Урок литературного чтения "В.И. Белов. "Еще про Мальку". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Приобщить детей к художественной литературе, как к искусству слова.
  • Формировать умение анализировать текст, восстанавливать события.
  • Показать возможность различных средств при передачи настроения.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка целей и задач урока (по плану на доске)

– Проверим домашнее задание, будем работать с книгой, постараемся глубже осмыслить прочитанное, анализировать события, высказывать свои мысли о прочитанном, учиться вести дискуссию, будем восстанавливать ход событий, учиться кратко пересказывать, посмотрим, как события в произведении влияют на наше настроение, выясним, какова основная мысль текста.

3. Проверка домашнего задания.

– Вспомните, какое произведение мы читали на предыдущем уроке? О ком или о чем говорилось в произведении? Как называется произведение и кто его автор? Давайте перескажем прочитанную часть.

4. Новая тема. (Анализ произведения).

– Сегодня мы будем читать «Еще про Мальку». По заголовку можете ли вы определить автора? Почему вы так думаете?

4.1. Словарная работа:

– В тексте нам встретятся непонятные слова. Давайте объясним их значение. В этом нам поможет толковый словарик.

  • Лава – два стесанных бревна, перекинутых с одного берега на другой.
  • Водное плёсо (плёс) – участок реки, широкое водное пространство.
  • Верши (верша) – рыбная снасть в виде воронки из прутьев или проволоки.
  • Кулик – небольшая болотная птица с длинными ногами.

4.2. Первичное чтение учителем.

– Попробуйте представить те события, о которых я буду читать.

– Какие чувства у вас возникли, когда слушали? Какой момент вам показался самым волнующим, тревожным? Почему?

4.3. Анализ произведения.

– Сегодня на уроке у нас присутствует «Волшебная книга», она поможет нам анализировать данное произведение. Посмотрите, на обложке зеркало…

Если взглянешь на меня,
Не увидишь там себя.
А увидишь отраженье
Целого произведенья.

Открывается 1 страница: «Жанр произведения»

– К какому жанру относится это произведение? Почему?

Вывод: Знание жанра произведения поможет лучше разобраться в самом произведении.

Открывается 2 страница: « Авторское отношение»

– Прочитаем еще раз произведение, чтобы точнее отвечать на вопросы.

– Обратите внимание на слова автора, выражающие его отношение к главному персонажу. Какие слова и выражения он использует?

4.4. Вторичное чтение рассказа детьми.

4.5. Работа у доски.

– Соотнесите авторские слова с его чувствами (соединить линиями словосочетания из 1 и 2 столбиков):

вдруг поплыла
маленькая беспомощная собачка
с волнением глядел
бросил дощечку
желание помочь
волнение
неожиданность, удивление
жалость

Вывод: Авторские слова (авторская оценка) помогают проследить взаимоотношения действующих лиц.

5. Физкультминутка

Мы работали, читали,
Мы сидеть уже устали.
Быстро встали, потянулись,
Потихонечку нагнулись.
Покачали головой.
Дружно топнули ногой.
Руки можно опустить
И на пояс положить.
И для ножек есть заданье –
Им работа – приседанье.
Встали ровно,
Тихо сели.
И друг друга не задели.

Открывается 3 страница: «Взаимоотношения действующих лиц»

– Рассмотрим отношение людей к собаке.

– Как Федя относился к Мальке?

– Какими словами он ее называет? (выборочное чтение)

– А как бы вы поступили в такой ситуации?

Вывод: Эта страница книги помогла нам глубже понять личное отношение к данной ситуации.

Открывается 4 страница: «Мотивы поведения»

– Почему Малька сунулась в ледяную воду? Может быть, её щенку грозила опасность? Или его не кормили, и он был голоден?

– Правильно ли поступила Малька? Ведь она могла погибнуть.

(Дискуссия.)

– А как поступили люди, увидев, что собака тонет?

– Почему они так поступили?

– О каких чертах характера говорит этот поступок? (доброта, любовь к животным, неравнодушие)

Вывод: Очень важно, в наше время не быть равнодушным, не проходить мимо таких ситуаций, если кому-то рядом нужна ваша помощь. Эта страница помогла нам понять, что поведение персонажей зависит от их характера.

Открывается 5 страница: «Характеристика героя»

– Какой была Малька? Подберите слова, которые подходят к ее характеру: (работа парами по карточкам)

(Ответственная, смелая, находчивая, злая, трусливая, преданная, упрямая, верная).

– Какое чувство побуждало Мальку быть таковой? (любовь)

– Найдите и зачитайте по тексту те предложения, в которых прослеживается ее находчивость, верность, настойчивость.

– Есть поговорка (на доске): «Без матушки пропадут и ребятушки», можно ли эту поговорку соотнести с прочитанным произведением? Почему?

– Материнская любовь – очень сильное чувство. Оно присуще многим животным, так же как и человеку. Ваши мамы так же с любовью заботятся о вас. Мама может много вынести, многим пожертвовать, рисковать ради своего дитя. Давайте же беречь своих мам.

Вывод: Характеристика героя помогла нам разобраться в своих личных отношениях к главному персонажу.

Открывается 6 страница «Личное отношение»

– Разбирая авторское отношение, взаимоотношения, мотивы поведения, рассматривая характеристику героя, мы выражали и свое личное отношение к событиям и персонажам рассказа.

– Давайте восстановим последовательность событий и проследим, как менялось ваше настроение на протяжении всего произведения.

4.6. Восстановление сюжета (по картинкам на доске).

– Расположите картинки в соответствии с сюжетом (в нужной последовательности). Включите сюда же иллюстрацию из учебника.

– Какое чувство (настроение) вызывает данный эпизод? (отдельно по каждой картинке)

1) спокойствие, легкое смятение
2) решительность, волнение, беспокойство
3) тревога, страх
4) спокойствие
5) веселое настроение, радость

4.7. Слушание отрывка из оперы П.И.Чайковского «Иоланта», вступление.

– Давайте послушаем, как музыка передает это настроение.

– Как вы думаете, этот отрывок подходит к нашему рассказу?

Вывод: Музыка помогает нам более ярко представить события рассказа. Полнее прочувствовать и понять смысл (сюжет) рассказа.

6. Краткий пересказ по картинному плану.

7. Итог урока.

– Что хотел автор сказать нам, написав этот рассказ? Какова идея (основная мысль) рассказа?

– Какими словами, прозвучавшими на уроке, можно выразить основную мысль рассказа? (Без матушки пропадут и ребятушки)

– Работая над рассказом, что мы разбирали и рассматривали?

7.1. Разгадывание кроссворда (Рисунок1)

– Что же мы учились делать на уроке? (анализ произведения)

8. Домашнее задание: пересказ рассказа.