Цели:
- познакомить обучающихся с приёмом письменного умножения в столбик многозначного числа на однозначное;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать умение рассуждать, делать выводы, предполагать;
- воспитывать потребность и желание сохранить нашу природу для потомков.
Оформление урока: на доске рисунок поляны в лесу со срубленными деревьями-пеньками (в пеньках – прорези, чтобы в течение урока восстанавливать поляну - вставлять в прорези “заработанные” деревья).
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы проводим урок-акцию под девизом “Сохраним леса для потомков” и проводить мы его будем вот на этой поляне (показывается рисунок поляны с пеньками).
- Нравится вам эта поляна?
- Чтобы она ожила нам надо посадить деревья. Каждый может это сделать сегодня на уроке, выполняя различные задания.
- Как вы думаете, каковы же цели сегодняшнего урока? (Учитель слушает мнения обучающихся, поправляет, обобщает).
2. Акция начинается. Проверка домашнего задания.
Взаимопроверка примеров:
60000-(50106+49038)
480024-(53425+78689)
217*4 352*2
- Как прошла акция? Есть ли сбой начала акции? Если нет - возьмите из конверта по одному дереву и начинаем восстанавливать поляну.
3. Акция продолжается. Устный счёт.
1) Таблица (решить примеры, в тетрадь записать только ответы).
72:8, 54:6, 3*9, 24:6, 5*7, 9*4, 7*6.
- Взаимопроверка.
- Есть ли сбои? У кого, в каком примере?
2) “Гимнастика ума”.
“В семье три сестры: Таня, Света и Марина. Таня не старше Марины, а Света не старше Тани. Кто из сестёр старше всех? Кто младше всех?
(Кто справится - берёт из конверта дерево).
“Прошедшая часть суток больше оставшейся в 2 раза. Сколько сейчас времени?”.
“На поляне росло 60 деревьев. Ежедневно в течение 6 дней вырубали по 8 деревьев в
день. Остались ли деревья на поляне? Сколько?”
3) Геометрический материал - сравнение площадей прямоугольников. (Прямоугольники начерчены на полях учебника “Математики”, стр.73).
- По какому принципу будете сравнивать площади? (Подсчёт клеток, измерение сторон линейкой).
4) Итог устного счёта.
- Сколько будем сажать деревьев?
- Посадите деревья!
4. Акция в разгаре. Работа по теме урока.
1. Приём умножения в столбик многозначного числа на однозначное объясняет “сильный” ученик.
5432*3
2 . Выполнение №353 обучающимися в тетради и 3 обучающихся самостоятельно решают у доски (в ходе решения обучающимися примеров учитель ходит по классу и проверяет, помогает).
3. Сверка после решения. Три проверенных учителем обучающихся проверяют троих у доски, остальные проверяют друг друга).
- Кто взял дерево для посадки? (Тот, кто решил без ошибок).
- Посадите деревья!
4. Физкультминутка.
Вот так яблоко! Встали.
Оно Руки в стороны.
Соку сладкого полно. Руки на пояс.
Руку протяните, Протянули руки вперёд.
Яблоко сорвите. Руки вверх.
Стал ветер веточку качать, Качаем вверху
руками.
Трудно яблоко достать. Подтянулись.
Подпрыгну, руку протяну Подпрыгнули.
И быстро яблоко сорву! Хлопок в ладоши над
головой.
Вот так яблоко! Встали.
Оно Руки в стороны.
Соку сладкого полно. Руки на пояс.
5. Решаем задачу.
“На высадку 500 деревьев приехали 9 мужчин и каждый посадил по 14 деревьев, и 12 женщин и каждая посадила по 10 деревьев. Сколько деревьев ещё не высадили?”
- Анализ задачи.
- Составление плана решения.
- Кому нужны помощники? (Карточки).
- Решение задачи самостоятельно. (У доски работает ученик).
- Сверка решения (взаимопроверка), взять из конверта дерево тому, кто справился сам.
6. Самостоятельная работа - решение задачи из учебника №355, предварительно к задаче поставить вопрос (у доски работает ученик).
- Кому нужны карточки-помощницы? (На карточках - план решения задачи).
Итог: сверка с доской (на доске проверенное решение).
- У кого были сбои? В каком месте? (Анализ ошибок).
- Кто справился без ошибок – возьмите деревья!
5. Акция подходит к концу.
- Какая тема была сегодня на уроке математики?
- Кто считает, что он её сегодня осилил - поднимите руки.
- Кто считает, что он сегодня работал на “5”?
- Возьмите цветущее дерево.
- Кто считает, что он сегодня работал на “4”?
- Возьмите грибки.
- А теперь высаживаем цветущие деревья и грибки (ребята подходят к картине и вставляют в прорези деревья, грибки).
- Такая картина вам нравится? Так давайте же будем беречь и приумножать наши леса!
6. Домашнее задание – составить задачу о лесе, чтобы она решалась тремя действиями.