Урок русского языка по теме "Образование имен прилагательных". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Задачи.

  • Подвести детей к тому, что прилагательные образуются от имени существительного.
  • Научить учащихся образовывать прилагательные.
  • Выделить ту часть слова, с помощью которой образуются имена прилагательные (суффикс).
  • Показать значимость прилагательных в речи, в умении образовывать прилагательные и применять их при составлении предложений и текстов.
  • Воспитывать у детей эстетический вкус, любовь к прекрасному, к искусству.
  • Развивать творческие способности учеников.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей урока

3. Орфографическая подготовка

– Прочитайте строки из стихотворения орфографически:

Ветер в берёзовой роще гулял,
Жёлтые листья с берёз обрывал.

а) спишите, выделяя орфограммы;

б) назовите и объясните орфограммы.

– Сколько предложений?
– Дайте характеристику предложения.
– Разберите предложение по членам предложения и частям речи.
– Назовите имена прилагательные, ставя к ним вопросы от существительных.
– Что такое имя прилагательное?
– От какой части речи зависит имя прилагательное?
– Как согласуются прилагательные с существительными?
– Определите род, число, падеж прилагательных.

в роще (какой?) берёзовой – ж.р., ед.ч., П.п.
листья (какие? ) жёлтые – мн.ч., В.п.

– Найдите однокоренные слова. (Берёза, берёзовая)
– Докажите, что они однокоренные.
– Разберите эти слова по составу.
– Что общего в словах берёза, берёзовый и чем они отличаются?
– Как образовалось прилагательное берёзовая ?
– Какой можно сделать вывод? (Прилагательные образуются от имени существительного)

В существительные вглядимся, ребята, внимательно,
От них образуются имена прилагательные.
Стол – столовый, печь – печной.
Много можем мы с тобой.
Ребята, не зевайте, мне помогайте.

– Образуйте имена прилагательные от следующих существительных:

Сосна –
Река –
Дом –
Зеркало –
Счастье –

– А теперь, ребята, приведите свои примеры.

Задание 1.

Списать слова, через тире записать однокоренные имена прилагательные, выделить корень, обозначить ту часть слова, с помощью которой образовались имена прилагательные:

Чудеса, сказка, снег, пух, воздух, искра, лес, строй, волшебство.

– Проверяем.
– Какая часть слова послужила образованию прилагательных? (Суффиксы).
– Назовите суффиксы.
– Сформулируйте вывод.

Имена прилагательные образуются от имени существительного с помощью суффиксов.

– Откройте учебник на стр.131.
– Прочитайте правило.
– Повторите, как образуются прилагательные?
– А как вы думаете, для чего нужно уметь образовывать прилагательные? Зачем нам, вообще, нужны прилагательные? (Чтобы речь была более красочной, яркой, богатой.)

Чтобы речь красивой стала,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.

Задание 2.

– Прочитайте текст.

Какое солнышко освещало лес! Зима накрыла его периной. На ели она надела шапки, а берёзки украсила шалями. Кустики от мороза спрятались в сугробах. Картину нарисовала зима.

– Понравился вам рассказ? Можно ли его сделать более ярким, образным? Какая часть речи в этом поможет?
– Запишите предложения, дополняя их прилагательными.

Задание 3.

По мере усложнения (по вариантам).

  • Подчеркнуть прилагательные, выделить суффикс.
  • Определить у прилагательных род, число, падеж.
  • Определить у прилагательных род, число, падеж. Разобрать третье предложение по членам предложения и частям речи.

– Проверяем.

(Работа по картине Дмитрия Александрова «Зимняя сказка»).

– Какое время года изобразил художник?
– Картина, изображающая природу, называется пейзажем.

Если видишь на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется пейзаж.

– Художник, рисующий пейзажи, называется пейзажистом. Пейзаж – словарное слово. Запомним его написание и запишем его в словарь.
– Опишите пейзаж Александрова. Какой он? (Зимний, сказочный, волшебный, чудесный, великолепный, изумительный)
– С помощью каких слов характеризовали пейзаж? (С помощью имён прилагательных)
– От каких слов образуются прилагательные? С помощью какой части слова? Какие суффиксы встретились вам при образовании имён прилагательных? (-н, -ск, -ист, -ов и т.д.)

Задание 4.

– Художники рисуют картины кистью, писатели словами, а мы сегодня делали то и другое. А хотите попробовать себя в роли редакторов? Вам предстоит отредактировать тексты (исправить их, уточнить, дополнить, украсить).
– Работаем по карточкам. Тексты у всех разные.
– Проверяем.

4. Итог урока

5. Оценивание

6. Домашнее задание