Цель урока – проанализировать эффективность использования на уроке дидактической игры как формы (методического приёма) обучения по авторской технологии учителя – технологии Коростелёвой Е.Ю «Развитие речи». На протяжении всего урока шло обогащение словарного запаса учащихся через повторение основных понятий темы.
Ученики были разделены на команды заранее и выполняли задания обобщающего и систематизирующего характера на закрепление элементарных представлений о Земле как о планете Солнечной системы, повторение основных понятий: Вселенная, Солнечная система, космические тела, на знание необходимой терминологии, умение быстро и верно определять ошибки, их исправлять. Решение таких задач формирует навык исследовательской работы, будит мысль учащихся, развивает сообразительность, повышает интерес учащихся к работе. Работа в группах дала возможность всем учащимся участвовать в обсуждении решений, использовать знания, умения и навыки, сформированные ранее.
На уроке была применена авторская технология – технология Е. Ю. Коростелёвой Учащиеся показали высокий уровень знания материала.
Игра способствовала активизации учебной деятельности школьников, так как, в первую очередь происходило изменение мотивации к применению знаний.
Наряду с решением обучающих, игра способствовала решению и ряда воспитательных задач, как, например: формирование сотрудничества между участниками игры, преломление индивидуальных качеств каждого из участников к виду, необходимому для деятельности в коллективе, что способствовало формированию учащегося как члена общества, личности и т.д. Так же дидактическая игра снимала у учащихся напряжённость, страх, повышала самооценку, позволяла проверить себя в различных ситуациях.
Дидактическая игра была очень эмоционально насыщена. Участвуя в ней, ребёнок переживал волнение, радость от удачно выполненной задачи, огорчение по поводу неудачи, желание заново испытать свои силы. Общий эмоциональный подъём захватывал всех детей, даже обычно пассивных.
Уровень усвоения материала высокий, потому что
детям было очень интересно соревноваться.
Несколько ребят блеснули в практической части
урока, остальные активно работали устно и по их
ответам можно судить о качественном усвоении
материала урока. Оценки, полученные на уроке,
ярко свидетельствовали о хороших знаниях ребят
по данной теме.
Оценка знаний производилась не авторитарным
способом, а коллегиально, что учит детей
объективности, умению быть справедливым к оценке
чужого труда. Итоги подводились как на отдельных
этапах, так и в конце урока, что не сбивало с ритма
урока, не отвлекало от темы, а, напротив,
стимулировало.
Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков удался и принёс несомненную пользу учащимся 6 Е класса.
Выводы:
- На уроке реализованы все поставленные цели.
- Игра как форма обучения и воспитания стимулировала мотивацию учения, влияла на развитие познавательного интереса и активацию познавательной деятельности, тем самым, формируя положительное отношение учащихся к географии, как к учебному предмету.
- Нетрадиционная форма проведения урока не только подняла интерес учащихся к изучаемому материалу, а также развивала их творческую самостоятельность, способности и личностные качества.
- Дидактическая игра в руках умелого, обладающего творческим подходом учителя явилась мощным инструментом, позволяющим развивать у учащихся на фоне теоретических знаний практические навыки, абстрактное, наглядно-образное мышление, память и речь.
- Постоянный поиск нового стиля преподавания и общения с учениками, желание поделиться этим со своими коллегами – отличительная черта творчески работающего учителя Коростелёвой Елены Юрьевны. При этом чётко была видна система в работе педагога. Поэтому опыт работы представляет интерес для коллег.
Цели
- Образовательные:
- обобщение и систематизация знаний учащихся о Земле как части Солнечной системы;
- объяснение главных отличий Земли от других планет.
- Развивающие:
- развитие способностей обобщать и систематизировать учебный материал;
- развитие географического мышления учащихся и их творческих способностей;
- формирование грамотной устной речи.
- Воспитательные:
- воспитание в детях чувства товарищества, умение работать в группе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование:
- плакаты «Планеты Солнечной системы», «Вселенная»;
- фотоиллюстрации космических тел;
- рисунки по теме «Вселенная»;
- карточки-задания;
- карточки с названиями команд, с надписью «жюри».
План урока:
- Организация начала занятий.
- Подготовка к основному этапу занятия.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Контроль знаний.
- Подведение итогов.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
ХОД УРОКА
1. Организация начала занятий
Учитель: «Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри, ребята 6Е класса! Сегодня мы проведём урок по теме «Земля во Вселенной». Цель сегодняшнего урока – обобщить и систематизировать знания о Земле как о части Солнечной системы. Урок пройдёт в форме КВН, то есть изучать новую тему мы будем с помощью конкурсов. Итоговый тест поможет нам определить, усвоили ли тему ребята».
2. Подготовка к основному этапу занятия
Учитель: Наш сегодняшний урок
предполагает предварительную подготовку:
команды были сформированы заранее, право
комплектования в группы было представлено
капитану команды. Все приготовления
осуществлялись во внеурочное время. Мы с
ребятами расставили парты, чтобы было удобнее
проводить соревнование, прикрепили плакаты к
доске, фотоиллюстрации а так же лучшие рисунки по
теме. У каждой команды на карточке написано
название команды, на груди прикреплены эмблемы.
В целях расширения знаний по теме было задано
опережающее задание.
Действия команд оценивает жюри
старшеклассников.
(Учитель представляет членов жюри)
Члены жюри в конце урока подведут итоги и поставят оценки учащимся каждой команды за правильные ответы. Ведущий КВН – Елена Юрьевна Коростелёва.
3. Обобщение и систематизация знаний на уроке проходит в виде конкурсов.
Вступительное слово учителя: В древности, когда наши предки ещё жили в пещерах, они каждую ночь смотрели на небо и удивлялись: над их головами, в бездонной вышине, сверкали бесчисленные сверкающие огоньк, медленно проходя свой круг, они исчезали к утру, чтобы вновь появиться следующей ночью. И там, где днём сверкал огромный диск Солнца, ночью, разгоняя тьму, сияла Луна, которая периодически меняла свою форму. Почему это происходит, наши предки не понимали и объяснить не могли. Но прошли тысячелетия, и постепенно люди создали образ того, что они видели. Посмотрите на картины, изображающие, как человек представлял себе строение Вселенной.
(Ученики смотрят на фотографии и рисунки, прикреплённые на доске).
– На сегодняшнем уроке мы закрепим элементарные представления о Земле, как о планете Солнечной системы, повторим основные понятия: Вселенная, Солнечная система, космические тела. А теперь посмотрим приветствие команд-участников: 1-я команда – «Астероид», 2-я команда – «Комета».
(Капитаны, игроки встают, произносят название, девиз. Этот конкурс оценивается жюри в 3 балла с учётом названия команды, девиза, оформления эмблемы).
Учитель: Сейчас я задам вопросы поочерёдно членам 1-й и 2-й команд. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если ученик не знает ответа, команда ему помогает, в этом случае правильный ответ оценивается в 0,5 балла. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.
Конкурс №1 «Блиц-турнир»
Вопросы командам (фронтальный опрос членов команды):
– Что такое Вселенная? (Весь
существующий мир)
– Что такое Галактика? (Скопление звёзд)
– Как называется Галактика, к которой
принадлежит Земля? (Млечный путь)
– Как выглядит наша галактика? (Вид «спирали»)
– Как называется ближайшая к нам Галактика? (Туманность
Андромеды)
– Какие звёзды называются навигационными в
Северном полюсе? (Звёзды созвездий Большая и
Малая медведица)
– На какую сторону горизонта показывает Полярная
звезда? (На север)
– С помощью какого прибора изучают Галактики? (С
помощью телескопа)
– Что такое Солнечная система? (Солнце и
движущиеся вокруг него космические тела)
– Назовите самую удалённую от Солнца планету (Нептун)
– Назовите планету, самую близкую к Солнцу (Меркурий)
– Что такое астероиды? (Малые планеты)
– Между какими планетами расположен пояс
астероидов? (Между Марсом и Юпитером)
– Почему комету называют «видимое ничто» (Ядро
состоит изо льда –260°С, которое испаряется)
– Когда «оживает» комета? (По мере приближения
к Солнцу)
– Когда прогорит «солнечная печь», чем станет
Солнце? (Красным гигантом)
– Какая форма у Земли? (Геоид)
– Как влияет Луна на Землю? (Приливы и отливы)
– В чём уникальность Земли? (На ней существует
жизнь)
– Назовите естественный спутник Земли? (Луна).
(Жюри оценивает первый конкурс, называет победившую в этом конкурсе команду)
Учитель: Благодаря Солнцу на Земле есть жизнь. Этим Земля отличается от других планет и лун. Поэтому нам, жителям Земли, необходимо беречь нашу планету. Ребята, откройте учебник на страницах 11-12, рассмотрите рисунок».
(Ученики и учитель 1,5 минуты работают с учебником, затем учитель объявляет следующий конкурс)
Конкурс №2 «Расскажи о Солнечной системе»
От каждой команды приглашается по 1 игроку, они вытягивают карточки с заданиями (индивидуальный устный опрос). В случае если игрок даёт неполный ответ, ребята из команды могут дополнить его рассказ.
Задание 1: расскажите об особенностях планет Земной группы, покажи их на плакате.
Задание 2: расскажи о планетах-гигантах, покажи их на плакате.
(Жюри оценивает каждое выступление по 5-балльной системе (уместные и интересные дополнения членов команды оцениваются в +0,5 балла за каждое) называет победившую в этом конкурсе команду)
Учитель: В следующем конкурсе принимают участие капитаны 1-й и 2-й команды. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если капитан не знает ответа, команда ему помогает, в этом случае правильный ответ оценивается в 0,5 балла. Выигрывает команда, капитан которой набрал большее количество баллов.
Конкурс №3 «Конкурс капитанов» (фронтальный устный опрос)
– Астероиды – это … (малые планеты)
– Планета Марс получила название в честь … (древнеримского
бога войны)
– Луна – это … (естественный спутник Земли)
– Спутники Марса – … (Фобос и Деймос)
– Эту планету называют «Вечерняя звезда» … (Венера)
– Самая большая планета Солнечной системы – это
… (Юпитер)
– Сколько известных спутников у Сатурна? (22)
– Упавшие на землю космические тела называют … (метеоритами)
– Ближайшая к Земле звезда … (Солнце)
– Солнце – это … («Жёлтый карлик»).
(Жюри оценивает третий конкурс, называет победившую в этом конкурсе команду)
Учитель: Земля – часть Вселенной, или, как говорили древние греки, Космоса. Во Вселенной кроме планет есть и другие космические тела.
(Учитель объявляет следующий конкурс)
Конкурс №4 «Что ты знаешь о космических телах»
От каждой команды приглашается по 2 игрока, которые наугад выбирают карточки с заданиями. Номер карточки соответствует порядку ответа ученика у доски (индивидуальный устный опрос):
- карточка №1 – расскажи, что такое астероид;
- карточка №2 – расскажи, что такое комета;
- карточка №3 – расскажи, что такое метеор;
- карточка №4 – расскажи, что такое метеорит.
Каждый рассказ оценивается по 5-балльной системе, если ученик не знает ответа, команда ему помогает, в этом случае оценивается каждое верное определение понятия, указанного в карточке – по 0,5 балла.
Учитель: Пока ребята готовят свои ответы, дадим слово докладчику. В древности люди очень боялись комет. Они считали их предвестниками несчастий. К сегодняшнему уроку было дано опережающее задание «Комета Галлея» (индивидуальный устный опрос).
(В это время жюри оценивает команды по результатам конкурсов №1-№3. После выступления докладчика, выступают участники конкурса №4. Жюри оценивает выступления учеников и объявляет команду, победившую в конкурсе №4. Учитель объявляет следующий конкурс).
Конкурс №5 «Земля – живая планета»
К доске одновременно выходят по одному игроку от каждой команды. Игроки наугад выбирают карточки, на которых написаны буквы алфавита (кроме букв Ё, Й, Ъ, Ь, Ы). На заданную букву ученик как можно быстрее пишет на доске название растения, животного, птицы и рыбы (индивидуальное письменное задание). Каждое правильное название оценивается в 1 балл. Участвуют все члены команды, но только по одному разу. Подсказки недопустимы. Побеждает команда, набравшее большее количество баллов.
(Жюри оценивает команды (максимальное количество баллов для команды из 13 человек – 52 балла) и объявляет команду, победившую в этом конкурсе)
Учитель: Ребята! У вас было домашнее задание – на странице 16 учебника рисунок 14 «Послание в космос». Вы расшифровали его?
Конкурс №6 «Послание в космос» (фронтальное письменное задание).
(Ребята зачитывают свои варианты расшифровки «Послания»)
Учитель: Обе команды справились с заданием! «Послания в космос получились добрыми и лаконичными. Ребята, вы правильно расшифровали самое главное, чтобы все народы на Земле и во Вселенной жили в мире, под девизом «человек человеку – друг!».
(Обе команды получают дополнительно по 5 баллов)
4. Контроль знаний
Учитель: Ребята! Сегодня мы изучили очень познавательную тему «Земля во Вселенной». Вам предлагается выполнить тест, поставив «+» около верного утверждения, « – » около неверного. Всего 10 вопросов, за каждый правильный ответ Вы получаете по 1 баллу.
Тестовое задание (необходимо выбрать верные утверждения):
Вариант 1.
- Млечный Путь – это особое сияние в воздухе нашей планеты.
- Млечный Путь состоит из множества звёзд.
- Галактика – это огромное скопление звёзд, звёздная система.
- Солнце находится в центре Галактики.
- Наша Галактика неподвижна.
- Галактика состоит из ядра и спиральных рукавов.
- Пространство между звёздами ничем не заполнено.
- Световой год – это расстояние, которое проходит свет за один год.
- Магеллановы Облака – ближайшие к нам другие галактики.
- Туманность Андромеды находится в нашей Галактике.
Вариант 2.
- Пространство между звёздами ничем не заполнено.
- Световой год – это расстояние, которое проходит свет за один год.
- Наша Галактика неподвижна.
- Галактика состоит из ядра и спиральных рукавов.
- Млечный Путь – это особое сияние в воздухе нашей планеты.
- Млечный Путь состоит из множества звёзд.
- Магеллановы Облака – ближайшие к нам другие галактики.
- Туманность Андромеды находится в нашей Галактике.
- Галактика – это огромное скопление звёзд, звёздная система.
- Солнце находится в центре Галактики.
(Жюри выполняют «роль консультантов», проверяя работы учеников. Командная работа оценивается по количеству баллов, набранному каждым членом команды. Максимальное количество баллов команды из 13 человек – 130 баллов).
5. Подведение итогов игры
Учитель: Слово членам жюри!
(Жюри объявляет количество баллов, набранные командой за приветствие, за все конкурсы и за тестовое задание)
Члены команды, набравшей большее количество
баллов, за урок получает оценку «5». Члены
команды, набравшей меньшее количество баллов, за
урок получает «4». Дополнительные «5» получает
докладчик по теме «Комета Галлея» и самые
активные участники команд. Отдельную оценку
получает каждый ученик за выполнение теста.
Учитель: «Ребята, вы – молодцы!»
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Учитель: Ребята, запишите домашнее задание: вопросы со страницы 22 учебника на повторение устно.