Цель: познакомить учащихся с графиками равномерного прямолинейного движения.
Задачи:
- научить учащихся «читать» графики, определять скорость и пройденный путь за любой промежуток времени;
- сформировать умение работы в группах;
- научить учащихся отстаивать свою точку зрения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Класс: 9–10
Методы обучения: объяснение нового материала и закрепление знаний с использованием ИКТ.
Организация пространства: фронтальная работа, эвристическая беседа, работа в малых группах.
Оборудование: компьютер, экран, проектор.
План урока
- Актуализация знаний
- Постановка цели совместно с учащимися
- Объяснение нового материала
- Повторение нового материала
- Работа в малых группах
- Рефлексия
- Домашнее задание
Ход урока
Учитель: Давайте ответим на вопросы. (Приложение 1)
- Какое движение называется равномерным прямолинейным?
- Приведите примеры равномерного прямолинейного движения.
- Как определить скорость при равномерном прямолинейном движении?
- Как можно определить проекцию перемещения, зная конечную и начальную координаты тела?
- Запишите уравнение равномерного прямолинейного движения. Зависимость каких величин отражает это уравнение? Как вы думаете, только ли формулой можно представить эту зависимость?
Ученики: Наверное, существуют другие способы задания этой зависимости, например, графический.
Учитель: Ребята, кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
Ученики: Графики движения.
Учитель: Правильно. А о каком движении пойдет речь?
Ученики: Прямолинейном равномерном.
Учитель: Записываем тему сегодняшнего урока: «Графическое представление равномерного прямолинейного движения». Ребята, а что бы вы хотели узнать о графиках равномерного прямолинейного движения?
Ученики: Какие бывают графики, и какую информацию о движении можно с помощью них узнать.
Учитель: Существует несколько способов задания движения. С одним из них вы уже знакомы – это аналитический (координатный, векторный), то есть с помощью формулы. Так же задается движение с помощью таблицы и графика. Графический способ задания движения зачастую удобен по сравнению с аналитическим, так как по графику сразу видно, что из себя представляет функция и можно проанализировать ее поведение. Остановимся подробнее на графиках равномерного прямолинейного движения.
1. График модуля скорости (слайд 5)
Пусть тело движется со скоростью 50 м/с. Рассмотрите график на слайде и ответьте на вопросы: что представляет собой этот график? Может ли он проходить в области отрицательных значений? Почему? Найдите путь, пройденный телом за 3с, 6с. Чему равна эта величина на графике? Сделайте вывод о том, какую информацию о движении дает график модуля скорости.
2. График проекции вектора скорости (слайд 6)
Рассмотрите график на слайде и ответьте на вопросы: чем отличается график проекции скорости от графика модуля скорости? Какой график дает больше информации о движении?
3. График равномерного прямолинейного движения (слайды 7, 8, 9)
Рассмотрите еще раз уравнение равномерного прямолинейного движения. Какая это функция? Что является графиком линейной функции?
Рассмотрим задачу.
Легковой и грузовой автомобили движутся навстречу друг другу с одинаковыми скоростями 6,7 м/с. Начальные координаты соответственно равны 0 м, 80 м. Напишите уравнения движения автомобилей. Постройте графики движения и выполните рисунок, на котором необходимо указать начальное положение автомобилей и направление их движения.
Как вы думаете, что может означать точка пересечения графиков движения?
А теперь давайте посмотрим решение нашей задачи на анимированном слайде 7.
Как изменятся графики, если автомобили начинают свое движение неодновременно?
Изменим условие задачи.
Пусть легковой автомобиль движется со скоростью 5 м/с. Спустя 4 секунды после начала движения легкового автомобиля навстречу ему выехал грузовой автомобиль со скоростью 10 м/с. Начальные координаты соответственно равны 80 м, 0 м. Напишите уравнения движения автомобилей. Постройте графики движения и выполните рисунок, на котором необходимо указать начальное положение автомобилей и направление их движения.
А теперь давайте посмотрим решение этой задачи на анимированном слайде 8.
На слайде 9 представлен случай, когда автомобили движутся в одном направлении, имеют одинаковую начальную координату и начинают движение неодновременно.
Закрепление новой темы.
Выполняем упражнения на слайдах 10, 11.
Работа в группах: класс делится на 5 групп, которые получают карточки с графиками. Необходимо как можно больше составить вопросов к графикам и ответить на них. Карточки у каждой группы одинаковые. При защите каждая группа дополняет ответ предыдущей.
По желанию учителя работу в группах можно заменить индивидуальной работой по карточкам [1].
Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Какая форма работы вам понравилась?
Оценка знаний ребят.
Домашнее задание: §4, упр.4[2], лекция.
Литература.
- Газета. Физика, №48/96
- Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Перышкин, Е.М. Гутник.- М.: Дрофа, 2009.