Цель: формирование понятия арифметической прогрессии как одного из видов последовательностей, вывод формулы n-го члена арифметической прогрессии.
Задачи:
- Образовательные – повторить понятие последовательности, закрепить умение находить члены числовой последовательности, заданной формулой n-го члена. Познакомить учащихся с определением арифметической прогрессии, вывести формулу n-го члена арифметической прогрессии. Научить находить n-й член арифметической прогрессии.
- Развивающие – вырабатывать умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии; сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации.
- Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Арифметическая прогрессия», карточки для выполнения теста.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Цели |
Компетенции |
Методы проведения |
Формы |
Время |
|
Знания |
умения |
||||
Сообщить тему и цели урока | Словесно-наглядный | Фронтальная |
2 мин |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
На экране высказывание: (Приложение
1. Слайд 2)
Тема нашего урока – арифметическая прогрессия. На этом уроке мы узнаем, какая последовательность называется арифметической прогрессией, выясним, как отличить её от других последовательностей; познакомимся с формулой n-го члена арифметической прогрессии и научимся применять её при решении задач. Но, сначала проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. |
Ученики слушают учителя и настраиваются на работу. |
II. Актуализация опорных знаний.
Цели |
Компетенции |
Методы проведения |
Формы |
Время |
|
Знания |
умения |
||||
Повторить тему «Последовательности». Проверить домашнее задание |
Знать: определение последовательности, способы задания последовательностей |
Уметь находить члены последовательностей | Словесно-наглядный | Индивидуально-фронтальная | 6 мин |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Устная работа: – С каким понятием мы
познакомились на предыдущем уроке? (С
понятием последовательности). (Слайд 3) – Последовательность (an) задана формулой an = 2n – 3 . Найдите: a1, a2, a3, a50, ak. Как называется такой способ задания последовательности? (С помощью формулы n-го члена последовательности). (Слайд 4) |
1. Отвечают на вопросы учителя. 2. Проверяют правильность выполнения домашнего задания. |
Образовательные ресурсы: Слайды презентации 3-8:
III. Изучение нового материала
Цели |
Компетенции |
Методы проведения |
Формы |
Время |
|
Знания |
умения |
||||
Сформулировать определение арифметической прогрессии, вывести формулу n-го члена арифметической прогрессии | Знать какая последовательность является арифметической прогрессией и что необходимо знать, чтобы найти любой член арифметической прогрессии | Уметь: распознавать среди последовательностей арифметические прогрессии; находить разность и любой член арифметической прогрессии |
Словесно-наглядный | Индивидуально-фронтальная | 12 мин |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
– Последовательность– арифметическая
прогрессия, если для любого натурального nвыполняется
условие , где d – некоторое число. – Из определения арифметической прогрессии следует, что разность между любым её членом, начиная со второго, и предыдущим членом равна d. – Число dназывают разностью арифметической прогрессии. |
Ученики слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Делают записи в тетрадях. |
Образовательные ресурсы: Слайды презентации 9-14:
IV. Первичное закрепление. № 584(а), 585(а), 589(а).
Цели |
Компетенции |
Методы проведения |
Формы |
Время |
|
Знания |
умения |
||||
Закрепить умения учащихся находить разность арифметической прогрессии и любой её член | Знать формулу n-го члена арифметической прогрессии | Уметь применять формулу n-го члена при решении различных задач | Практический | Индивидуальная | 12 мин |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
-Объясняет, как пользоваться формулой n-го члена для нахождения первого члена или разности арифметических прогрессий. | Выполняют задания из учебника. |
V. Тест с последующей самопроверкой
Цели |
Компетенции |
Методы проведения |
Формы |
Время |
|
Знания |
умения |
||||
Проверить степень усвоения пройденного материала | Практический | Тестирование |
10 мин |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Учитель контролирует самостоятельность учащихся, организует самопроверку. | Учащиеся выполняют задания самостоятельно. Проверяют ответы с помощью слайда. |
VI. Подведение итогов урока
Цели |
Компетенции |
Методы проведения |
Формы |
Время |
|
Знания |
умения |
||||
Подвести итог урока, выставить оценки, дать задание на дом | Словесно-наглядный | Фронтальная | 3 мин |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Подводит итог урока. Оценивает деятельность учащихся на уроке. Дает домашнее задание. | Учащиеся слушают учителя, вспоминают и
называют этапы урока. Записывают домашнее задание. |
Полная версия урока – Приложение 2