Графическое представление равномерного прямолинейного движения

Разделы: Физика


Цель: познакомить учащихся с графиками равномерного прямолинейного движения.

Задачи:

  • научить учащихся «читать» графики, определять скорость и пройденный путь за любой промежуток времени;
  • сформировать умение работы в группах;
  • научить учащихся отстаивать свою точку зрения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Класс: 9–10

Методы обучения: объяснение нового материала и закрепление знаний с использованием ИКТ.

Организация пространства: фронтальная работа, эвристическая беседа, работа в малых группах.

Оборудование: компьютер, экран, проектор.

План урока

  1. Актуализация знаний
  2. Постановка цели совместно с учащимися
  3. Объяснение нового материала
  4. Повторение нового материала
  5. Работа в малых группах
  6. Рефлексия
  7. Домашнее задание

Ход урока

Учитель: Давайте ответим на вопросы. (Приложение 1)

  1. Какое движение называется равномерным прямолинейным?
  2. Приведите примеры равномерного прямолинейного движения.
  3. Как определить скорость при равномерном прямолинейном движении?
  4. Как можно определить проекцию перемещения, зная конечную и начальную координаты тела?
  5. Запишите уравнение равномерного прямолинейного движения. Зависимость каких величин отражает это уравнение? Как вы думаете, только ли формулой можно представить эту зависимость?

Ученики: Наверное, существуют другие способы задания этой зависимости, например, графический.

Учитель: Ребята, кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

Ученики: Графики движения.

Учитель: Правильно. А о каком движении пойдет речь?

Ученики: Прямолинейном равномерном.

Учитель: Записываем тему сегодняшнего урока: «Графическое представление равномерного прямолинейного движения». Ребята, а что бы вы хотели узнать о графиках равномерного прямолинейного движения?

Ученики: Какие бывают графики, и какую информацию о движении можно с помощью них узнать.

Учитель: Существует несколько способов задания движения. С одним из них вы уже знакомы – это аналитический (координатный, векторный), то есть с помощью формулы. Так же задается движение с помощью таблицы и графика. Графический способ задания движения зачастую удобен по сравнению с аналитическим, так как по графику сразу видно, что из себя представляет функция и можно проанализировать ее поведение. Остановимся подробнее на графиках равномерного прямолинейного движения.

1. График модуля скорости (слайд 5)

Пусть тело движется со скоростью 50 м/с. Рассмотрите график на слайде и ответьте на вопросы: что представляет собой этот график? Может ли он проходить в области отрицательных значений? Почему? Найдите путь, пройденный телом за 3с, 6с. Чему равна эта величина на графике? Сделайте вывод о том, какую информацию о движении дает график модуля скорости.

2. График проекции вектора скорости (слайд 6)

Рассмотрите график на слайде и ответьте на вопросы: чем отличается график проекции скорости от графика модуля скорости? Какой график дает больше информации о движении?

3. График равномерного прямолинейного движения (слайды 7, 8, 9)

Рассмотрите еще раз уравнение равномерного прямолинейного движения. Какая это функция? Что является графиком линейной функции?

Рассмотрим задачу.

Легковой и грузовой автомобили движутся навстречу друг другу с одинаковыми скоростями 6,7 м/с. Начальные координаты соответственно равны 0 м, 80 м. Напишите уравнения движения автомобилей. Постройте графики движения и выполните рисунок, на котором необходимо указать начальное положение автомобилей и направление их движения.

Как вы думаете, что может означать точка пересечения графиков движения?

А теперь давайте посмотрим решение нашей задачи на анимированном слайде 7.

Как изменятся графики, если автомобили начинают свое движение неодновременно?

Изменим условие задачи.

Пусть легковой автомобиль движется со скоростью 5 м/с. Спустя 4 секунды после начала движения легкового автомобиля навстречу ему выехал грузовой автомобиль со скоростью 10 м/с. Начальные координаты соответственно равны 80 м, 0 м. Напишите уравнения движения автомобилей. Постройте графики движения и выполните рисунок, на котором необходимо указать начальное положение автомобилей и направление их движения.

А теперь давайте посмотрим решение этой задачи на анимированном слайде 8.

На слайде 9 представлен случай, когда автомобили движутся в одном направлении, имеют одинаковую начальную координату и начинают движение неодновременно.

Закрепление новой темы.

Выполняем упражнения на слайдах 10, 11.

Работа в группах: класс делится на 5 групп, которые получают карточки с графиками. Необходимо как можно больше составить вопросов к графикам и ответить на них. Карточки у каждой группы одинаковые. При защите каждая группа дополняет ответ предыдущей.

Приложение 2

По желанию учителя работу в группах можно заменить индивидуальной работой по карточкам [1].

Рефлексия.

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Какая форма работы вам понравилась?

Оценка знаний ребят.
Домашнее задание: §4, упр.4[2], лекция.

Литература.

  1. Газета. Физика, №48/96
  2. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Перышкин, Е.М. Гутник.- М.: Дрофа, 2009.