Беседа "Отец советской кибернетики (о А.А. Ляпунове)"

Разделы: Внеклассная работа


Пионер – значит первый

Цели:

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике, её приложениям,  истории её развития и нашим соотечественникам, внёсшим огромный вклад в её развитие;
  • расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики;
  • развитие у школьников умения самостоятельно и творчески работать с научно-популярной литературой и интернетом;
  • создание актива, способного оказать учителю помощь в организации мероприятий, посвященных математике, и вовлечении в них всего коллектива данного класса.

Задачи:

  • Образовательные: способствовать расширению кругозора и эрудиции учащихся.
  • Развивающие:
    • развивать у учащихся  умение работать с научно-популярной литературой и интернетом
    • развивать у учащихся  умение организовывать мероприятия, посвященные математике, и вовлекать в них весь коллектив данного класса.
  • Воспитательные:
    • способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности
    • способствовать воспитанию нравственных взглядов и убеждений, гражданских и патриотических чувств
    • способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе.

Оборудование: на доске записаны тема беседы, эпиграф; необходимы мультимедиа проектор, компьютер, Презентация «Ляпунов».

Место проведения: кабинет математики.

Время проведения: классный час.

 План занятия

I. Организация начала занятия (3 мин.)

Вступительное слово учителя математики (Сообщение темы и задач классного часа).

II. Основная часть. Беседа о А. А. Ляпунове (30 мин.)

III. Подведение итогов (12 мин.)

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организация начала занятия

Учитель сообщает обучающимся тему и цель классного часа.

2. Основная часть. Беседа о А. А. Ляпунове

1 ученица: Член-корреспондент АН СССР Алексей Андреевич Ляпунов (1911-1973) – выдающийся математик и педагог, один из основоположников отечественной кибернетики, биоматематики и математической лингвистики.

Алексей Андреевич Ляпунов – один из первых отечественных ученых, кто оценил значение кибернетики, внес большой вклад в ее становление и развитие. Еще в середине 50-х годов, когда кибернетика в СССР считалась "буржуазной лженаукой", ученый активно выступил в защиту этого перспективного научного направления. Под его руководством в стране начались первые исследования в этой области. Общие и математические основы кибернетики, вычислительные машины, программирование и теория алгоритмов, машинный перевод и математическая лингвистика, кибернетические вопросы биологии – вот не полный перечень основных направлений науки, получившей интенсивное развитие по инициативе и при участии А.А.Ляпунова. В конце 50-х годов он сформулировал основные направления развития кибернетики, которые на протяжении десятков лет являлись основой теоретических и практических исследований в этой области.
А.А.Ляпунову принадлежит разработка математической теории управляющих (кибернетических) систем, строгое определение которых было сформулировано им вместе с его учеником С.В.Яблонским.
Он создал первые учебные курсы программирования и разработал операторный метод – по существу первый язык программирования. В 1958 году под руководством А.А.Ляпунова начал выходить периодический сборник "Проблемы кибернетики", на страницах которого публиковались результаты отечественных исследований.
Заслуги А. А. Ляпунова в области кибернетики и программирования настолько велики, что период с середины 50-х годов до середины 60-х годов XX века часто называют "ляпуновским" периодом.

2 ученица: Он родился в Москве 7 октября 1911 года. Его отец, Андрей Николаевич Ляпунов, получил математическое образование, он учился в Московском университете, а также в Гейдельберге и Геттингене. Затем отец Ляпунова работал в Путейском ведомстве, а после 1917 года был сотрудником Института биофизики Народного Комиссариата здравоохранения. Мать Алексея Андреевича Елена Васильевна Ляпунова была широко образованным человеком и посвятила свою жизнь воспитанию детей, которых в семье Ляпуновых было семь.

Семья Алексея Андреевича принадлежала к известному роду Ляпуновых, в котором были и знаменитые ученые (А. М. Ляпунов – выдающийся математик, М. В. Ляпунов – астроном, Б. М. Ляпунов – славист и др.), и известные деятели русской культуры (композитор С. М. Ляпунов). Ляпуновы имели родственные связи с семьями выдающихся русских ученых – И. М. Сеченова, А. Н. Крылова, П. Л. Капицы и др.
Общение с детских лет с высокообразованными людьми рано пробудило у Алексея Ляпунова интерес и к искусству, и к различным наукам. Его увлекали астрономия, минералогия, биология, архитектура и живопись.
Первая проба сил Алексея Андреевича в самостоятельных исследованиях относится к астрономии – наблюдения, проведенные им в школьные годы, дважды были опубликованы в Бюллетене Московского общества любителей астрономии. В 1928 году Алексей Андреевич  закончил специальную среднюю школу N 42 и поступил на физико-математический факультет Московского университета. Однако через полтора года ему пришлось покинуть университет "как лицу дворянского происхождения".
Некоторое время он работал лаборантом в Государственном геофизическом институте у известного физика академика П. П. Лазарева. Выполняя математическую обработку геофизических и биофизических экспериментов, участвовал в экспедициях по изучению Курской магнитной аномалии.

В 1932 году Алексей Андреевич становится учеником академика Н.Н.Лузина. Под его руководством и по составленной им программе Алексей Андреевич изучает математику. Сдав экстерном экзамены по университетским курсам в МГУ, он получает высшее образование,  а вскоре появились и первые результаты в одной из фундаментальных областей математики – в теории множеств, которой посвящены 62 его работы, и в 1939 г защищает кандидатскую диссертацию.

img4.jpg (11511 bytes)

В 1942 году Алексей Андреевич заканчивает Владимирское пехотное училище (6-месячные курсы) и добровольцем уходит в ряды Советской армии. С 1943 по 1945 г. находится в действующей армии в качестве командира топографического взвода в артиллерии. Участвовал в боях в Крыму, Прибалтике, на Украине и в Восточной Пруссии в качестве командира топовычислительного взвода 22-го Красногвардейского Евпаторийского артполка 3-й Гвардейской Краснознаменной дивизии 2-й Гвардейской армии. За участие в боях по освобождению Крыма А. А. Ляпунов был награжден орденом Красной Звезды, также был награжден медалью “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”. Работы А. А. Ляпунова по теории стрельбы появились сразу после войны, но фактически они – результат его размышлений военного времени.

3 ученица: Свыше сорока лет своей жизни отдал А.А.Ляпунов служению отечественной науке.
Круг научных интересов Алексея Андреевича Ляпунова был настолько широк, что его по праву можно назвать ученым-энциклопедистом. Он не только ориентировался в разных областях науки, но и плодотворно работал во многих из них.
В истории российской науки А.А.Ляпунов занимает особое место. Основные труды А.А.Ляпунова относятся к чистой математике, но охватывают также ее прикладную и вычислительную части, приложения к естественным и гуманитарным наукам (биология, геофизика, астрономия, лингвистика и др.), философские проблемы естествознания и актуальные проблемы педагогики.
В июле 50-х годов А. А. Ляпунов разработал первые учебные курсы по программированию, а в 1952/53 учебном году он прочитал студентам МГУ первый курс под названием "Принцип программирования" (до появления АЛГОЛа). С 1951 года он работал в Математическом институте АН СССР им. В. А. Стеклова, а с 1953 года – в Институте прикладной математики, возглавляя в этих институтах работы по программированию. Он одним из первых оценил возможность цифровых машин для решения задач невычислительного характера. С осени 1952 года он стал работать на механико-математическом факультете МГУ в качестве профессора кафедры вычислительной математики, где организовал семинар по программированию.
В 1953 году А. А. Ляпунов создает операторный метод в программировании, с которого ведет начало теоретическое программирование.
Важным событием в научной жизни была организация А. А. Ляпуновым в 1956 году семинара по кибернетике в МГУ, который объединил ученых различных специальностей: математиков, экономистов, биологов, лингвистов, философов, а также инженеров и военных. Он просуществовал до 1964 года и сыграл большую роль в координации исследований и формировании новых направлений.

Во второй половине 50-х годов число оригинальных исследований по кибернетике в нашей стране стало так велико, что появилась необходимость в создании специализированных изданий по кибернетике. А. А. Ляпунов стал основателем серии сборников "Проблемы кибернетики" и главным редактором. Первый сборник серии вышел в свет в 1958 году. Под редакцией А. А. Ляпунова вышло почти 30 сборников "Проблемы кибернетики". Серия получила мировую известность – она регулярно переводилась на английский и немецкий языки.
"За короткий срок отношение к кибернетике прошло следующие фазы: категорическое отрицание; констатация существования; признание полезности, отсутствие задач для математиков, признание некоторой математической проблематики; полное признание математической проблематики кибернетики", – писал А.А.Ляпунов.

4 ученица: В 1960 г. академики М.А.Лаврентьев и С.Л.Соболев приглашают А.А.Ляпунова переехать в Новосибирск, где за несколько лет до этого было создано Сибирское отделение Академии наук СССР. Алексей Андреевич с энтузиазмом принял это предложение, сразу поняв, что это откроет большие возможности для развертывания работ по кибернетике и осуществления педагогических экспериментов на всех уровнях воспитания молодежи – от дошкольного до университетского.
За 12 лет, прожитых в Академгородке, Алексей Андреевич сумел осуществить многие из своих научных и педагогических замыслов.
Здесь, в Сибирском отделении Академии наук, в молодом научном центре, он сыграл определяющую роль в создании кибернетических коллективов и развитии исследований. Благодаря А.А.Ляпунову в 60-е годы новосибирский Академгородок становится главным в нашей стране кибернетическим центром.
В Новосибирске он продолжал работать по теории множеств, по теоретическому программированию и развернул широкие исследования по математической биологии, в частности по таким ее проблемам, как моделирование экологических систем, популяционным явлениям, иерархичности управляющих систем в живой природе, проблемам классификации.

В 1964 году Алексей Андреевич Ляпунов был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. Новосибирский период жизни А. А. Ляпунова в научном плане отмечен его работами философского характера, в частности осмыслением и развитием таких философских категорий, как материя, энергия и информация. Он приходит к убеждению, что "масса и энергия, с одной стороны, удовлетворяет закону сохранения, с другой – для них имеет место принцип заменяемости". Что же касается информации, то она обладает "совсем другими свойствами". Так, во-первых, по отношению к информации не имеет места закон сохранения, во-вторых, возможность размножения информации и невосстановимость утраченной являются ее характерными особенностями, в-третьих, "информация материальна, т. е. информация всегда нуждается в материальном носителе".
Эти философские концепции отражены в ряде его публикаций, а также представлены в виде тезисов доклада на Международном конгрессе по философии, который состоялся в Болгарии, в городе Варне, в 1973 году, но, к сожалению, без участия Алексея Андреевича.

5 ученица: Алексей Андреевич был замечательным педагогом и пропагандистом научных знаний. Этому благоприятствовал редкий набор качеств: широкий кругозор, ораторский талант, эффектная внешность, а главное – какая-то трогательная привязанность к молодежи и детям, умение понятно и одновременно точно вести разговор с самыми различными по уровню и характеру образования людьми. Его педагогическая деятельность и педагогическое наследие характеризуются следующими тремя обстоятельствами. Во-первых, Алексей Андреевич интересовался преподаванием на всех ступенях образования, от начальной до высшей школы. Во-вторых, его интересы не ограничивались преподаванием математики, а охватывали весь цикл естественных наук, а также проблемы воспитания в целом. И, наконец, он в равной мере занимался и теорией, и практикой педагогического дела.

Он был одним из инициаторов создания в 1962 г. первой в нашей стране физико-математической школы-интерната при Новосибирском университете, первым председателем ее Ученого совета и активным лектором. Он был также одним из организаторов Всесибирских математических олимпиад и летних физматшкол в Академгородке.

Однако увлечение физматшколой не заслоняло от Алексея Андреевича проблем и нужд обычной школы. Он глубоко верил в то, что идеи современной науки – не удел какой-то элиты, а при правильном осмыслении могут и должны стать достоянием всех учащихся. Поэтому он уделял постоянное и все более растущее внимание преподаванию в обычной школе, а в 1972/73 учебном году, несмотря на колоссальную загруженность, начал вести регулярные занятия в IX классе 130-й школы Академгородка. Он намеревался продолжать занятия в X классе; к сожалению, этот интересный эксперимент остался незавершенным.
В 1964 г. А.А.Ляпунов был избран членом-корреспондентом АН СССР по отделению математики. Научные, педагогические и организаторские заслуги А.А.Ляпунова отмечены правительственными наградами. Он был награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и орденом "Знак Почета". Его именем названа улица в новосибирском Академгородке.

В 1996 году одной из самых авторитетных организаций в области высоких технологий – IEEE Computer Society А. А. Ляпунов посмертно был удостоен медали "Computer Pioneer". На обратной стороне медали надпись: «Компьютерное общество признало Алексея Андреевича Ляпунова основателем советской кибернетики и программирования».
Алексей Андреевич Ляпунов оставил после себя много учеников нескольких поколений: от докторов наук и членов-корреспондентов АН СССР до вчерашних и сегодняшних школьников. Для них его жизненный путь является примером рыцарского служения науке и народу нашей страны.
Он был отзывчивым и добрым человеком, смелым и принципиальным ученым, внимательным и чутким учителем.

3. Подведение итогов

Обучающиеся задают вопросы, говорят о создании 5 докладчиками целостного портрета великого математика, рассуждают о его вкладе в мировую науку.

Учитель. Благодарю вас за плодотворную работу. На этом наш классный час закончен.

Ссылки.

  1. http://www.keldysh.ru/memory/lyapunov/podlovchenko.htm
  2. http://www.keldysh.ru/memory/lyapunov/
  3. http://www.computer-museum.ru/books/Lyapunov.pdf
  4. http://www.sbras.ru/HBC/article.phtml?nid=616&id=13
  5. http://space-memorial.narod.ru/dr/ljapunov-aa.html
  6. http://math.nsc.ru/LBRT/u2/nauka/lyapun.html
  7. http://www.ng.ru/science/2011-12-28/14_lyapunov.html
  8. http://www-sbras.nsc.ru/HBC/2005/n15/f11.html
  9. http://lyapunov.vixpo.nsu.ru/?int=VIEW&el=1&templ=ABOUT
  10. http://www.nsc.ru/ws/Lyap2001/2365/