Цели:
- Знать способ действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик и -щик;
- Уметь применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик/-щик;
- Воспитание любви и уважения к людям различных профессий.
Заботиться о том, чтобы идеалом духовной красоты школьника был человек труда, знающий цену дружбе, товариществу, уважающий близких ему людей.
Тип урока: комбинированный: усвоение нового материала, формирование умений и навыков, первичный контроль.
Форма проведение: ролевая игра.
Методы обучения: диалогический, эвристический;
Методы преподавания: побуждающий, объяснительно-иллюстративный;
Методы учения: частично-поисковый.
Вид урока: индивидуально-групповая работа.
Оборудование: название сыскного агентства “Л.А. и компания”, эпиграф урока “Кто ищет, тот всегда найдет”, раздаточный материал, карточки-лото.
Действующие лица: Шерлок Холмс, Доктор Ватсон, Суффиксы Чик и Щик.
Ход урока
1. Шерлок Холмс: Да, вот опять прозвенел звонок, а в нашем агентстве пусто, и никакой работы нет.
Доктор Ватсон: Да вы что, уважаемый Шерлок, посмотрите, сколько сидит посетителей в нашем кабинете.
Шерлок Холмс: Так почему же мы сидим и ничего не делаем? Пожалуйста, входите первый посетитель!
Посетитель: Уважаемые господа! У нас такое случилось! Только вы сможете нам помочь!
Доктор Ватсон: Так в чем же дело? Рассказывайте.
Посетитель: Понимаете, куда-то пропали суффиксы -чик и -щик.
Шерлок Холмс: Не переживайте, идите домой, а мы через полчаса найдем вам эти пропавшие суффиксы.
Доктор Ватсон: Приступим, Шерлок Холмс, к поиску суффиксов -чик и -щик.
Учитель: Добрый день, ребята и уважаемые гости! Слышала я о вашей беде. А вы не догадываетесь, почему сбежали эти суффиксы?
Ученик: Суффиксы -чик и -щик сбежали оттого, что при их написании, я думаю, ученики допускали много ошибок.
Учитель: Совершенно верно. Вот поэтому мы сейчас приступим к расследованию этого запутанного дела. А помогут нам наши старшие друзья, это многоуважаемые гости, Шерлок Холмс и Доктор Ватсон. Мы вернем обиженные суффиксы домой, так как выучим способ действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик и -щик и научимся применять этот способ действия на практике.
Шерлок Холмс: Начинаем нашу работу в детективном агентстве “Л.А. и компания” по розыску суффиксов -чик и -щик. Девизом нашей работы будет поговорка “Кто ищет, тот всегда найдет”.
Учитель: Итак, розыск устроим по плану:
1. Выявление суффикса. “Четвертое лишнее”.
Объездчик, разведчик, водопроводчик, фонарик.
Ученик: Четвертое слово лишнее – это фонарик, так как у него нет суффикса -чик.
Учитель: Какой вывод о правильном написании суффикса -чик можно сделать, основываясь на данное задание?
Ученик: На примере слов “объездчик, разведчик, водопроводчик” можно сделать вывод о том, что после буквы “Д” пишется суффикс чик. (На табло открывает букву д.)
Ключик, буфетчик, летчик, автоматчик.
Ученик: Из данных примеров исключим слово “ключик”, так как у него нет суффикса -чик. Здесь напрашивается вывод о том, что суффикс -чик пишется после буквы “Т” (открывает табло).
Учитель: Ребята, кто догадался, какое значение придает суффикс чик существительному?
Ученик: Суффикс -чик придает существительному значение лица, при чем мы можем догадаться и о профессиональных занятиях этого лица.
2. Обратим внимание на “Лесенку слов”.
_ _ _ чик
_ _ _ _ чик
_ _ _ _ _чик
Ученица: Мастер по художественной резьбе. (Резчик.)
Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь. (Смазчик.)
Кучер наемного экипажа, повозки. (Извозчик.)
Учитель: Заполните “Лесенку слов” и запишите вывод о написании суффикса чик.
Ученик: Данные слова сгруппированы так, что мы можем сделать вывод: суффикс -чик пишется после буквы “З”. (Открывает табло.)
Ученик: А еще я заметил, что в этих словах произношение данного суффикса не соответствует написанию: суффикс –чик произносится как -щик.
Учитель: Молодец! Ты у нас сегодня на уроке самый внимательный! Как все-таки предупредить орфографическую ошибку в написании суффикса -чик?
Ученик: Нужно помнить правило, что после буквы “З” пишется суффикс чик.
Шерлок Холмс: Следующий пункт нашего поиска – это игра “Кто я такой?”. Игру проведет Шабалина Жанна.
Ведущий: 1. Работник, занимающийся разноской, доставкой чего-нибудь?
Ученики: Разносчик. (Записывает это слово на доске и выделяет орфограмму.)
Ведущий: 2. Человек, выписывающий “Новую Каму” или любое другое периодическое издание?
Ученики: Подписчик (записывает слово на доске).
Учитель: Запишите вывод о написании суффикса -чик.
Ученики: Суффикс –чик пишется после буквы “С”, (открывают табло).
Шерлок Холмс: А попробуйте от глагола “перебежать” образовать существительное.
Ученики: От глагола “перебежать” можно образовать только одно существительное – “перебежчик”. Из данного примера мы видим, что после буквы “Ж” пишется суффикс -чик.
Учитель: Ребята, теперь посмотрите на те выводы, которые вы записали на листочках, сколько их всего получилось?
Ученики: 5.
Учитель: Это много. А можно ли сформулировать одно-единственное правило?
Ученик: Да, суффикс –чик пишется после букв “д-т, з-с, ж”
д, т,
з, с, -чик
ж
Шерлок Холмс: Ну, все, разобрались мы с этим хитрым суффиксом -чик.
Доктор Ватсон: Но я слышу какой – то шум, да вот полюбуйтесь, опять эти суффиксы что-то не поделили.
Сценка.
Суффиксы: Два приятеля весной
Шли дорогою лесной.
Суффикс Щик: Первый, тощий, как сухарь, (показывает на товарища).
Прозывался суффикс “чик”.
Суффикс Чик:
А второго звали “щик”,
Был он строен, как тростник.
Учитель: Начался меж ними спор
Суффикс Щик: Кто из нас нужней для слова?
Суффикс Чик: Кто из нас важней другого?
Доктор Ватсон:
Эй, вы, суффиксы шумные! Когда-то, встарь,
Поединком спор решали. И давайте же, друзья,
По команде “раз” и “два” Образовывать слова!
Доктор Ватсон: Игра “Суффиксы – магниты”.
Учитель: Вот видите, суффиксы, вы оба нам нужны и важны! Так что зря не ссорьтесь. Ребята, вы догадались, в каких случаях пишется суффикс -щик?
Ученик: Суффикс -щик пишется только не после букв д-т, з-с, ж.
Учитель: Мы с вами сегодня искали не только суффиксы -чик и -щик, мы нашли с вами и определенные знания. Ведь не зря гласит русская пословица: “Кто ищет, тот всегда найдет”. Эта пословица послужит эпиграфом к нашему уроку. Попытаемся применить наши знания на практике, выполнив у доски такое задание: закончите предложения, обозначьте орфограммы в существительных с суффиксами.
Перево….ик – это человек, который переводит с иностранного языка.
Подпи…..ик – это…
Перебе….ик – это…
Разве….ик – это….
Гру….ик – это…
– Составьте схему первого предложения (линейную и ступенчатую).
Доктор Ватсон: Мы немного устали, поэтому я предлагаю отдохнуть.
Эй, ребята, по порядку становитесь на зарядку!
Чтоб за дело браться, надо сил набраться!
Если хочешь быть здоров – закаляйся,
Чаще плавай, ныряй, кувыркайся!
Учитель: “Здоровый образ жизни – выигрывает каждый”. Под таким девизом проходил один из всемирных дней здоровья. А что такое здоровый образ жизни?
Учащиеся: Здоровый образ жизни – это целый комплекс условий, обеспечивающих и поддерживающих здоровье человека на высоком уровне.
Шерлок Холмс:
Эти суффиксы оставили после себя
Какой-то сундучок – цвета чудо изумруда.
Доктор Ватсон:
В малахитовых разводах и окован серебром.
Вот бы знать нам, что таится
В сундучке старинном том?
Учитель:
Может, в нем таится клад
И сокровища лежат?
Гляньте: грамотка на нем
Мы сейчас ее прочтем.
(Разворачивает две грамоты.)
1. Уголь..ик, кровель..ик, камен..ик, копироваль..ик.
Проанализируйте запись орфограммы, какое правило иллюстрирует эти примеры? В каких случаях пишется мягкий знак перед суффиксом -щик?
Ученик: перед суффиксом -щик пишется мягкий знак только после буквы “л”, получается сочетание букв “ль”.
Учитель: на экране компьютера высвечиваю строки из стихотворения Н.А.Некрасова. Прочитайте отрывок из стихотворения и выпишите существительные с суффиксами -щик и -чик.
Домой поспешая
С тяжелых работ,
С утра мне встречался
Рабочий народ.
Смотрите – красильщик!
Узнаешь сейчас:
Нос выпачкан охрой
И суриком глаз.
Вот пильщики: сайку
Угрюмо жуют
И, словно солдаты,
Все в ногу идут.
Учитель: Обозначьте орфограммы в словах с безударной гласной. Выделите грамматическую основу в предложении предложении.
2. Задача на внимание и смекалку:
Доктор Ватсон: Чтобы проверить, насколько внимательно вы изучили правило о суффисках -чик, -щик, определите: соответствует ли указанному правилу написание данных слов?
1. Рубчик, рукавчик, тюльпанчик.
2. Ключик, кирпичик, кузнечик.
3. Самоварчик, трамвайчик, барабанчик.
4. Фонарщик, барабанщик, наборщик.
Учитель: Так, как же мы будем решать проблему выбора суффикса. Составьте алгоритм выбора правильного написания в существительных суффиксов -чик и -щик.
Доктор Ватсон: А вот интересные слова “ростовщик”, “кладовщик”.
(Учащиеся ищут значения слов в словаре С.И. Ожегова.)
Ученик: Ростовщик – человек, дающий деньги под проценты или, как еще говорят, в рост.
Учитель: Какой корень у этого слова? Сделайте морфемный разбор слова “ростовщик”.
(Учащиеся выполняют разбор у доски.)
Учитель: А что означает слово “кладовщик”?
Ученики: Кладовщик – человек, который работает в кладовой. (Выполняют разбор в тетрадях.)
Шерлок Холмс: Ребята! У нас в деревне недавно построили котельную. Назовите и запишите, профессии рабочих, которые были задействованы на данном предприятии. Составьте предложение с одним из данных слов. Обозначьте изученные морфемы.
(На стройке кипела работа, неутомимо трудились бетонщики, каменщики, кровельщики, арматурщики.)
Учитель: Так давайте, все же заглянем в сундучок. Читаем записку: “Мы вернемся к вам навсегда, если поймем, что вы знаете, когда нужно писать суффиксы -чик и -щик”.
Доктор Ватсон: Ребята! Докажем, что мы знаем, когда нужно писать буквы “ч”и “щ” в суффиксах существительных. (Повторят правило.)
Лесенка слов Доктора Ватсона.
_ _ _ щик
_ _ _ _ щик
_ _ _ _ _ щик.
(Учащиеся самостоятельно заполняют лесенку слов.)
Суффикс Чик: Проверим, как вы усвоили правило написания суффиксов -чик и -щик. Поиграем в “Лото”.
-ЧИК | -ИЦ- | -ЛЬЩИК | -ТЕЛЬ |
-К- | -ЩИК | -ЧН- | -НЧ- |
1. Арматурщик.
2. Пулеметчик.
3. Ученица.
4. Речка.
5. Болельщик.
6. Читатель.
7. Птенчик.
8. Ручной.
Ответ: 23564187.
Суффикс Чик: У всех правильно? Кто допустил ошибки в заполнении “Лото” и в каких случаях?
Суффикс Щик: А я проведу контроль в виде “Картинного диктанта”. Игра
“Чьи это вещи?” Задание такое: угадать профессии людей, которым принадлежат предметы, изображенные на рисунках.
1. Барабан, барабанные палочки. (Барабанщик.)
2. Пулемет, патроны. (Пулеметчик.).
3. Пила, ножовка. (Резчик.)
4. Краска, кисть, перчатки. (красильщик.)
Учитель: А чтобы у суффиксов не осталось сомнений в прочности наших знаниях, выполним тестовые задания. (Учащиеся работают по книге В.В. Леденевой “Тесты. Русский язык. 5–7”. стр. 39, №20, 21, 22).
Тест 20. Суффикс –чик– пишется после согласных:
1. Д, т, з, с, н.
2. Д, т, з, с, ж.
Тест 21. Вставьте пропущенные буквы. Сма..ик, обра..ик.
1. –зч-.
2. –щ-.
Тест 22. Найдите слово, в котором перед суффиксом -щик – надо поставить ь.
1. Заговор..щик.
2. Угон..щик.
3. Угол..щик.
Суффиксы Чик и Щик: Молодцы, ребята, мы убедились в том, что вы знаете правило написания суффиксов -чик и -щик и можете применять данное правило на практике. А дома, ребята, составьте текст объявления с перечнем профессий, по которым требуются рабочие на предприятия нашего района. Обозначьте изученные морфемы в существительных. Те ребята, которые посещают спортивную секцию, могут написать небольшое сочинение о пользе спорта.