Цели:
- закреплять знания воспитанников о государственных символах России, о правах и обязанностях юных граждан в обществе;
- развивать устную разговорную речь, следить за произношением;
- развивать интерес к истории России;
- воспитывать чувство гордости за свою страну.
Оборудование: карта России, картинки, карточки, фотографии героев-прокопчан, фильм о войне, аудиозаписи песен.
Ход занятия
I. Оргмомент.
- Какое у вас настроение?
а) Настройка аппаратуры. *Имена.
б) Фонетическая зарядка *Установка
а _ о _ у _ та то ту конституция ра ро ру Россия, Русь
Конституция – … (основной закон)
Наша Родина - … (Россия)
Дописать, поставить знаки орфоэпии.
Итог ф.з.
II. Сообщение темы занятия.
*Установки на деятельность.
- Что мы Родиной зовём?
Ученик. Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
- Где ты живёшь, …?
- Спроси у …, где он(а) живёт? (Организация диалога)
- А в каком городе вы учитесь?
Ученик. В городе Прокопьевске Кемеровской области. (Работа по карте)
- Родина это место, где ты живёшь со своими родителями и друзьями. У каждого человека есть город или деревня, где он родился, жил и учился. Это его маленькая родина. Наша общая, великая родина и состоит из множества таких маленьких уголков.
А как называется наша родина ?
Ученик. Наша Родина – Россия. Столица России – город Москва (работа по карте)
- Итак, тема нашего занятия “Наша Родина – Россия”
III. Беседа.
1. Государственные символы, права и обязанности юных граждан.
-Что мы Родиной зовём?
Ученик. Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
- В конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны.
Д/и “Государственные символы”
Ученик. Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет. (О флаге)
Ученик. У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог. (О гербе)
- А что ещё вы знаете о конституции?
Ученик. Конституция – это основной закон государства, где записаны права и обязанности граждан.
- Ребята, а дети, как граждане России, какие имеют права?
Дети создают стенд “Права детей”
- А теперь вспомните, какие обязанности у школьников.
Дети создают стенд “Обязанности школьников”
2. Праздники России.
- Что мы Родиной зовём?
Ученик. Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Танец.
Д/и “Праздники России”
3. Физминутка. (Муз. “Родина моя ”)
4. Россия – многонациональное государство.
- Россия – крупнейшее государство в мире. Все граждане, живущие в России, по Конституции являются россиянами. На территории нашей страны живут более 180 национальностей. И все они составляют единую и дружную семью. Есть пословица:
Когда народ един, он непобедим (хоровое чтение)
Стихи (читают дети)
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один черкеску носит, другой надел халат.
Д/и “Россия – многонациональное государство”
5. Герои Великой Отечественной войны.
- Много испытаний выпало на долю русского народа. Одно из них – Великая Отечественная война.
- Когда началась Великая Отечественная война?
- Когда закончилась война?
- Назовите героев – прокопчан.
Ученики. Азаров Евгений, Дюжев Михаил, Чеченев Михаил, Шеломцев Николай, Гнедин Виктор,Чернов Григорий, Зонов Пантелей, Шульц Михаил, Мальцев Михаил, Шишкин Михаил, Уланин Дмитрий, Буслов Фёдор, Селиванов Евграф, Колпаков Пётр, Черных Иван, Мартехов Василий.
Стихи (читают дети)
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые армии Советской,
Люди, победившие войну.
Память светлая о них жива,
И всегда мы о погибших будем помнить.
Всем героям честь, почёт, хвала.
О погибших вспоминаем стоя.
Музыка, фильм о войне, все стоя чтят память о погибших.
IV. Итог занятия.
Стихотворение (читает ученик)
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех одна.
- Я желаю вам, чтобы вы выросли настоящими гражданами, которые знают и уважают историю своей страны, её национальные особенности. И чтобы вы гордились своей Родиной – Россией.
Подарки детям (тетради “Я горжусь Россией”)
- *Что мы делали?
- Как вы считаете, как вы сегодня говорили, как работали?
Оценка деятельности и речи воспитанников.
Литература
1. Е.Н.Степанов “Планирование воспитательной работы в классе”, Москва, 2002 г.
2. И.В. Колтуненко “Развитие речи глухих школьников”, Москва, 1980 г.
3. В.А.Степанов “Наша Родина – Россия”, Смоленск, 2008 г.