Пояснительная записка
Модуль рабочей программы к учебному курсу «Немецкий язык. Шаги 5» по немецкому языку для 9 класса – «Сегодняшние подростки, какие у них проблемы?» разработан на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089); примерной программы основного общего образования по немецкому языку 2004 года с учетом второй ступени (5-9 классы) блока авторской рабочей учебной программы курса немецкого языка Бим И.Л. («Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык: 5 – 9 классы». Автор – И. Л. Бим М.: Просвещение, 2008) к линии УМК и материалам авторского учебно-методического комплекса, рекомендованного Минобрнауки РФ и департаментом образования, культуры и молодёжной политики Ленинградской области к использованию в образовательном процессе в 2011-2012 учебном году.
Иностранный (немецкий язык) язык входит в образовательную область «Филология». Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Деятельность учащихся при изучении данного модуля должна способствовать развитию общих и специальных учебных умений, а также развитию таких черт характера, как целеустремлённость, трудолюбие, нравственность.
Изучение темы «Сегодняшние подростки, какие у них проблемы?» очень актуальна для данной возрастной группы и способствует общему развитию и формированию социокультурной компетенции учащихся и их общего развития. При изучении данной темы предусмотрена содержательная информация о жизни подростков в странах изучаемого языка, об их проблемах и нравственных ценностях, даётся хорошее представление понятия «субкультура».
Место модуля «Сегодняшние
подростки, какие у них проблемы?» в рабочей
программе.
Модуль (тема) рассчитан(а) на 21 час учебного
времени, в т.ч. количество часов для проведения
контрольных (2) и проектных заданий (2). Объём часов
учебной нагрузки, отведённых на освоение
данного модуля определён учебным планом
образовательного учреждения, познавательных
интересов учащихся и соответствует Базисному
учебному (образовательному) плану
общеобразовательных учреждений Российской
Федерации, утвержденному приказом
Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004. Возможно
расширение часов до 22-23 для проектной
деятельности и творческих заданий.
Предполагаемые результаты
Личностные:
- Ценностно-смысловые компетенции (способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков);
- Гражданственно-патриотические компетенции (знание и соблюдение прав гражданина, гражданский долг, свобода и ответственность, уверенность в себе);
- Культурологические компетенции (познание ценностей культуры и основ семейных явлений и традиций);
- Здоровьесберегающие компетенции (знание и соблюдение норм здорового образа жизни);
- Личностно-развивающие компетенции (освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, саморегулирования, самосовершенствования личностной и предметной рефлексии).
Метапредметные:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать интересы и мотивы своей познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности, владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ, так называемые ИКТ- компетенции;
Предметные компетенции.
В процессе изучения немецкого языка реализуются следующие цели:
- развитие иноязычной коммуникативной
компетенции в совокупности ее составляющих
– речевой, языковой, социокультурной,
компенсаторной, учебно-познавательной:
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений по четырём основным видам речевой деятельности (Г, А, Ч, П);
- языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с предложенной темой и ситуацией общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли на родном и изучаемом языке;
- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка, знакомство с образом жизни немецкой молодёжи, её интересами, проблемами; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
- развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения иностранного языка ученик должен
знать/понимать:
- основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);
- основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
- особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;
- признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
- основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
- роль владения иностранными языками в современном мире; особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
уметь:
- говорение
- начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу по данной тематике, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
- рассказывать о проблемах в школе, дома, на улице;
- делать краткие сообщения, описывать события, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
- аудирование
- понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных текстов и выделять значимую информацию;
- понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;
- использовать переспрос, просьбу повторить;
- чтение
- ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;
- читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
- читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
- читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
- письменная речь
- заполнять анкеты и формуляры;
- писать поздравления, личные письма с опорой на образец – расспрашивать адресата о его жизни и делах, делать сообщение о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- для социальной адаптации; взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления в доступных пределах межличностных и межкультурных контактов;
- создания целостной картины поликультурного мира, осознания места и роли родного языка и изучаемого иностранного языка в этом мире;
- приобщения к ценностям мировой культуры через иноязычные источники информации (в том числе мультимедийные), через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;
- ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.
Литература (основная и дополнительная)
1. Бим И. Л. Программы
общеобразовательных учреждений. Немецкий язык
5-9 классы. М.: Просвещение, 2008;
2. Бим И. Л., Л. М. Садомова Учебник „Deutsch,
Schritte 5“, М.: Просвещение, 2009;
3. Бим И. Л., Л. В. Садомова „Deutsch, Schritte 5“. Книга
для учителя к учебнику немецкого языка для 9
класса общеобразовательных учреждений. М.:
Просвещение, 2009;
4. Бим И. Л., Л.В. Садомова. „Deutsch, Schritte 5“.
Рабочая тетрадь к учебнику немецкого языка для 9
класса общеобразовательных учреждений. М.:
Просвещение, 2009.
5. Бим И. Л., О. В. Каплина. „Ubung macht den Meister“.
Сборник упражнений по грамматике немецкого
языка для 5-9 классов общеобразовательных
учреждений. М.: Просвещение, 2006;
6. Гальскова Н.Д. Современная методика
обучения иностранным языкам: Пособие для
учителя. – 3-е изд., пепераб. и доп.– М.: АРКТИ, 2004.
7. Дьячкова Е.В. Контрольные и проверочные
работы по нем.яз. 7-9 классы. Методическое
пособие. М., Дрофа, 2000.
8. Журналы: „Mucke“, „Schrumdi“, „Schrumdirum“, „Lustiger
Gnom“, „Warum Darum“, „Der Weg“.
9. По странам изучаемого языка: немецкий язык:
Справочные материалы/О.Г.Козьмин,
О.М.Герасимова. – М.: Просвещение, 1994.
10.Семенцова Е.А. Контрольные и проверочные
работы по немецкому языку:
Учебно-методическое пособие. – М.: «Экзамен»,
2006.
11. Тагиль И.П. Грамматика немецкого языка в
упражнениях. – СПб.: КАРО, 2009
12. Трубицина О.И. Пишем по-немецки.
Элективный курс. 10-11 классы. Санкт-Петербург,
филиал издательства «Просвещение» 2007 год;
Словари:
- Русско-немецкий словарь (книга)
- Школьный словарь иностранных слов (книга)
- Русско-немецкий и немецко-русский словарь (книга)
- Немецко-русский фразеологический словарь
- Немецко-русский синонимический словарь
- Немецко-русский словарь для детей.