Урок обучения грамоте "Согласная буква Ц"

Разделы: Начальная школа


Тема:  Согласная  буква  Ц.

Цель:  знакомство со звуком [ц] и буквой её обозначающей.

1. Оргмомент

2. Буквознай-ка

– С помощью Буквинска ответьте на вопросы:

– Какие непарные звуки вы знаете?
– Назовите парные согласные звуки
– Какие гласные буквы могут давать  два звука?

3. Постановка целей и определение темы урока

Отгадайте загадки.

На одной ноге стоит,                                                          Проживают в трудной книжке
В воду пристально глядит.                                                Хитроумные братишки.
Тычет клювом наугад –                                                      Десять их, но братья эти
Ищет в речке лягушат.         (Цапля )                                Сосчитают всё на свете. (Цифры )

Был белый дом,                                                                  Нарядные сестрёнки
Чудесный дом,                                                                    Весь день гостей встречают,
И что-то застучало в нём.                                                  Мёдом угощают.  (Цветы )
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо. (Цыплёнок )

– Что общего  у всех отгадок?
– Как вы думаете, какая тема нашего урока?
– На какие вопросы мы должны будем ответить на нашем уроке?

4. Работа по теме урока

– Произнесите звук [ Ц ]. Дайте характеристику этому звуку.  (согласный, непарный, глухой, твёрдый).
– А теперь давайте с Машей  отправимся в гости к буквёнку Ц.

В комнате Маша увидела портрет прекрасной принцессы и поинтересовалась, кто это.
И тогда буква Ц рассказала  о себе вот такую грустную историю.

«За высокими горами, за дремучими лесами есть чудесная  тёплая страна. Там я когда-то жила. Вот я какая была.
Однажды жители страны Словографии пригласили меня к себе в гости. Я тогда была очень молодая и мягкая. Мой приезд был торжественным, а я так прекрасна, что все словики и буквята сбежались полюбоваться мной и засыпали мою карету цветами.
Вот это и не понравилось злой колдунье  Лени. Она живёт в Чёрном дворце на берегу чернильной реки. У Лени очень много рабов. В рабство к ней попадают буквы, которые плохо написаны и слова, в которых есть ошибки. Лень часто тихонько  приходит к ребятам и начинает их уговаривать , чтобы они бездельничали. Некоторые поддаются её уговорам, перестают трудиться и начинают делать много ошибок в словах. Вот эти слова и становятся рабами колдуньи Лени.
Лень возненавидела букву Ц. Ей очень хотелось, чтобы царевна попала к ней в рабство, но этого не происходило. Все ребята любили царевну и никогда не ошибались в словах, где была буква Ц.
И тогда колдунья Лень решила обмануть и царевну, и всех ребят. Она заманила Ц к себе и напоила её колдовским зельем. Ц уснула, а когда проснулась, стала вот такой    твёрдой старой старушкой.
Лень надеялась, что ребята в таком обличье не узнают Ц и будут делать ещё больше ошибок. Но этого не произошло. Ребята всё равно узнали свою любимицу и по-прежнему старались не обижать букву Ц.»
– Я надеюсь, что и вы теперь запомните, что буква Ц даёт звук согласный, глухой и всегда твёрдый.
– А теперь давайте подарим буквёнку Ц подарки. Кто помнит, какие подарки любит буквятя?

(Дети  называют слова со звуком [ Ц  ], обозначая, где слышен звук в начале, в середине или в конце слова).

5. Закрепление изученного материала

Работа в парах.

Вспомните правила работы в парах.

Задание (Азбука стр. 50): Рассмотрите рисунок. Составьте рассказ о цирке. Прочитайте предложения.

Самоанализ работы в парах.

6. Подведение итогов урока

– С какой буквой познакомились сегодня на уроке?
– Дайте характеристику звуку, который даёт буква Ц?
– О чём вам захотелось рассказать дома?