Эстетическое воспитание на уроках музыки

Разделы: Музыка


Человек извечно стремится к красоте. Он любуется природой, украшает свое жилище, свою одежду, свой облик. Нет такого народа, которому неведомо было бы чувство прекрасного. Человек обладает способностью находить и ценить красоту, творить по ее законам.

Красота – сфера чувств, переживаний. Умение замечать и переживать красоту называется эстетическим чувством, которое воспитывается путем приобщения к прекрасному, лучшим ее образцам. Эстетические знания необходимы школьнику, они служат путеводителем по стране прекрасного.

В музыке необычайно ярко представлен эмоциональный мир человека, она наиболее чутка на чувство и ей доступно передавать его непосредственное живое движение. “Музыка, – писал Д. Шостакович, – способна выразить сокрушающий и мрачный драматизм, и упоенье счастьем, скорбь и экстаз, обжигающий гнев и ледяную ярость, меланхолию и бурное веселье, и не только все эти чувства, но и тончайшие их оттенки, переходы между ними, которые не могут быть высказаны словами и не доступны ни живописи, ни скульптуре”. Великолепно схватил природу музыки немецкий эстетик В. Вакенродер: “В зеркале звуков человеческое сердце познает себя, именно благодаря им мы научаемся чувствовать чувства”. Лев Толстой: “Она, музыка, сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находится тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое…”

Каждый учитель несет на себе груз ответственности не только по обучению по-своему предмету, но и воспитанию чувства прекрасного, духовного, возвышенного в детях. Сам процесс преподавания является разновидностью художественного творчества. Учитель должен быть интересным, артистичным, с выдумкой! Ему надо добиться, чтобы на урок дети шли, как на праздник души, радовались новым знаниям, новым навыкам, ценностям, живо откликались на порывы, умели самостоятельно, творчески мыслить, чутко реагировали на все вокруг происходящее, прочно стояли на моральных позициях.

Эстетическое воспитание в школе прослеживается на всех уроках, но наиболее благодатны для этого уроки эстетического цикла: изобразительного искусства, литературы, мировой художественной культуры, музыки.

Эстетика – это наука, которая изучает прекрасное в природе, обществе, в материальном и духовном производстве, закономерности развития и функционирования эстетического сознания и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития и функционирования в обществе искусства как специфической формы отражения действительности.

Эстетическое воспитание во многом как бы программирует эмоционально-оценочное отношение человека к действительности, привлекая для своих целей искусство, т.е. ту область, в которой эстетическое начало жизни конденсируется с максимальной силой…

Искусство через организацию эстетических воздействий способствует формированию убеждений и сознательных действий человека, формированию гармонически развитой личности, сочетающей физическое совершенство с нравственной чистотой и духовным богатством.

Эстетическая культура – это не только способность воспринимать и ценить красоту в жизни и искусстве, но и активно, творчески претворять эту красоту в жизнь, творчески относиться к жизни во всех областях человеческой деятельности. Эстетическая культура человека – это часть его общего духовно-практического богатства.

Эстетические чувства, переживания, оценки возникают у человека в процессе всей его жизнедеятельности: в процессе работы, учебы, во время выполнения общественных обязанностей, на отдыхе, во время занятий спортом, при восприятии произведений искусства, в процессе участия в художественной самодеятельности. В процессе эстетического воспитания у человека формируется стремление к созданию красивых вещей, к свершению возвышенных дел и героических поступков.

Задача эстетического воспитания заключается не только в выработке эстетической культуры у человека, то есть выработке эстетических вкусов, понятий, представлений, переживаний. Задача состоит в том, чтобы человек боролся за красоту, творческое ее утверждение в труде, общественных отношениях в быту и искусстве и т.д.

Одним из важнейших средств эстетического воспитания является искусство, все его виды, жанры, формы. Искусство обращается к уму, воле и чувствам каждого отдельно взятого человека. Оно действует на человека путем создания определенных образов, характеристик, путем изображения конфликтов.

Музыкально-эстетическое воспитание обучающихся на уроках музыки происходит через вовлечение их в процесс собственного художественного созидания, направленного на познание и освоение окружающего мира.

Цели уроков заключаются в следующем:

  1. Всестороннее развитие личностного творческого потенциала школьника и на этой основе формирование его эстетической культуры.
  2. Оптимизация эвристического мышления и познавательной деятельности.
  3. Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на человека, на его отношение к окружающей действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы, на формирование жизненной позиции.
  4. Овладение образным языком музыкального искусства посредством усвоения знаний, формирования умений и навыков с целью постижения имманентной сущности музыки, взаимосвязи ее со смежными видами искусства – литературой, живописью, архитектурой, театром, кино и др.
  5. Постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового) и инструментального музицирования.

Намеченными целями обусловлены задачи уроков музыки как уроков искусства, уроков творчества:

1. Продуктивное развитие способности эстетического сопереживания действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий.

Эстетическое сопереживание и связанный с ним процесс сотворческого восприятия искусства становится основой для самостоятельной созидательной деятельности школьников. Поэтому воспитание эмоциональной культуры ребенка – важнейшее условие для оптимизации художественно-развитой творческой личности.

2. Осуществление художественного познания мира обучающимися через собственную созидательную деятельность.

Импровизация – вот самая доступная форма продуктивного самовыражения детей, которая в конечном итоге ведет к раскрепощению личности. Воспитать ребенка творчески – это значит сформировать гуманную, самобытно мыслящую личность.

Эвристическая деятельность в процессе импровизации несет в себе игровой элемент.

Игра – один из результативнейших путей развития всех способностей через такую форму эстетического переживания, как побуждения к творчеству. Игра на уроках музыки может быть двух типов: сюжетно-ролевой и проблемно-моделирующей. В сюжетно-ролевой игре эстетический результат достигается путем “вживания” ребенка в художественный мир произведения. Обязательные компоненты этого типа игры: сюжет, роль, воображаемая ситуация. Подготовка к роли идет через анализ произведений музыки, литературы, живописи, что дает возможность обучающимся самостоятельно воплотиться в жизнь художественного образа и по-своему пережить его в игре. Для успешного проведения игры создается воображаемая ситуация, находятся музыкальные интонации, слова, яркие краски для воплощения, например, образов цветка, дерева, доброго и злого, веселого и грустного человека.

К проблемно-моделирующей игре относятся и другие формы игровых ситуаций:

1/. Сочинение песни по кругу. Первый по цепочке ребенок поет фразу, второй придумывает продолжение и т.д. так, чтобы последний в цепочке закончил произведение.

2/. Проигрывание известных музыкальных сказок. Предлагается сюжет какой-либо музыкальной сказки, выделяя в ней конкретный эпизод; дети импровизируют его в своей музыкальной сценке.

3/. Защита фантастических музыкальных проектов: обучающиеся придумывают фантастическую ситуацию, например: из жизни музыкальных инструментов, и пытаются доказать ее жизнеспособность.

4/. Узнавание песни по ритму. Предлагается одному из ребят воспроизвести начальный ритмический рисунок какой-либо из выученных песен, которую класс должен узнать.

5/. Зеркальная импровизация детьми предложенных учителем несложных движений с музыкальным сопровождением. При изменении темпа и характера той же мелодии, жанра (марш, колыбельная, плясовая) учащиеся должны перестроиться.

3. Активизация способностей художественного обобщения как основы для целостного восприятия многомерности искусства.

4. Развитие интегративных качеств восприятия и оптимизация навыков целостного и динамичного охвата явлений искусства. Активное осознание внутренних связей между различными видами творчества.

5. Оптимизация образного мышления, как важнейшего фактора художественного постижения мира, ведь именно образное мышление развивает у ребенка понимание эстетической разноплановости окружающей действительности, стимулирует поиск нового, неординарного решения жизненных проблем.

Творческая деятельность на уроках музыки раскрывает специфические связи искусства с окружающим миром. Творческие задания пронизывают весь урок от начала до конца. С одной стороны, они постоянно обращаются к жизненным примерам, впечатлениям школьников, а с другой – к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые учащимся образы, явления, ситуации. Например:

Задание № 1: Весна в произведениях П. Чайковского, К. Дебюсси, С. Рахманинова, И. Стравинского.

№ 2: Сравнение романсов разных композиторов, написанных на один и тот же текст.

№ 3: Сочинение мелодии и аккомпанемента к любимому стихотворению.

Эти задания развивают ассоциативность мышления, навыки художественного обобщения, учат многогранному видению реальности, формируют способности творческого познания жизни.

№ 4: Подбор соответствующих литературных, поэтических эпиграфов и музыки к картинам, например, Айвазовского и др..

№ 5: Импровизация, основанная на принципе “ролевой игры” – предлагается взглянуть на один и тот же предмет, явление, произведение искусства глазами человека, находящегося в разных эмоциональных состояниях.

Следующие задания – на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения:

1. Изобразительное воплощение музыкальных или словесных текстов – передача средствами живописи или рисунка общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа.

Другие варианты этого задания:

а/. выполнить в данном цветовом решении, характере и темпе музыки соответствующие движения – разноцветный веселый ручеек, сказочный паровоз.

б/. Игра “Ускоряет – замедляет” – передать изменяющийся несколько раз на протяжении одного задания темпоритм музыки.

в/. Перевести музыкальный образ в пластический – красочные бабочки, рыжая лиса…

г/. Подобрать музыкальные инструменты для изображения птиц, злого дракона, гудка парохода и исполнить на нем соответствующую мелодию.

2. Цветовое моделирование музыки:

а/. Составить цветовую композицию из предложенных цветов.

б/. Зафиксировать в красках процесс движения, развития музыкальных образов.

3. Графическое моделирование музыки – во время звучания музыкального произведения дети исполняют его цветными карандашами на листке бумаги.

а/. Особое положение линий, отражающих регистр звучания.

б/. Преобладание восходящих и нисходящих штрихов, воплощающих направление мелодического движения, темп, характер развития.

в/. Нажим карандаша, обусловленный динамикой, ритмической пульсацией и т.д.

4. Словесное рисование (например: – Как бы ты нарисовал героя музыкального произведения?), развивающее воображение, речь, чувство стиля, ассоциативное мышление, красочное, многогранное постижение художественного образа.

5. Музыкальное рисование – формируется умение охарактеризовывать с помощью музыкальной интонации облик персонажа, его эмоциональное состояние. Здесь есть несколько вариантов:

а/. С помощью доступных музыкальных инструментов изобразить движение поезда (начало движения, ускорение, замедление), топот коня, полет и жужжание пчелы, чириканье птиц, падающие капли дождя.

б/. Подобрать звуки, пропущенные мелодии, и другие варианты.

Чтобы вовлечь детей в сотворчество, уроки музыки можно разнообразить. Это различные творческие модели уроков: урок – экскурсия, урок – игра, урок – путешествие, музыкальный магазин, урок – концерт, урок – передача (радиопередача), урок – салон, урок – пресс-конференция, урок – исследование, урок – научно-практическая конференция, урок – кроссворд.

В своей работе я учитываю стремление школьников к самостоятельности, их желание углублять и расширять свои знания, умения, их потребность поставить себя в ситуацию взрослого человека.

В течение учебного года каждый ребенок имеет возможность проиграть предпочтенную им самим роль, которая поможет ему в нетрадиционной форме познакомиться, например, с интересным фактом из жизни композитора.

Естественно, что в процессе подготовки к уроку ученику захочется глубже понять облик данного композитора, а для этого ему придется прочитать дополнительную литературу, послушать музыку композитора, посмотреть фотографии, портреты. Ученик как бы проживет вместе с композитором различные эпизоды его жизни: радость побед и муки поражений, сомнения и разочарования. Может быть, что-то из жизни композитора ученик сопоставит со своим, пусть небольшим, жизненным опытом. Поэтому проведение таких творческих уроков очень полезно.

Возьмем урок – исследование.

Эта модель урока способствует развитию мышления учащихся. Элементы исследования я ввожу на уроках последней четверти уже во 2-ом классе, привлекая “Словарь эстетических эмоций” В. Ражникова. С его помощью у детей формируется эстетический опыт, художественное настроение. Словарный запас позволяет выразить свое восприятие музыки, учит различать оттенки эстетических настроений. Мною было сделано пособие из карточек, на которых выписаны в столбик слова. Это определение основных эмоционально-эстетических модальностей. Слово-код написано более крупно в начале блока другим цветом. Перед уроком по 2-3 карточки раскладываются на партах. В ходе урока, после прослушивания произведения, задаю детям вопрос:

– Какой вы услышали образ или настроение?

Дети называют, например, “радостное”. Затем зачитываются слова с карточки с этим ключевым словом: весело, звонко, блестяще, искрясь, лучисто и т.д. И дети выбирают несколько слов, наиболее точно характеризующих прослушанное произведение.

В пятом классе такая поисково-исследовательская работа способствует творческому подходу учащихся к написанию сочинений-миниатюр “Впечатления”.

Рассмотрим, как в шестом классе по теме “Преобразующая сила музыки” сравниваются 2 фортепианных вальса – П.И. Чайковского и Ф. Шопена.

Урок начинается с чтения стихотворения Н. Брауна “Песня без слов”:

Ни слова… И только мельканье
Бегущих по клавишам рук,
Невидимых струн рокотанье,
За звуком взлетающий звук.

То чудом рожденные трели,
То лепет ручья поутру,
То голос поющей свирели,
То птиц щебетанье в лесу.

После прослушивания вальсов, говорю о том, что они были написаны в XIX веке, только один композитор жил в России, а другой – в Польше. Затем на доске и в тетрадях заполняем таблицу, где фиксируется место рождения композиторов, первые произведения, образование, исполнительская деятельность и другие факты из жизни и творчества. И только в конце рассказа называются имена композиторов и даются названия прослушанных вальсов: “Блестящий вальс” № 14 Шопена и “Сентиментальный вальс” П. Чайковского. После этого произведения еще раз прослушиваются и к работе подключаются карточки с эпитетами из “Словаря эстетических эмоций”. Они помогают ученикам более четко выявить различия между этими произведениями:

  1. Камерный.
  2. Задушевные, теплые,
    чувствительные, безвольные,
    застенчивые, робкие интонации
    крайних частей: радостная,
    просветленная, возбужденная,
    взволнованная середина.
  3. Русская песенность, лиризм. 
  1. Концертный.
  2. Бурное, безмятежное начало,
    затем изящные, томные интонации,
    и снова горделиво, элегантно
    бравурно звучит музыка.

     
  3. Польская горделивость, торжественность.

В завершении урока еще раз подчеркивается сходство этих сочинений: жанр вальса, сложная трехчастная форма, славянские черты.

Пытаюсь возродить в школе традицию проведения музыкально-литературных салонов. Урок – салон можно провести как внеклассное мероприятие, а можно провести и урок. Каждому ребенку необходимо дать возможность испытать себя в роли артиста-ведущего или артиста-исполнителя, а каждому классу – воссоздать ситуацию художественного салона. В камерной обстановке класса ребята почувствуют особенную романтическую атмосферу, споют романсы, песни, прочитают стихи.

Формирование музыкой духовности ребенка – основа урока, его содержание. Но нельзя забывать об огромной эстетической ценности искусства, сводя все его значение лишь к воспитательной, познавательной и преобразовательной роли. Искусство не в состоянии было бы выполнить эти свои (очень важные) функции, если бы не обладало способностью доставлять человеку эстетическое наслаждение, увлекать и покорять его своей красотой.

“На любое занятие с детьми мы должны приходить подготовленными во всех отношениях – и профессионально, и нравственно. Тогда мы не обманем ожиданий наших воспитанников и действительно испытаем радость от принадлежности к нашему прекрасному, всегда важному, благородному делу эстетического воспитания”.
Г.Струве.