Тема: Согласная буква Ц.
Цель: знакомство со звуком [ц] и буквой её обозначающей.
1. Оргмомент
2. Буквознай-ка
– С помощью Буквинска ответьте на вопросы:
– Какие непарные звуки вы знаете?
– Назовите парные согласные звуки
– Какие гласные буквы могут давать два звука?
3. Постановка целей и определение темы урока
Отгадайте загадки.
На одной ноге стоит, Проживают в трудной книжке
В воду пристально глядит. Хитроумные братишки.
Тычет клювом наугад – Десять их, но братья эти
Ищет в речке лягушат. (Цапля ) Сосчитают всё на свете. (Цифры )Был белый дом, Нарядные сестрёнки
Чудесный дом, Весь день гостей встречают,
И что-то застучало в нём. Мёдом угощают. (Цветы )
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо. (Цыплёнок )
– Что общего у всех отгадок?
– Как вы думаете, какая тема нашего урока?
– На какие вопросы мы должны будем ответить на
нашем уроке?
4. Работа по теме урока
– Произнесите звук [ Ц ]. Дайте характеристику
этому звуку. (согласный, непарный, глухой,
твёрдый).
– А теперь давайте с Машей отправимся в гости
к буквёнку Ц.
В
комнате Маша увидела портрет прекрасной
принцессы и поинтересовалась, кто это.
И тогда буква Ц рассказала о себе вот такую
грустную историю.
«За высокими горами, за дремучими лесами есть
чудесная тёплая страна. Там я когда-то жила.
Вот я какая была.
Однажды жители страны Словографии пригласили
меня к себе в гости. Я тогда была очень молодая и
мягкая. Мой приезд был торжественным, а я так
прекрасна, что все словики и буквята сбежались
полюбоваться мной и засыпали мою карету цветами.
Вот это и не понравилось злой колдунье Лени.
Она живёт в Чёрном дворце на берегу чернильной
реки. У Лени очень много рабов. В рабство к ней
попадают буквы, которые плохо написаны и слова, в
которых есть ошибки. Лень часто тихонько
приходит к ребятам и начинает их уговаривать ,
чтобы они бездельничали. Некоторые поддаются её
уговорам, перестают трудиться и начинают делать
много ошибок в словах. Вот эти слова и становятся
рабами колдуньи Лени.
Лень возненавидела букву Ц. Ей очень хотелось,
чтобы царевна попала к ней в рабство, но этого не
происходило. Все ребята любили царевну и никогда
не ошибались в словах, где была буква Ц.
И
тогда колдунья Лень решила обмануть и царевну, и
всех ребят. Она заманила Ц к себе и напоила её
колдовским зельем. Ц уснула, а когда проснулась,
стала вот такой твёрдой старой
старушкой.
Лень надеялась, что ребята в таком обличье не
узнают Ц и будут делать ещё больше ошибок. Но
этого не произошло. Ребята всё равно узнали свою
любимицу и по-прежнему старались не обижать
букву Ц.»
– Я надеюсь, что и вы теперь запомните, что буква
Ц даёт звук согласный, глухой и всегда твёрдый.
– А теперь давайте подарим буквёнку Ц подарки.
Кто помнит, какие подарки любит буквятя?
(Дети называют слова со звуком [ Ц ], обозначая, где слышен звук в начале, в середине или в конце слова).
5. Закрепление изученного материала
Работа в парах.
Вспомните правила работы в парах.
Задание (Азбука стр. 50): Рассмотрите рисунок. Составьте рассказ о цирке. Прочитайте предложения.
Самоанализ работы в парах.
6. Подведение итогов урока
– С какой буквой познакомились сегодня на
уроке?
– Дайте характеристику звуку, который даёт буква
Ц?
– О чём вам захотелось рассказать дома?