Цель урока: Сформировать у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, характере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д, Арк и какую роль она сыграла в этой войне.
Задачи
Образовательные:
1. Углубить представление учащихся о причинах и характере феодальных войн.
2. Показать, что народ Франции был решающей силой в освободительной войне против
захватчиков.
3. Обеспечить усвоение основных дат урока.
4. Способствовать формированию познавательного интереса к изучению истории
других народов.
Развивающие:
1. Развивать познавательные процессы обучающихся (память, внимание,
восприятие, речь).
2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, историческим
документом, таблицей, выделять главное, делать вывод.
3. Воспитывать у обучающихся коммуникативные качества (умение слушать, излагать
свои мысли, выступать перед аудиторией).
Воспитательные:
1. Сформировать уважение у школьников к героине французского народа Жанне Д,
Арк.
2. Способствовать воспитанию чувства патриотизма на примере борьбы французского
народа за национальную независимость.
Оборудование:
– Презентация к уроку (Приложение 1)
– Раздаточный материал. (Приложение 2)
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку, посадка.
II. Вступительное слово учителя. На предыдущих уроках мы с вами мы говорили о двух, наиболее значимых странах периода средневековья. Назовите (Англия и Франция). И выяснили, что в 13–14 вв. в этих государствах шел процесс централизации власти. Но в середине 14 века произошло событие, которое очень повлияло на дальнейшую историю этих стран.
Итак, записываем тему урока.
III. Целеполагание.
Истории Англии и Франции тесно связаны между собой.
Об этом говорит и такой факт (отрывок из книги Жана Жуэвиля, маршала Шампани, 1248–1254гг) Работа с документом (Приложение 2)
Задание: Какими были отношения между королями Англии и Франции в 13 веке? (Враждебными, нейтральными, дружелюбными?).
И вдруг сегодня мы узнаем, что в 1337 году между Англией и Францией началась война, которая длилась до 1453 г. Практически 116 лет! (Слайд 1)
Задание: Зная этот факт, давайте снова ответим на вопрос, какие были отношения между Англией и Францией в 14 веке? (Враждебными, нейтральными, дружелюбными?).
Теперь сравните 2 вывода и ответьте на вопросы: Какое наблюдается противоречие? Какой главный вопрос нужно решить нам на уроке? (Ответы детей.)
Постановка проблемного задания на урок: Почему мир между Англией и Францией сменился продолжительной Столетней войной, каковы ее причины, основные события и итоги? (Слайд 2)
IV. Изучение новой темы.
(Слайд 3)
Основные вопросы, которые мы будем рассматривать, отражены в плане урока?
1. Причины и повод войны.
2. Армия двух стран.
3. Основные события войны.
4. Жанна Д, Арк – народная героиня Франции.
5. Завершение и итоги войны.
Итак, хронологические рамки знаем? (Ответы детей.)
Страны – противники известны? (Ответы детей.)
(Слайд 4)
1. Причины и повод к войне. Причины и повод предстоит узнать! Конечно, такие события как войны имеют свои причины и свой повод. Каковы же были они у Столетней войны?
Сначала дайте вспомним, что такое причина и повод.
Повод – случай, обстоятельство, которое дает непосредственный толчок началу события.
Причина – основание, предлог для каких-нибудь действий.
Задание: Работая в группах по 2 человека.
1-я группа – Задание 2. Работа с документом (Приложение 2) выяснить причины к войне.
2-я группа – Задание .2 Работа с учебником (Приложение 2) выясните повод к войне.
Причины войны: (Слайд 5)
– Стремление королей Франции подчинить французские земли, принадлежащие
королю Англии (Аквитанию), чтобы завершить объединение страны.
– Стремление Англии и Франции контролировать богатые города Фландрии.
– Война – способ обогащения для феодалов.
Повод к войне:
Претензии короля Англии на корону Франции.
Вывод: Завоевание Аквитании давало возможность французскому королю завершить объединение Франции
2. Армии двух стран. (Слайд 7)
А теперь нам предстоит проверить готовность стран к войне.
Задание всем. (Приложение 2)
Посмотрите на таблицу и охарактеризуйте английскую армию и французскую армию.
Английская армия | Французская армия |
– из свободных крестьян (лучников). Рыцарская конница получала жалование из королевской казны. В армии: |
Конные рыцарские отряды, возглавляемые сеньорами.
Рыцари действовали самостоятельно, не было дисциплины, была разобщенность в действиях. |
Работа с термином: арбалет – железный лук, вделанный в приклад и снабженный механизмом для натягивания тетивы.
(Слайд 8)
Какая армия была лучше готова к войне? (Ответы детей.)
Как вы думаете, к чему это могло привести? (Ответы детей.)
3. Основные события и этапы войны. Рассказ учителя с использованием карты и слайдов презентации. Сообщения учеников.
Задание: по ходу рассказа учителя записать в основные события Столетней войны.
Дата | Событие |
Война началась в 1337 году с морских набегов французов и англичан. Располагая сильным флотом, английское войско переправилось через Ла – Манш. В 1340 году в морском сражении при Слейси (Слайд 9) у берегов Фландрии англичане разгромили французский флот, потопив почти 200 кораблей. Англичане зло шутили: “Если бы рыба могла говорить, она заговорила бы по-французски, ибо съела уже много французов”.
Через несколько лет военные действия возобновились. Высадившись в Нормандии, англичане заняли ее и начали наступление на Париж. Следующее крупное сражение состоялось у деревни Креси.
Сообщение учащегося “Битва при Креси”. (Слайд 10–11)
После битвы при Креси английская армия осадила порт Кале.
Сообщение учащегося “Подвиг граждан Кале”. (Слайд 12)
Задание: В чем подвиг граждан Кале?
Почти все население Англии одобряло войну: ведь она приносила богатую добычу. Победа казалось близкой. Но в 1348г. до Франции и Англии добралась величайшая в истории эпидемия чумы – “Черная смерть”. И англичанам, и французам надолго стало не до войны. Тем не менее, стычки между ними продолжались.
Расширив в результате успешного наступления свои владения на юге Франции, Эдуард III поставил туда наместником своего сына, принца Эдуарда. Идя в бой, принц надевал черные доспехи, и поэтому был прозван “Черным принцем”. Из подвластной ему Аквитании он время от времени совершал с небольшим отрядом набеги на северные области Франции. Когда в сентябре 1356 г. он возвращался из очередного такого похода, у г. Пуатье его настигла французская конница. Командовал ею сам король Франции Иоанн II Добрый.
Сообщение учащегося “Битва при Пуатье”. (Слайд 13–14)
1360 – перемирие между Англией и Францией. (Слайд 15)
Физкультминутка. (Слайд 16)
Сменивший Иоанна II его сын Карл V оказался незаурядным правителем. Он восстановил армию и в 1369 г. военные действия возобновились. Французы применили новую тактику. Избегая больших сражений, они изматывали англичан неожиданными нападениями, благодаря деятельности полководеца Бертрана Дюгеклена. Слайд 18
К 1380 г. французы практически полностью вытеснили англичан с юга Франции. В 1396 г. было объявлено новое перемирие. Теперь владения англичан во Франции были даже меньше, чем до начала войны. Но положение Франции осложнялось междоусобной войной за власть и влияние на слабоумного короля Карла VI между феодальными группами, во главе которых стояли герцог Бургундский и герцог Орлеанский. Обе стороны искали помощи у английского короля. В таких условиях война с англичанами не могла идти успешно. (Слайд 19)
В 1415 году боевые действия возобновились. У деревни Азенкур французская армия была разгромлена и бежала с поля боя. (Слайд 20–21)
Вскоре англичане заняли больше половины Франции, вошли в Париж.
По мирному договору 1420 г. английский король Генрих V был объявлен временным правителем Франции и наследником французского престола. Над Францией нависла угроза утраты национальной независимости. Сын Карла VI дофин Карл (принц-наследник), которого договор лишал прав на престол, продолжил борьбу. Вокруг него сплотились все патриоты Франции.
Характер войны меняется. Если раньше воевали между собой королевские армии, то теперь в борьбу все шире стали вступать простые люди – крестьяне и горожане Франции. Война стала делом всех. Французы чувствовали себя частью единого целого – Франции. Они относились к англичанам как к иноземным захватчикам. Во Франции разгорается партизанская борьба.
Задание: вспомните, что такое партизанская борьба? (Ответы детей.)
Задание: определите характер Столетней войны. (Ответы детей.)
Вывод: вначале это была обычная династическая война, затем она приобретает справедливый, освободительный, всенародный характер.
В 1428 году англичане осадили Орлеан. Взятие города открывало дорогу на юг Франции и давало возможность подчинить себе всю страну. Под Орлеаном решалась судьба Франции. Слайд 22
Казалось спасти Францию может только чудо. И чудо произошло.
По Франции уже несколько лет ходило пророчество, что спасти ее суждено не мужам военачальникам, а деве. И в марте 1429 г. к дофину явилась никому не известная девушка. Звали ее Жанна.
Слайд 23
Задание: какую роль в войне сыграла Жанна (просмотр фильма)
5. Завершение и итоги войны. Война, ставшая действительно народной после казни Жанны не позволила англичанам переломить ход военных действий в свою пользу. Даже герцог бургундский покинул своих союзников англичан и перешел на сторону Карла 7. Шаг за шагом, город за городом, французская армия вытесняла англичан с родной земли. В 1453 году пал их последний оплот – город Бордо в Аквитании. Столетняя война закончилась. Только порт Кале остался у англичан еще на 100 лет.
Задание: Почему Франция одержала победу в войне? (Ответы детей.)
Слайд 24
Итоги войны:
А) Ликвидированы притязания Англии на французскую корону,
Б) создание сильного национального государства в) усиление королевской власти во
Франции,
Г) на службе у короля появилась постоянная армия.
Важно также помнить, что война – это не только причины и итоги. Это еще судьбы людей, их мужество и героизм.
Задание: Знаете ли вы примеры из истории нашей страны, когда народ поднимался на защиту своей страны? (Ответы детей.)
V. Закрепление материала.
Ребята проверьте все ли есть записи основных событий войны у вашего соседа по парте
1340 г. – уничтожение французского флота при г. Слейсе;
1346 г. – поражение французов в битве при Креси;
1356 г. – разгром французской армии при Пуатье;
1360 г. – заключение мирного договора;
1415 г. – битва при Азенкуре – сокрушительное поражение французов;
1428 г. – осада г.Орлеана;
1431 г. – обвинение в ереси, казнь Жанны Д’Арк;
1453 г. – Столетняя война закончилась изгнанием англичан.
Слайд 25
Возвращаясь, к проблемному вопросу урока, мы выяснили, что Столетняя война между Англией и Францией (1337–1453 гг), стала результатом взаимных притязаний сторон за землю и корону. Закончилась победой Франции.
Слайд 26–27
Игра “Да-нетка”.
- Поводом к Столетней войне стало стремление Франции отвоевать у Англии Аквитанию.
- Французская армия была лучше готова к ведению войны.
- Эдуардом “Черным принцем” называли французского короля.
- При полководце Бертране Дюгеклене французская армия начала проводить крупные масштабные военные операции против англичан.
- Война герцога Бургундского и герцога Орлеанского еще больше осложнила положение Франции.
- Когда французское войско утратило веру в победу, народ Франции сохранил мужество и волю к борьбе.
- Орлеан – это город, у стен которого решалась судьба Франции.
- Столетняя война закончилась в 1455 году.
- Сегодня на уроке я узнал (а) много интересного.
- Подумайте, сначала про себя, затем и можно вслух:
“А смог бы я спасти страну? Или остался глух
К страданьям, слезам, бедам, горю?
Иль, все-таки помог бы своему народу?
Учитель: Мне очень приятно, что среди вас растут патриоты, ребята, которые любят свою Родину и готовы ей помочь!
VI. Выставление оценок за урок.
Слайд 28
VII. Домашнее задание: параграф 20,составить кроссворд по теме.
Время быстро пролетело, подводить пора итог.
Два кружочка перед вами: вам запомнился урок?
Если поняли вы тему, разобрались, что к чему,
Белый поднимите выше (очень этого я жду!)
Если синий – то не страшно, дома можно прочитать!
Всем на следующем уроке получить желаю “5”!
Всем спасибо за активную работу! До свидания!