Урок по теме "Односоставные предложения". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели урока:

- обобщить знания по теме “Односоставные предложения”;

- закрепить навыки отличия одного вида предложений от другого;

- прививать навыки работы с художественным текстом;

- развивать навыки самостоятельной работы;

- выявить роль односоставных предложений в лирических произведениях;

- воспитывать патриотические чувства и национальное самосознание.

Форма урока: обобщающий урок.

Весна и победа. Дни песен и света.
Два солнечных дивно скрещённых луча.
Два счастья. Два свежих, два ярких букета,
Завязанных крепкой тесьмой кумача.
Сергей Васильев

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня у нас урок по теме “Односоставные предложения” с обобщением изученного материала на основе текстов лирических произведений поэтов России о Великой Отечественной войне.

Война. Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжёлое время? Оказалось, что поэзия, песни были необходимы в годы войны. Среди поэтов-фронтовиков был и наш земляк, сын татарского народа - Муса Джалиль.

Попросим прочитать его стихотворение “Мечта”.

Ученица читает наизусть стихотворение.

Неволя, заточение, тюрьма:
Что день, что ночь – различья нету.
Стараются свести меня с ума,
Убить во мне стремленье к свету.
Сдавил дыханье каменный мешок,
Бьёт кашель, немощна походка.
Я к двери подхожу, а там – замок,
В окно гляжу, а там решётка.
И каждым утром виселица ждёт.
Душа безмолвствует, тоскуя.
И радость лишь в глубоком сне живёт,
И лишь в мечтах теперь живу я.
Когда сквозь прутья алая заря
Лучами камеру обводит,
Мне кажется: косынкою горя,
Ко мне любимая приходит.
Целует, улыбается и вот,
Тюремные раздвинув своды,
Берёт меня за плечи и ведёт
На праздник солнечной свободы.
В глаза глядит, как будто говоря:
“Напрасно ты не верил, милый,
Как видишь, я пришла, твоя заря,
И жизнь навеки озарила!”
Мечта, мечта!.. Но что бы без мечты
Я делал в каменной могиле?
Как хорошо, что есть хотя бы ты:
Мечту во мне не погасили!
Пусть мне не жить –мечта моя со мной!
Что все страдания и беды, -
Я чувствую: светлеет над страной,
Она близка, заря победы!

Учитель. Спасибо. А сейчас открыли тетради, записали число, тему урока, эпиграф к уроку.

Работаем по эпиграфу. Определяем вид односоставных предложений. Почему они так называются? На какие группы и по какому признаку они делятся?

Ответы учащихся.

Учитель. Запишем под диктовку несколько строк из стихотворения Мусы Джалиля “Мечта”.

Мечта, мечта!.. Но что бы без мечты
Я делал в каменной могиле?
Как хорошо, что есть хотя бы ты:
Мечту во мне не погасили!

- Найдём грамматическую основу предложений, определим вид односоставных предложений.

- Поднимите те цветные квадратики, на которых написан вид предложений, встречающихся в стихотворении.

3. Сообщения учащихся об односоставных предложениях.

Учитель. А сейчас повторим и обобщим изученный материал по односоставным предложениям.

Наш класс разделён на четыре группы, каждая группа защищает свой вид односоставных предложений.

1 группа. Рассказ ученика об определённо-личных предложениях.

Чтение другим учеником наизусть стихотворения Алексея Суркова “Положи мне на плечи руки”.

Положи мне на плечи руки
И в глаза прямее взгляни.
Если б знала ты, сколько муки
Сердце приняло в эти дни!
Нелегко ходить без оглядки,
Не мигая в огонь смотреть.
Возле губ наших горькие складки
Будет трудно стереть.
… Всё же верю – пройдёт война.
И над выжженными полями
Оживёт убитая нами
В этот страшный год тишина.

- Нахождение в тексте определённо-личных предложений.

- Запись в тетрадь под диктовку.

Положи мне на плечи руки
И в глаза прямее взгляни.

2 группа. Рассказ ученика о неопределённо-личных предложениях.

Чтение другим учеником наизусть стихотворения Бориса Пастернака “Смерть сапёра”.

Вдруг одного сапёра ранило.
Он отползал от вражьих линий,
Привстал, и дух от боли заняло,
И он упал в густой полыни.
Он приходил в себя урывками,
Осматривался на пригорке
И щупал место под нашивками
На почерневшей гимнастёрке.
И думал: глупость, оцарапали,
И он отвалит от Казани,
К жене и детям вверх к Сарапулю, -
И вновь и вновь терял сознанье.
Его живым успели вынести.
Час продышал он через силу.
Хотя за речкой почва глинистей,
Там вырыли ему могилу.

- Нахождение в тексте неопределённо-личных предложений.

- Запись в тетрадь под диктовку.

Его живым успели вынести.
Хотя за речкой почва глинистей,
Там вырыли ему могилу.

3 группа. Рассказ ученика о безличных предложениях.

Чтение другим учеником наизусть стихотворения Алексея Суркова “В землянке”.

Бьётся в тесной печурке огонь.
На поленьях смола, как слеза,
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти – четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

- Нахождение в тексте безличных предложений.

- Запись в тетрадь под диктовку.

До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти – четыре шага.

Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

4 группа. Рассказ ученика о назывных предложениях.

Чтение другим учеником наизусть стихотворения Арсения Тарковского “Русь моя, Россия…”.

Русь моя, Россия, дом, земля и матерь!
Ты для новобрачного – свадебная скатерть,
Для младенца – колыбель,
Для юного – хмель,
Для скитальца – посох,
Пристань и постель,
Для пахаря – поле,
Для рыбаря – море,
Для друга – надежда,
Для недруга – горе…
Как душе – дыханье,
Руке – рукоять.
Хоть бы в пропасть кинуться –
Тебя отстоять!

- Нахождение в тексте назывных предложений.

- Запись в тетрадь под диктовку.

Русь моя, Россия, дом, земля и матерь!

Учитель. – Делаем вывод: какие предложения мы называем односоставными? На какие группы они делятся? В каких стилях употребляются?

Ответы учеников.

4. Самостоятельная работа по карточкам на месте и у доски.

- Списать стихотворный текст, определить вид односоставных предложений.

Карточка №1.

Ну что, поэт? Бери гранаты,
Тяни латунное кольцо!
По фронту хлещут автоматы,
Песок и снег летят в лицо. Глеб Пагирев

Карточка №2

Умри, но стой! Назад ни шагу:
Ты эту землю не отдашь.
Здесь ценят стойкость и отвагу,
Здесь штык нужней, чем карандаш. Глеб Пагирев

Карточка №3

Забудь пристрастье к многословью,
К строке, что лирик сочинил.
Сегодня люди пишут кровью
За неимением чернил… Глеб Пагирев

Карточка №4

Земля, седая от мороза,
Окопы, надолбы, штыки.
Война, война – святая проза
И позабытые стихи. Глеб Пагирев

Карточка №5

Остановясь на полуслове,
Встаю, бросаю карандаш.
Горит родное Подмосковье,
Гудит от выстрелов блиндаж. Глеб Пагирев

Карточка №6

Одиноко, из милости,
Тусклый месяц блестит.
Тянет запахом сырости
От намокших ракит. Сергей Островой

Карточка №7

Бродят шелесты. Шорохи.
Что-то шепчут ручьи.
Пожелтевшие ворохи
Разметались в ночи. Сергей Островой

Карточка №8

Ни домов. Ни околицы.
Даль глухая темна.
Где-то выстрел расколется –
И опять тишина. Сергей Островой

Карточка №9

Лес в осенних подпалинах.
Лист, несущийся прочь.
В травах, наземь поваленных,
Ветер свищет всю ночь. Сергей Островой

Карточка №10

Утро. Пни разворочены.
Зябкий дождь моросит.
И в кустах, у обочины,
Мёртвый недруг лежит. Сергей Островой

Карточка №11

Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Знать не можешь
Доли своей:
Может, крылья сложишь
Посреди степей. Лев Ошанин

5. Творческая работа.

- По репродукциям картин о Великой Отечественной войне составить по одному предложению на каждый вид односоставных предложений.

- Выборочная проверка задания.

6. Устная работа по стихотворению Михаила Исаковского “Здесь похоронен красноармеец”.

- Учитель читает стихотворение Михаила Исаковского “Здесь похоронен красноармеец”.

Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты – рыбак, шахтёр,
Учёный иль пастух, -
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя и для меня
Он сделал всё, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.

Беседа по стихотворению.

- Какова тема стихотворения?

- Какова основная мысль?

- С каким призывом обращается поэт к нам, читателям?

- Какой общей темой связаны все стихи, прозвучавшие на уроке?

- Какие чувства они воспитывают в нас, читателях?

- Почему они популярны и сейчас, в мирное время?

- Почему в стихах часто встречаются односоставные предложения? Что они помогают передать автору?

Ответы учащихся.

7. Работа по тестам. (Любые тесты за 8 класс; можно взять задания из тестов 9 или 11 классов, где встречаются вопросы по односоставным предложениям).

8. Оценивание учащихся.

9. Домашнее задание.

  1. Индивидуальные задания по карточкам. Списать стихотворение, найти односоставные предложения, определить их вид.
    (Стихи: М. Львов “Высота”, С. Наровчатов “Отъезд”, С. Орлов “В детстве в речке меня ловили…”, О. Берггольц “Третья зона, дачный полустанок”, С. Васильев “Весна и Победа”, М. Алигер “Утро мира”, П. Антокольский “Письма в Среднюю Азию”, С. Орлов “Его зарыли в шар земной”, М. Максимов “Мать”, В. Казин “Эхо”).
  2. Задания по тестам.
  3. Составить свои тесты по теме “Односоставные предложения”.

Примечание: можно включить негромкое музыкальное сопровождение при чтении стихотворений или творческой работе.

Презентация 1

Презентация 2