Модуль рабочей программы по немецкому языку "Проблемы молодежи". 9-й класс

Разделы: Иностранные языки

Класс: 9


Пояснительная записка

Модуль рабочей программы к учебному курсу «Немецкий язык. Шаги 5» по не­мецкому языку для 9 класса – «Сегодняшние подростки, какие у них проблемы?» разработан на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г.  №  1089); примерной  программы основного общего образования по немецкому языку 2004 года с учетом второй ступени (5-9 классы) блока авторской рабочей учебной программы курса немецкого языка Бим И.Л. («Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык: 5 – 9 классы». Автор – И. Л. Бим М.: Просвещение, 2008) к линии УМК и материалам авторского учебно-методического комплекса, рекомендованного  Минобрнауки РФ и департаментом образования, культуры и молодёжной политики Ленинградской области к использованию в образовательном процессе в 2011-2012 учебном  году.

Иностранный (немецкий язык) язык  входит в образовательную область «Филология». Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Деятельность учащихся при изучении данного модуля должна способствовать развитию общих и специальных учебных умений, а также развитию таких черт характера, как целеустремлённость, трудолюбие, нравственность.

Изучение темы «Сегодняшние подростки, какие у них проблемы?» очень актуальна для данной возрастной группы и способствует общему развитию и формированию социокультурной компетенции учащихся и их общего развития. При изучении данной темы  предусмотрена  содержательная информация о жизни подростков в странах изучаемого языка, об их проблемах и нравственных ценностях, даётся хорошее представление понятия «субкультура».

Место модуля   «Сегодняшние подростки, какие у них проблемы?»   в рабочей программе.
Модуль (тема) рассчитан(а) на 21 час учебного времени, в т.ч. количество часов для проведения контрольных (2) и проектных заданий (2). Объём часов учебной нагрузки,  отведённых на освоение данного модуля определён учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004. Возможно расширение часов до 22-23 для проектной деятельности и творческих заданий.

Предполагаемые результаты

Личностные:

  • Ценностно-смысловые компетенции (способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков);
  • Гражданственно-патриотические компетенции (знание и соблюдение прав гражданина, гражданский долг, свобода и ответственность, уверенность в себе);
  • Культурологические компетенции (познание ценностей культуры и основ семейных явлений и традиций);
  • Здоровьесберегающие компетенции (знание и соблюдение норм здорового образа жизни);
  • Личностно-развивающие компетенции (освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, саморегулирования, самосовершенствования личностной и предметной рефлексии).

Метапредметные:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи  в учёбе и познавательной деятельности, развивать интересы и мотивы своей познавательной деятельности.
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое  рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности, владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ, так называемые  ИКТ- компетенции;

Предметные компетенции.

В процессе изучения немецкого языка реализуются следующие цели:

  • развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
    • речевая компетенция – развитие коммуникативных умений по четырём основным видам речевой деятельности (Г, А, Ч, П);
    • языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с предложенной темой и ситуацией общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли на родном и изучаемом языке;
    • социокультурная компетенция –  приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка, знакомство с образом жизни немецкой молодёжи, её интересами, проблемами;  формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
    • компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
    • учебно-познавательная компетенция –   дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
  • развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения иностранного языка ученик должен

знать/понимать:

  • основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);
  • основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
  • особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;
  • признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
  • основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
  • роль владения иностранными языками в современном мире; особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;

уметь:

  • говорение
    • начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу по данной тематике, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
    • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
    • рассказывать о проблемах в школе, дома, на улице;
    • делать краткие сообщения, описывать события, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
  • аудирование
    • понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных текстов и выделять значимую информацию;
    • понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;
    • использовать переспрос, просьбу повторить;
  • чтение
    • ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;
    • читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
    • читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
    • читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
  • письменная речь
    • заполнять анкеты и формуляры;
    • писать поздравления, личные письма с опорой на образец – расспрашивать адресата о его жизни и делах, делать сообщение о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
    • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
    • для социальной адаптации; взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления в доступных пределах межличностных и межкультурных контактов;
    • создания целостной картины поликультурного мира, осознания места и роли родного языка и изучаемого иностранного языка в этом мире;
    • приобщения к ценностям мировой культуры через иноязычные источники информации (в том числе мультимедийные), через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;
    • ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.

Литература (основная и дополнительная)

1. Бим И. Л.  Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык   5-9 классы. М.: Просвещение, 2008;
2. Бим И. Л., Л. М. Садомова Учебник „Deutsch, Schritte 5“, М.: Просвещение, 2009;
3. Бим И. Л., Л. В. Садомова „Deutsch, Schritte 5“. Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009;
4. Бим И. Л.,  Л.В. Садомова. „Deutsch, Schritte 5“. Рабочая тетрадь к учебнику немецкого языка для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.
5. Бим И. Л., О. В. Каплина. „Ubung macht den Meister“. Сборник упражнений по грамматике немецкого языка для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006;
6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 3-е изд., пепераб. и доп.– М.: АРКТИ, 2004.
7. Дьячкова Е.В. Контрольные и проверочные работы по нем.яз. 7-9  классы. Методическое пособие. М., Дрофа, 2000.
8. Журналы:   „Mucke“, „Schrumdi“, „Schrumdirum“, „Lustiger Gnom“, „Warum Darum“, „Der Weg“.
9. По странам изучаемого языка: немецкий язык: Справочные материалы/О.Г.Козьмин, О.М.Герасимова. – М.: Просвещение, 1994.
10.Семенцова Е.А.  Контрольные и проверочные работы по немецкому языку:  Учебно-методическое пособие. – М.: «Экзамен», 2006.
11. Тагиль И.П. Грамматика немецкого языка в упражнениях. – СПб.: КАРО, 2009
12. Трубицина О.И.  Пишем по-немецки. Элективный курс. 10-11 классы. Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение» 2007 год;

Словари:

  1. Русско-немецкий словарь (книга)
  2. Школьный словарь иностранных слов (книга)
  3. Русско-немецкий и немецко-русский словарь (книга)
  4. Немецко-русский фразеологический словарь
  5. Немецко-русский синонимический словарь
  6. Немецко-русский словарь для детей.

Приложение 1