Урок-практикум "От анализа текста ‒ к сочинению-рассуждению"

Разделы: Русский язык


Тема урока:  От анализа текста – к сочинению-рассуждению.

Вид урока: урок-практикум.

Цель урока:  

  • Создание условий для закрепления знаний уч-ся по выполнению комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту (ч.С)
  • Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах.
  • Воспитание личности в условиях партнерства, интереса уч-ся к обсуждаемым вопросам.

Оборудование:

  • Компьютерная презентация.
  • Раздаточный материал:
  • Карточки-информаторы для групповой работы с текстом;
  • Памятка для написания сочинения-рассуждения «Путь к успеху»
  • Денотатный граф – прием построения денотатного графа – прием графической обработки информации, извлекаемой из текста.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

Тема сегодняшнего урока актуальна для каждого сидящего здесь ученика. Каждый из вас знает, что на выпускном экзамене по русскому языку предстоит написать сочинение по прочитанному тексту.

Когда кого-либо хотят убедить в правильности своей точки зрения, то произносят: «Как говорили древние…» или «Не каждый, наверное, знает древнегреческую мудрость…» так поступлю и я сегодня.

Аргумент, касающийся актуальности темы, – высказывание древнегреческого философа Менандра: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». Именно это будет так необходимо в решающий для вас момент. А Сократу – первому из трех выдающихся мыслителей эпохи высокой классики Древней Греции – принадлежат слова: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Слова настолько емкие, что комментарий излишен. И мне очень хотелось бы, чтобы учитель, проверяющий вашу работу, увидел вас как человека эрудированного, мыслящего, умеющего творить.

Что такое Часть С? – задание открытого текста с развернутым ответом.

Когда-то Аристотель утверждал, что речь слагается из трех элементов: из самого автора, из предмета, о котором он говорит и из лица, к которому он обращается. Вы уже понимаете, что эти три элемента: автор, тема и читатель.

Сегодня на уроке мы продолжим подготовку к ЕГЭ по составлению собственного текста на основе уже готового.

II. Чтение текста подготовленным учеником

Я читал последний роман Александра Черняева .Недописанный роман,потому что Черняев умер от голода в Ленинграде в сорок втором году. Вечером я прочитал статью о Черняеве. В ней говорилось о том, как он жил в Ленинграде в блокаду, как работал и даже ездил в самую стужу, под обстрелом, на фронт выступать перед бойцами . И вдруг в конце статьи я читаю следующее, хотите верьте, хотите нет :

«Зимой, кажется, в январе, я зашел к Черняеву. Было холодно. Мы подкладывали в «буржуйку» обломки стула.

Вдруг Черняев сказал:

– Со мной случилась странная история. На днях получил посылку.

– Какую? – спрашиваю. – Ведь блокада.

– Неизвестно от кого. Там было сгущенное молоко, сахар.

– Это вам очень нужно, – говорю.

А он отвечает:

– А  детям не нужно? Я-то старик, а ты бы посмотрел на малышей в соседей квартире. Им еще жить и жить.

– И вы им отдали посылку ?

– А как бы вы на моём месте поступили, молодой человек? – спросил Черняев, и мне стало стыдно, что я мог задать такой вопрос. Это, как ни печально сегодня сознавать, ыбла моя последняя встреча с писателем».

Я раз пять перечитал эти строки. Я сам должен был догадаться, что, если старик получит такую посылку, он не будет сосать сгущенное молоко в уголке . Не такой старик…

Автором данного текста является Кир Булычев. Что мы узнали об авторе текста?

III. Работа над текстом.

1. Один из важнейших признаков текста – это информативность. Информация, извлекаемая из прочитанного текста, и служит основой для построения нового(вторичного) текста.

Денотатный граф – способ вычленения информации из текста.

Проблема – сформулировать и записать в левой части графа (в голове рыбы).

Авторское отношение к поставленной проблеме – первая часть графа.

2. Ключ к восприятию понятий тема и идея в словах М. Горького: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего?»

Итак, о чем идет речь в тексте? С какой именно целью создал автор текст? Что хотел сказать?

3. Теперь мы можем приступить к формулировке проблемы. Выявление и формулирование проблемы – важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать с заявленной проблемой.

– Что такое проблема? (вопрос, требующий исследования)

– Какие типы проблем вы знаете?

– Зачем писать о проблемах?

Почему  в жизни возникают проблемы?

Проблема – это препятствие или открытие возможности?

Выбирая то или иное решение проблемы, мы определяем свою жизненную позицию, нравственные принципы, которым будем следовать.

У каждого человека есть свобода выбора.

Шагнуть или не шагнуть?

Стерпеть или не стерпеть?

Как жить? Что делать?

Вопросы – громады и вопросы карлики. Вопросы – океаны и вопросы – капли.

– Назовите алгоритм выявления проблемы.

– Проанализируйте поступки, отношения героев.

– Определите, положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях.

– Какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества.

4. Работа 1 группы

1) Сравните формулировки проблем, предложенные уч-ся. Укажите номера правильных ответов.

– Почему с некоторыми вариантами не согласны? Обоснуйте свою точку зрения.

2) Сформулируйте проблему

(Заботимся ли мы о тех, кто нас окружает? Готовы ли мы отдать последнее, что у нас осталось!)

5. Работа 2 группы.

1) – Что значит прокомментировать проблему? (рассуждение по поводу выделения проблемы).

Нужно подумать о том, насколько актуально то, о чем пишет автор: кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой.

Как характеризует автора выбор данной проблемы (глубокий знаток человеческой души, настоящий гражданин своего отечества).

2) – Какие два вида комментариев вы знаете? (контекстуальный – от действительности к тексту; текстуальный – от текста к действительности).

3) Прокомментируйте проблему текста.

6. Работа 3 группы.

1) Как выявить позицию автора?

(Если проблема текста формируется в виде вопроса, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте). Для того чтобы выявить позицию автора, надо ответить на следующие вопросы:

2) Какие средства выражают позицию автора?

3) Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?

Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

– Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках героя?

– Согласен ли автор с героем?

– Автор осуждает или одобряет поведение героя?

(Черняев работал, отказался эвакуироваться, под обстрелом ездил на фронт выступать перед бойцами, особое восхищение – эпизод с посылкой)

К. Булычев восхищается благородством писателя. Смерть не напрасна: он доказал, что даже в страшные годы войны в людях остается живое гуманное, подлинно человеческое начало.

7. Работа 4 группы.

(Аргументация учеником собственного мнения по проблеме).

Собственное мнение должно быть аргументированным, доказательным. В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста – рассуждения.

Тезис – поступок Черняева-настоящий подвиг самопожертвования.

Аргументы – это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль.

– Какие типы аргументов вы знаете?

1) Рациональные (логические)

2) Иллюстративные

3) Ссылки на авторитет

– Я полностью согласна с позицией автора текста: человек способен на самопожертвование ради другого человека.

1) Соня Мармеладова «Преступление и наказание»

2) Данко – «Старуха Изергиль»

3) Лидия Михайловна – «Уроки французского»

8. Аргументы надо приводить в системе – по силе возрастания, конечный должен быть самым сильным.

IV. Работа с денотатным графом.

(Приложение 1)

Карточка-информатор №1

Формулировка проблемы текста.

Выявляю основную мысль текста.

(записываю ее в виде законченного предложения. К этому предложению задаю вопрос – это проблема текста)

Проблема (какая?)

  • Сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная…

Проблема (чего?)

  • Воспитания, образования, героизма, благородства, смысла жизни…

Типовые конструкции

  • Автор размышляет над проблемой…
  • В центре внимания автора проблема…

Карточка-информатор №2

Комментарий к проблеме пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы.

  • К какому типу проблем принадлежит эта проблема?
  • Актуальна ли эта проблема в наши дни?
  • Как часто сталкиваемся с этой проблемой?
  • Почему эта проблема привлекла внимание автора?

Автор

(что делает?)

Отмечает, описывает, останавливается на, отмечает важность, доказывает, убеждает, приходит к выводу.

Карточка-информатор №3

Авторская позиция

Итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Автор считает, что…

Автор подводит читателя к выводу о том, что…

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

Карточка-информатор №4

Аргументация собственной позиции по выдвинутой автором проблеме.

Аргументация – приведение доказательства, (истинности) объяснений для обоснования какой-либо мысли перед читателями.

Аргументы могут быть «за» и «против»

  1. Ссылка на общезначимый опыт.
  2. Ссылка на авторитет.
  3. Примеры из художественной литературы.

V. Итог урока.

  • Какая задача стояла перед вами в начале урока?
  • Помогли ли вам памятки?
  • Этап рефлексии.

Чувствуем ли мы себя готовыми к выполнению части С?

Домашнее задание: Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.