Психокоррекционная работа с детьми, имеющими проблемы в поведении и адаптации к школьной жизни

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка.

Индивидуальные психокоррекционные занятия предназначены для детей младшего школьного возраста (от 9-11лет) из неблагополучных семей: алкогольно и наркозависимых, неполных, многодетных педагогически неграмотных, материально несостоятельных, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и в участковой социальной службе, имеющих проблемы в поведении и адаптации к школьной жизни.

Цель программы: Адаптация ребенка к школьным условиям, правилам поведения.

Задачи:

1. Познакомиться, и наладить контакт с несовершеннолетним;
2. Обучить распознавать эмоции и чувства, справляться со своим негативным эмоциональным состоянием;
3. Развить и скорректировать навыки общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Организационные условия: Для реализации психокоррекционной работы необходимо: уютное помещение для индивидуальной работы, канцелярские товары (листы А4, карандаши цветные и простые, ластики), комплект психологических инструментариев, состоящий из серии плакатов для диагностической, консультативной, педагогической, психотерапевтической работы с детьми, подростками и их родителями.

Тематический план занятий:

Диагностическая работа.

Знакомство, налаживание контакта (2 встречи, общее время – 2 часа).

Первая встреча.

Применяемые методики:

1) Арт терапевтическая методика “Рисунок семьи”.

Цель: диагностировать эмоциональное состояние ребенка в семье.

Материалы: листы А4, цветные карандаши, простой карандаш, ластик.

Инструкция: Нарисуй пожалуйста свою семью. Время проведения: 20–30 минут.

Обсуждение: Расскажи, пожалуйста, про свой рисунок. Можно задать ребенку следующие вопросы:

Кого ты нарисовал?

Где они находятся?

Что они делают?

Им весело или скучно? Почему?

Кто из них самый счастливый? Почему?

Кто из них самый несчастный? Почему?

2) Методика для изучения социализированности личности учащегося.

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений оценить степень своего согласия с их содержанием по определенной шкале (См. Приложение 1).

Вторая встреча.

Применяемые методики:

1) Рисунок “Я реальный и я идеальный”.

Цель: выявить самооценку ребенка.

Материалы: листы А4, цветные карандаши, простой карандаш, ластик.

Инструкция: Нарисуй, пожалуйста, себя, какой ты есть сейчас, и себя, каким бы ты хотел быть.

Обсуждение: Расскажи, пожалуйста, про свои рисунки. Какой ты сейчас? Каким ты хочешь быть? Почему? Как ты думаешь, что нужно для этого сделать?

2) Проведение независимой экспертной оценки удовлетворенности учащихся работой школы – Анкета для детей 2-5 классов (См. Приложение 2).

Цель: выявить отношение к школе.

Основная психокоррекционная работа (занятия, направленные на выражение эмоционально – волевой сферы и способов саморегуляции).

Цели занятий:

Расширить поведенческий репертуар и жизненный опыт ребенка во взаимодействии со сверстниками и учителями.
Обучить распознавать эмоции и чувства, справляться со своим негативным эмоциональным состоянием.

Инструкция:

К каждому инструментарию прилагается 2 плаката как для индивидуальной, так и для групповой работы, карточки с вербальным и рисуночным описаниями вариантов реагирования на ситуации, вызывающие гнев, тревогу, проблемы, трудности и конфликты, а также бланк – мини-копия рабочего варианта плаката, образец карточек для групповой работы и рекомендации по использованию плакатов. Время проведения каждого занятия – 1час. В ходе каждого занятия ребенок проговаривает все способы справляться со своим эмоциональным состоянием и при помощи психолога находит пути выхода из сложных ситуаций. В конце каждого занятия ребенок обобщает полученные навыки, записывая и проговаривая свою реакцию и действия в предлагаемых психологом ситуациях, например: “Представь, что учительница сделала тебе замечание за то, что ты отвлекся на уроке, расскажи как ты поступишь в этой ситуации”.

3-е занятие: “Как я справляюсь со своим гневом”.
4-е занятие: “Как я справляюсь со своей тревогой”.
5-е занятие: “Как я решаю свои проблемы”.
6-е занятие: “Как я преодолеваю трудности”.
7-е занятие: “Как я разрешаю конфликты с…” .

Литература:

  1. http://nodrink.me – статья “Статистика алкоголизма в России”.
  2. http://vashpsixolog.ru – сайт Ваш психолог. Работа психолога в школе. Психодиагностические материалы.
  3. Психологичсекий инструментарий на каждый день Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. Материалы для работы с плакатами “Как я справляюсь со своим гневом”. Санкт-Петербург, “Речь”, 2005 г.
  4. Психологичсекий инструментарий на каждый день Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. Материалы для работы с плакатами “Как я справляюсь со своей тревогой”. Санкт-Петербург, “Речь”, 2005 г.
  5. Психологичсекий инструментарий на каждый день Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. Материалы для работы с плакатами “Как я решаю свои проблемы”. Санкт-Петербург, “Речь”, 2006 г.
  6. Психологичсекий инструментарий на каждый день Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. Материалы для работы с плакатами “Как я преодолеваю трудности”. Санкт-Петербург, “Речь”, 2006 г.
  7. Психологичсекий инструментарий на каждый день Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. Материалы для работы с плакатами “Как я разрешаю конфликты с..”. Санкт-Петербург, “Речь”, 2005 г.