В настоящее время в соответствии с ФГОС НОО в структуру основной образовательной программы начального общего образования входит “Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни”
Данная программа реализуется через урочную и внеурочную деятельность.
Большие возможности для ее реализации дает УМК “Перспективная начальная школа”. По этому УМК я работаю шестой год. Экологическое воспитание школьников мне удается осуществлять на всех уроках, в т.ч. и на уроках литературного чтения. Предлагаю одну из разработок такого урока.
Обобщающий урок литературного чтения во 2 классе по теме “Природа для поэтов и художников – любимая и живая”.
Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания учеников по теме “Природа для поэтов и художников – любимая и живая”, актуализировать знания, приобретенные при изучении литературного чтения, окружающего мира, русского языка.
- Способствовать развитию речи обучающихся, вырабатывать навык грамотной, логически законченной речи.
- Воспитывать культуру грамотного общения на уроке, формировать бережное отношение к природе.
Оборудование: учебники, хрестоматии, рабочие тетради, презентация с использованием звуков природы (шум леса, воды, пение птиц).
Ход урока
Организационный момент.
– Ребята, сегодня на уроке у нас гости, поприветствуем их:
Доброе утро, добрые люди!
День начался, он только начался,
День впереди
И ничего не поздно!
Приложение. Слайд 1
(На фоне природы звучит запись. Весна (фортепиано, шум дождя,…).)
На фоне музыки учитель читает:
Небо льется синим цветом,
Солнце светит теплотой!
Нет прекраснее планеты,
Чем моя Земля весной!
– Друзья, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А как вы думаете, куда? Правильно, на природу! Назовите все, что вы считаете природой. (Дети отвечают.)
– Молодцы! Сразу видно, что вы любите природу. Я тоже считаю, что она прекрасна. Недаром художники и поэты воспевают ее в своих творениях. Какую тему по литературному чтению мы с вами закончили изучать?
Дети: “Природа для поэтов и художников – любимая и живая”.
– Молодцы!
Слайд 2
(Природа для поэтов и художников – любимая и живая.)
– Итак, отправляемся в путешествие. А путешествовать лучше всего с друзьями, поэтому я вас приглашаю с собой!
Во время нашего путешествия вы должны быть внимательными, дружными, щедрыми, чтобы поделиться знаниями, помнить о правилах поведения в природе, о взаимовыручке и об уважительном отношении к мнению каждого человека.
А не отправиться ли нам с вами в лес?
Слайд 3
– Сейчас давайте закроем глаза. (Дети закрывают глаза.)
И представим красоту весеннего дня: яркое синее небо, покрытое хлопьями белоснежных облаков, и лучи нежного, теплого солнца. По – моему, вот эта поляна будто сделана для нашего отдыха. Посмотрите, деревья с нежно-зеленой листвой окружили поляну мохнатой оградой. Их листочки шелестят от ветерка, и кажется, что они разговаривают с нами.
А вы видите все это? Отлично, тогда поделитесь своими ощущениями: что вы видите, какие звуки слышите, может, кто – то из вас даже запахи чувствует?
(Дети не открывая глаз делятся ощущениями.) Отлично, вы настоящие виртуальные путешественники!
Медленно откройте глаза.
Слайд 4
(На фоне природы звучит запись. Лесной ручей, звуки жителей леса.)
– Вспомнились ли вам какие – то произведения, изученные нами в теме “Природа для поэтов и художников – любимая и живая”, в которых говорится о лесе, о звуках и запахах его?
*Э. Мошковская “Здравствуй, лес!” – Хр., С.126;
– из каких слов и выражений видно, что герой относится к лесу, как к живому
существу?
*М.Пришвин. “Разговор деревьев”– Уч., с.118–119;
– какими словами автор передает звуки, запахи?
* М.Пришвин. “Расцвет шиповника” – Р.Т.,с. 29;
– чем растения похожи на людей? (Делают подарки на именины, поют песни.)
– Так, значит, лес – это не только растения? Кого же мы еще можем в нем встретить?
Слайд 5
(На лесной полянке животные, занесенные в Красную книгу Кировской области. С Красной книгой ученики ознакомлены на уроках окружающего мира.)
– А наши писатели, поэты и художники уделили внимание животным леса? В каких работах?
*Л. Яхнин “Музыка леса”– Уч., с. 104.
– какое открытие сделал автор для себя? (Но целый мир вокруг меня летал,
кружился, жил!)
*Ю. Коваль “Три сойки” – Уч., с 106.
– как автор для себя перевел язык птиц?
* И. Пивоварова “Репетиция” -Р.Т., .26.
– что же ей удалось расслышать в птичьих трелях?
Слайд 6
*(А. Дюрер “Заяц”)
– Как называется эта картина и кто ее автор?
– Расскажите о шерстке зайца, которую так тщательно выписал художник, везде ли
она одинакова?
* Г. Лагздынь “У речки тихони”– Р.Т.,с.27.
– Что удалось поэтессе подглядеть за зайцем? (То – тире, то точки, точки!)
– Сейчас я предлагаю сделать привал. На привалах люди отдыхают, разговаривают на разные темы, играют в различные игры. Мы с вами проведем игру: “Ты – мне, я –тебе!” Я просила вас дома приготовить вопросы по изученной теме. Вот сейчас вы и будете друг другу задавать вопросы и отвечать на них.
– Молодцы!
– Ребята, а бывают ли в природе, как и у людей, конфликты?
В каком произведении нам сообщает об этом автор?
*Ф. Тютчев “Зима недаром злится!
Слайд 7
(Зима в образе старухи, весна в образе молодой девушки.)
– Давайте организуем театр – экспромт по этому стихотворению. (Дети инсценируют стихотворение.)
– Молодцы! Чудесные актеры!
А теперь я предлагаю вам устроить конкурс стихов – тех, которые вам больше других полюбились в изученной теме. (Дети читают наизусть стихи.)
– Ребята, так что же такое лес, как вы поняли из изученной темы? (Это совместное жительство живой и неживой природы.)
– А у какого автора мы читали об этом?
*Э. Мошковская “Дедушка дерево” – Хр.,с.122.
– Так кто же это – дедушка дерево? (Лес.)
Кто выполнил иллюстрацию к этому стихотворению?
*М. Чуракова “ Лесной старец” – Хр., с.124.
Какой автор посвятил свое творение экологической проблеме?
*Л. Яхнин “Пустяки”.
Слайд 8
(Пустынная угрюмая лесная полянка.)
– К чему призывает автор своим стихотворением?
Слайд 9
(Контраст.)
– Что такое контраст? Где мы с этим понятием познакомились? – Уч., С.108.
– Какое контрастное произведение стихотворению “ПУСТЯКИ” помещено в нашем учебнике?
Слайд 10
(Поляна с лесными жителями. Звучит запись. Пение птиц.)
*Р. Сеф “Добрый человек” – Уч., с.110
– Наше путешествие подходит к завершению. Понравилось ли вам путешествовать? И мне очень приятно было с вами общаться в пути. Спасибо вам огромное!
Слайд 11.
Рефлексия.
(На клавиатуру заранее приклеены 2 кружка красного и зеленого цвета. Если нажимают на зеленый кружок, то при каждом нажатии на мониторе появляется новый элемент, в итоге должен получиться улыбающийся смайлик и над ним порхает мотылек. Если нажимают на красный кружок, то новый элемент не появляется.)
– А сейчас каждый из вас по очереди подойдет компьютеру и, если вам понравилась изученная тема, все в ней вам понятно, то нажмете на клавиатуре зеленую кнопочку. Если вам не все до конца понятно, и вы считаете, что вам надо еще поработать в этой теме, то –красную.
– Ребята, смайлик нам весело улыбается, значит, мы дружно преодолели все трудности и все отлично усвоили!
Д.З.: Выполнить иллюстрацию на тему: “Какой я хочу видеть планету Земля”? И подобрать к вашей работе подходящую цитату из изученных произведений в теме: “Природа для писателей любимая и живая”.