Игры и упражнения с психотехникой на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта. В новых стандартах в преподавании иностранных языков основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли.

В настоящее время выделяют два направления разработки игровых видов деятельности со специальной целью обучения взрослых – это психотехнические игры и социально – психологический ролевой тренинг. Психотехнические игры представляют собой процедуры группового разучивания упражнений на развитие разнообразных психических функций – внимания, памяти, воображения и других.

Обращаясь к истории возникновения термина "психотехника", следует отметить, что он введен в начале XX века У.Штерном и обозначает любую практику воздействия на психику и управления ею.

Под психотехническими играми в образовательном процессе понимаются игры, направленные на повышение эффективности учебно-познавательной деятельности учеников, на усвоение получаемых знаний, на повышение интереса к изучаемому предмету при помощи воздействия на психику человека, производимого во время проведения игры.

Применимо к уроку иностранного языка можно сказать, что хорошо развитые психологические аспекты, такие как память, внимание, мышление способствуют наилучшему и скорейшему обучению. Именно на этих аспектах строится обучение основным видам речевой деятельности: говорению, чтению, письму и аудированию.

Так как игра является хорошим средством активизации всех познавательных процессов, то и упражнения основаны на игре. Естественно, что правила игры и формулировки задач могут меняться, в зависимости от темы и индивидуальных характеристик класса.

Основными функциями психотехнических игр в обучении иностранному языку являются создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определенной ситуации, реализация дидактической основы в форме учебной задачи для синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке, а также интенсивная тренировка употребления усваиваемого лексического и грамматического материала.

Можно рекомендовать для использования в обучении любому иностранному языку психотехнические игры типа:

1. Круговая кинолента. Цель: активизация навыка грамматического оформления сообщений о выполняемых или выполненных действиях. Упражнение для индивидуального тренинга употребления настоящего или прошедшего времени глаголов.

Ход игры: учитель просит обучаемых определить тему и сюжет будущего коротенького фильма, собрать киноленту из десятка кадровых событий. Затем надо склеить последний кадр с первым, чтобы получился замкнутый круг кадровых событий, а потом прокрутить эту ленту на своем “внутреннем экране” от первого до последнего кадра и снова по кругу.

Необходимо постепенно сокращать время просмотра каждого кадра, быстро переключать на следующий.

2. Соноскоп. Цель: формирование и совершенствование навыка употребления модальных конструкций типа: “Это должно быть…”, “Это может быть…”, “Конечно…”, “Я думаю, что…” и т.п.

Ход игры: учитель предлагает обучаемым отвернуться, а затем попеременно стучит по разным предметам (по книге, столу, руке, часам). Обучаемые должны угадывать и называть предметы, используя ту или иную модальную конструкцию или определенный тип высказывания.

Упражнения на развитие наблюдательности при описании предметов и явлений.

1. 15 вопросов и ответов. Упражнение на зрительное внимание.

Упражнение тренирует зрительное внимание к привычному предмету, закрепляет навык общих специальных, разделительных и альтернативных вопросов, тренирует навык владения структурой короткого повествовательного предложения. Упражнение выполняется всеми обучаемыми; каждый новый вопрос должен относиться к какой-нибудь не охарактеризованной ранее стороне предмета.

Количество вопросов может быть изменено. На своих уроках я практикую количество вопросов, зависящее от количества учеников в группе. Смотря на конкретный предмет, ученики задают вопрос, а сосед по парте отвечает, затем опрос продолжается по цепочке.

Образец:

1. What colour is the table?
2. Is the table big?
3. What material is the table made of?
4. What sort of wood could it be made of?
5. What are the component parts of the table?
6. Where was the table made?
7. Is the table covered with varnish?
8. Is the table high or low?
9. Are the legs of the table dirty at the bottom?
10. Is it new?
11. What is the function of the table?
12. Can you call it a supporting stand?
13. Would you put a reading lamp on it?
14. Would you find it convenient to rest your elbows on the table while reading?
15. Can you notice any scratches on the surface of the table?

2. Два предмета. Упражнение на определение различия и сходства между двумя подобными предметами.

Упражнение способствует развитию наблюдательности, а также закрепляет знание антонимических пар, развивает навык свободного употребления форм степеней сравнения прилагательных и притяжательных местоимений.

Образец:

Teacher: What is the difference between the two pencils?
Pupil 1: They are different colours. This one is red and that one is black.
Pupil 2: The red pencil is longer than the black one.
Pupil 3: The red pencil has scratches on it and the black one is smooth.
Pupil 4: The red one belongs to Tom and the black one belongs to Pete.
Pupil 5: Pete keeps his in the pocket and Tom keeps his pencil in the pencil-box.
Teacher:Is there any similarity between the two pencils?
Pupil 6: Both of them are meant for writing.
Pupil 7: For drawing, too.
Pupil 8: They were made at the same factory.
Pupil 9: Both of them are rather thin.

3. Описание. Упражнение на спонтанное описание предмета.

Задание выполняется одним обучаемым, а класс дополняет его, используя при этом активную лексику. Очень часто используемое упражнение. Причем описание лучше делать не одному ученику, а по цепочке всем.

4. Перемещения. Упражнение на композиционное внимание. Упражнение используется для введения и закрепления лексики, обозначающей пространство и связи между объектами, а также для автоматизации навыков употребления времен PresentContinuousTense, PastContinuousTense и вежливых форм обращения.

Учитель назначает одного из учеников ведущим и просит его выйти из класса, а остальным ученикам предлагает поменяться местами в произвольном порядке. Возвратившись в класс, ведущий должен указать обычные места учеников и предложить каждому возвратиться на свое место. Учащиеся соответственно реагируют на правильное или неправильное утверждение.

Образец:

Teacher: Pete, youweresittingatthethirddesk. Now you are sitting at the seventh desk in the same row. Could you take your own seat?
Pupil 1: With pleasure. I am taking my own seat.
Teacher: Tom, you were at the left side of the fourth desk in the central row. Now you are sitting at the right side of the same desk. Could you change seats with Kate?
Pupil 2: I am sorry but you are mistaken. I was sitting here. This is my seat.
Teacher: John, you were sitting alone and now Mike is sitting at your desk, too
Pupil 3: I am not to blame. Mike did that on his own.
Teacher: I don’t mean that. I’d prefer Mike to take his own seat. He was sitting at the second desk in the right-hand row.
Pupil 4: I am sorry indeed to have taken so much of your time.

Упражнения на описание качеств предметов на основе осязательных ощущений.

1. Осязаемые качества. Упражнение на описание осязательных ощущений.

Учащиеся должны определить на ощупь разницу между двумя предметами и описать свои осязательные ощущения.

В процессе его выполнения вырабатываются и закрепляются навыки владения степенями сравнения прилагательных, усваиваются антонимические пары и синонимические ряды.

Образец:

Pupil: The brown bag feels softer than the black one. This one feels smooth and that one feels rough. I can feel some scratches on the black bag. The brown bag is made of fine real leather or rather of plastic. I can easily feel that with my fingers.

2. Чтоза? Упражнение на описание осязательных ощущений. Обучаемые должны определить на ощупь несколько предметов и описать свои осязательные ощущения.

Упражнения на активизацию комплексного и общего внимания.

1. Печатная машинка. Групповое орфографическое упражнение.

Упражнение вырабатывает речевое внимание в процессе выполнения физической операции. Оно может быть использовано для развития навыков составления и чтения английских слов в предложении, для запоминания некоторых наиболее трудных слов и словосочетаний.

Ученики располагаются полукругом, каждый получает написанную на карточке букву английского алфавита. Учитель проверяет, хорошо ли все знают свои буквы. Затем он произносит какую-нибудь фразу, например: “Theboyhasasorethroat”. Ученики должны поднять свои карточки с буквами и “напечатать” сначала каждое слово в отдельности, затем всю фразу. Ученики могут поднимать карточки с буквами и одновременно называть их. В конце упражнения каждый ученик повторяет всю фразу.

2. Передай мяч.

Упражнение вырабатывает навык комплексного внимания в организации и проведении речевых операций наряду с выполнением физических действий. Можно выполнять и без наличия мяча.

Учитель произносит какое-нибудь слово, начинающее предложение, и передает мяч одному из учеников, который должен произнести следующее слово, связанное по смыслу с первым, и передать мяч дальше для продолжения предложения. Наряду со значимыми, используются также служебные слова.

Образец:

Teacher: I am ...
Pupil 1: ... in the habit of ...
Pupil 2: ... of going ...
Pupil 3: ... to the theatre ...
Pupil 4: ... onSaturdays.

Подобным образом упражнение выполняется и на уровне фраз.

Все психотехнические упражнения строятся на взаимодействии учащихся в процессе выполнения ими того или иного действия, что раскрепощает их в ситуациях общения, делает речь учащихся свободной и непринужденной, способствует выражению своего собственного мнения на иностранном языке, что воодушевляет учеников к дальнейшему изучению предмета, активизируют познавательные процессы, способствуя положительному формированию психологического здоровья.

Список литературы:

  1. Бабинская П.К., Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие 5-е издание, стереотипное. Минск “Высшая школа” 1999.
  2. Штерн Уильям. Википедия – свободная энциклопедия.