Цель: закрепление материала по теме “Состав слова”.
Задачи:
- Образовательные:
– закрепить понятия морфем “корень”, “основа”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”;
– отрабатывать с обучающимися умение работать по алгоритму разбора слова по составу. - Развивающие:
– развивать умение выделять части слова, способствовать развитию орфографического навыка;
– развивать речь обучающихся, обогащать их словарный запас;
– развивать внимание, память. - Воспитательные:
– создавать у обучающихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечение каждого в активную деятельность;
– воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку.
Тип урока: урок закрепления.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в наше классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.
Добрый день! Начинаем наш урок. Откройте тетради и запишите число.
II. Актуализация знаний.
Чтобы собрать наше внимание проведем “Разминку для ума”. Я задаю вопросы, а вы хором, быстро отвечаете.
– Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется …
– Общая часть родственных слов называется …
– Как называется третий зимний месяц …
– Часть слова без окончания называется …
– Назовите слово, противоположное слову враг. Как в русском языке называют такие
слова.
– Самый короткий месяц в году?
– Сколько гласных букв в русском алфавите?
– Мойте руки перед …
III. Минутка чистописания .
Ребята, когда я проверяю ваши тетради, часто вы при письме пишите так, как изображено на карточках.
А вот так пишется правильно. Вы со мной согласны? (Ответы детей.)
Пропишите по строчке каждого соединения.
IV. Знакомство с темой урока.
Ребята, скажите, когда мы проводили “Зарядку для ума” на какую тему было больше всего вопросов? (Ответы детей.) Правильно о составе слова. Давайте сформулирует тему урока. (Педагог в процессе диалога формулирует тему “Разбор слова по составу”).
А помогут нам доктор Айболит и Мойдодыр. (Изображения героев на доске.)
V. Основная часть урока.
Они пришли к нам в гости не случайно и не с пустыми руками. Сегодня на уроке мы поговорим еще и о нашем здоровье и как его сохранить. А гости принесли с собой пословицы. (Пословицы записаны на доске.)
“В здоровом теле – здоровый дух!”
“Здоровье дороже денег!”
“Здоровье за деньги не купишь!”
“Мудрый человек предупреждает болезни, а не лечит их!”
– Давайте вспомним, что такое пословица? (Ответы детей.) Верно, это малый фольклорный жанр. В пословице содержиться народная мудрость.
Как вы понимаете эти пословицы? Какой сделаете вывод? (Самое дорогое у человека – это здоровье и его надо беречь.)
Запишите в тетрадь последнюю пословицу и разберите по членам предложениям. А Максим пойдет к доске.
В чем особенность этого предложения? (Есть однородные члены.)
Мы говорим о здоровье. Назовите противоположное слово. Как называются такие слова? (Антонимы.)
Подберите одноколенные слова к слову боль. Разберите по составу. (У доски работает 1 ребенок.) Проверка.
Молодцы!
VI. Физкультминутка.
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазками.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо.
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх – вправо и вверх – влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
Айболит принес с собой желтые карточки-задания.
Первое задание: правильно соедините схему со словом.
Второе задание: во второй столбик впишите свои слова.
– Какое слово лишнее? (Дети отвечают одежда.) Почему? Ребята, а важно одеваться по погоде? (Да.) Значит, одежда относиться к здоровьюсбережению.
Ребята, к нам в гости пришли не только Айболит и Мойдодыр, но и морфемы.
(Морфемы выходят по очереди, рассказывают стихи о себе и становятся на свое место.)
Корень:
В корне смысл, но не весь
Главный, но не полный.
Приставка:
Потому приставка есть –
Смысл она дополнит.
Суффикс:
Рад я в этом ей помочь!
После корня встать не прочь!
Ну и что ж, что после корня, –
Все равно я всех проворней!
Окончание:
И на род укажу,
И про время расскажу,
И слова все свяжу, хоть и временно.
Ведь недаром всю жизнь
Беззаветно служу
Я родному морфемному племени!
Ребята, посмотрите, как располагаются морфемы, они в корне могут стоять только в такой последовательности.
– Какие морфемы вы знаете?
Возьмите красные карточки. Их принес Мойдодыр.
Выполните задания в карточке.
Проверка выполненного задания.
Молодцы ребята!
– Как сохранить здоровье? (В процессе диалога педагог с детьми формулируют советы: питаться нужно правильно, соблюдать режим дня, одеваться по погоде, заниматься физкультурой.)
VII. Закрепление.
– Что такое морфемы?
– Для чего нужны приставки и суффиксы?
– Какие морфемы входят в состав основы?
– Воспроизводите алгоритм разбора слова по составу.
VIII. Рефлексия.
– Ребята, у кого возникали сложности при выполнении заданий на
наше уроке – нарисуйте красный кружок, если нет то зеленый.
– Понравился вам урок. Если да то зеленый кружок, если нет то красный.
IX. Домашнее задание.
Напишите мини-сочинение по теме “Как сохранить здоровье”.
Самоанализ
урока русского языка в 3 классе
“Разбор слова по составу”
учитель Забарчук О.С.
Все задачи на уроке взаимосвязаны. Основная цель урока – систематизировать и закрепить полученные УУД на предыдущих уроках. Так же ставила следующие задачи развивать память, логическое мышление, воспитывать уважение к одноклассникам. В ходе урока поставленные цель и задачи достигнуты.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.
Методы работы: словесные, наглядные, практические. Использовала игровую деятельность.
Все этапы урока соблюдены.
Морально-психологические, гигиенические, эстетические, временные условия на созданы.
В ходе урока установлены межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.