рад этому.
В завершение нашего занятия я хочу раздать вам памятки, где есть очень хороший текст, который поможет в трудной ситуации, поможет стать увереннее в себе, поможет почувствовать свою индивидуальность, узнать себя лучше.
Список использованной литературы.
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб: Питер, 2005. - 271 с.; ил. - (Серия “Эффективный тренинг”).
- Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. - 4-е изд., испр. и доп. - (Психолог в школе). - М.: Генезис, 2004. - 183 с.
- Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр “академия”, 2004. - 256 с
- Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать? Пособие психолога и педагога. - М.: Генезис, 2003. - 138 с.: с илл. (Психологическая работа с детьми)