Для повышения эффективности обучения необходимо освоение современных форм организации учебного процесса. Внедрение информационных технологий совместно с бинарным обучением в образование позволяют во многом облегчить труд преподавателя, повысить у учащихся мотивацию к обучению, эффективность и качество образования. Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Увеличение умственной нагрузки на дисциплинах строительного цикла заставляет задуматься над тем, как поддержать у студентов интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия по дисциплине геологии. Взаимодействие двух педагогов и студентов дают возможность реализовывать принцип возрастающей интеграции знаний, умений и практического опыта. Использование же компьютера позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость студента, облегчает процесс обучения через реализацию одного из принципов обучения – наглядность. Использование новых технологий, в качестве наглядного пособия, позволяет оптимально задействовать и зрение, и слух. Сохранению активности работы студентов и реализации наглядности изучаемого материала способствует химический эксперимент. При использовании информационных технологий, в сочетании с экспериментом осуществляется деятельностный подход.
Бинарное обучение – процесс индуктивно-дедуктивный: от частностей к обобщению и от обобщений к новым частностям. Это обучение является новым синтетическим видом обучения, которому присущи закономерности, ранее не изучавшиеся педагогикой. Бинарный урок можно рассматривать как одну из форм интеграции теоретического и производственного обучения. Взаимодействие двух педагогов и студентов в режиме “от частностей к обобщению и от обобщений к новым частностям” дают возможность реализовывать принцип возрастающей интеграции знаний, умений и практического опыта.
В настоящее время происходит глобальная социотехническая революция, реализующаяся путем внедрения новых информационных технологий во всех сферах общественной жизни. К этому должна быть готова, прежде всего, система образования.
Информация всегда будет носить интегрированный характер, всегда будет качественно новой. Умея применять усвоенные знания и обладая соответствующими компетенциями, будущий специалист в конечном счете приобретает профессиональную самостоятельность.
Единой концепции построения интегрированного обучения на сегодняшний день не существует.
Психолого-педагогический аспект интеграции в
содержании образования представлен работами
разных учёных: А.И. Архиповой, Б.А. Бекзатова, Г.А.
Бодровского, И.Б. Горбуновой, СП. Грушевского, А.Я.
Данилюка, В.А. Игнатовой, Г.А. Никитиной, Е.Ю.
Раткевич, А.В. Слепухина, Н.Ф. Талызиной, А.Ю.
Уварова, и др.;
научные школы: Л.А. Воловича в Казани, И.Б.
Горбуновой и В.А Извозчикова, в Санкт-Петербурге,
В.Ф. Шолоховича, в Екатеринбурге и др. [6; 11; 22; 23; 31;
47; 48; 51; 54; 72; 127; 141; 158;161;169; 186 и др.].
Существенный вклад в определение содержания и структуры информационных технологий обучения и воспитания вносят работы отечественных исследователей: Н.Н. Верцинской, В.И. Гриценко,С.П., Грушевского, В.Ю. Довгялло, А.П. Ершова, А.Н. Кимберга, А.И. Кочетова, А.А. Кузнецова, В.Ф. Шолоховича, а также зарубежных исследователей Ю. Нивергельпа, Г. Поппеля, С. Пэйперта, Б. Скиннера, Р. Фогарти и др. [30; 49; 51; 58; 61; 84; 94; 98; 126; 138; 154; 183; 192
Согласно Хокриджу и др. существуют четыре принципиальных основания для внедрения информационных технологий в образование: социальное, профессиональное, педагогическое и каталитическое.
В основу бинарного занятия с использованием
информационных технологий вошла статья В.Ю.
Довгялло «Место информационных технологий в
высшем образовании».
Источники: статья В.Ю. Довгялло «Место
информационных технологий в высшем
образовании».
Презентации как средство повышения эффективности обучения геологии (с применением знаний и умений по химии).
Применение на занятиях учебных презентаций,
разработанных в системе PowerPoint, способствуют
развитию всех компетенций, которые должны быть
реализованы на занятии: предметных
компетенций (формирование понятия грунта,
химического состава грунта:
неорганические и органические соединения
грунта);
коммуникативных компетенций (заниматься
самообразованием – совершенствование навыков
химического эксперимента);
ключевых компетенций (информационной:
систематизировать, анализировать, принимать
решения в стандартных и нестандартных ситуациях
и нести за них ответственность).
Использование презентаций позволяет преподавателю значительно облегчить процесс обучения через реализацию различных принципов обучения: научности системности; доступности прочности обучения.
Методическая целесообразность применения презентаций, обоснована следующими моментами:
- создание мультимедийных презентаций повышают эффективность процесса усвоения новых знаний, их закрепление и отработку;
- презентация вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
- применение презентаций позволяет преподавателю увеличить объем излагаемого на занятии материала без ущерба, для восприятия новых знаний студентами;
- быстрее проходит повторение опорных знаний;
- создание презентаций стимулирует творчество, как преподавателя, так и студентов.
Опыт использования презентаций на различных этапах урока химии и геологии.
Чтобы применение презентаций на уроке достигло цели, нужно соединить методику работы с презентацией с методикой работы по предмету. Это должна быть не простая демонстрация слайдов, пусть и мультимедийных. То есть, применение презентации на уроке должно быть методически обосновано.
В рамках бинарно-комбинированного урока, где постоянно меняются виды деятельности, что отражает презентация, и это поддерживает интерес и внимание учащихся, что, несомненно, сказывается на результате, презентация является одновременно и формой, и содержанием урока.
Например, разработанный бинарный урок по теме «Состав грунтов»: проводился 02.11.2012 г на группе II курса специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» ГБОУ СПО (ССУЗ) Южноуральского энергетического техникума.
Цели занятия: развитие общих и профессиональных компетенций, полностью достигнуты в ходе занятия.
На занятии применялся информационный подход (компьютерная презентация), бинарная связь геологии с химией дала студентам возможность практически использовать полученные знания.
Рекомендации по проведению бинарно-комбинированного урока
(слайды презентации смотри в Приложении 5)
1. Организационный момент. Приветствие студентов (слайд 1).
Проверка присутствующих (слайд 2). Дежурный или
староста группы озвучивает отсутствующих на
занятии, либо заносит в электронный журнал.
Отсутствующие высвечиваются на слайде.
Преподавателем озвучиваются правила работы на
занятии (слайд 3)
2. Проверка пройденного материала:
Полезно использование презентации для систематической проверки знаний пройденного материала всеми студентами.
Используется слайд с названием общего раздела
(слайд 4)
Настрой студентов на повторение материала по
конспекту (слайд 5)
Затем высвечивается слайд с заданиями (слайды 6, 9)
Перед проверкой выполненных заданий
предоставляются критерии оценивания заданий
(слайды 8, 11)
Слайды с правильными ответами позволяет
моментально выполнить проверку.
Причем, данные слайды могут служить и образцом
письменного оформления задания. (слайды 7,10)
3. Объяснение нового материала:
На этом этапе занятия наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на студентов во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
Изучение нового материала начинается с объявления названия темы и плана занятия, определяется задача студентам на занятие: оформление опорного конспекта. (слайд 12)
Над определением грунта студенты работают в бригадах, составляя определение. После обсуждения, предлагаются варианты определения грунта из разных источников (слайд 13)
Один из вариантов определения грунта заносится
студентами в рабочую тетрадь. После
непродолжительной беседы, предлагается
следующее определение (слайд 14)
Разбирается классификация горных пород по
генезису (слайд 15), по инженерно-геологическим
свойствам (слайды 16, 17, 18),
Далее, рассматривается классификация наиболее распространенных в горных породах минералов (слайд 19)
Предлагается следующая классификация грунта по гранулометрическому составу: определение (слайд 20), классификация (слайды 21, 22, 23, 24, 25)
Рефлексия первой части занятия проводится с использованием регионального компонента в форме беседы с ответами на вопросы, опираясь на предыдущий урок-экскурсию. (Слайд 26)
Вторая часть занятия раскрывает вопрос о химическом составе грунта (слайд 27)
Этот вопрос раскрывает неорганический состав (минералы), органический состав, грунтовые воды, газы в грунтах и их влияние на строительные свойства грунтов (слайды 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38)
4. Закрепление изученного материала
После объяснения темы студенты в бригадах выполняют практическое задание (химический эксперимент), затем делают выводы. Предлагаемое задание представлено (слайд 39)
При закреплении материала обычно идет пошаговая отработка изученного материала с помощью определенных алгоритмов или, как в данном случае, методических рекомендаций по выполнению эксперимента. В целях здоровьясбережения на этом этапе занятия мультимедийный аппарат не используется (так как студенты самостоятельно работают с химическими реактивами) и отключается.
По окончанию химического эксперимента, каждая бригада делает свои выводы и озвучивает их. Выводы комментируются преподавателем.
5. Домашнее задание
После комментариев высвечивается слайд с домашним заданием, преподаватель дает рекомендации по его выполнению (слайд 40)
6. Подведение итогов занятия
После объяснения домашнего задания, подводятся итоги занятия (слайд 41), с комментариями отметок и ошибок (если таковые имеются)
7. Рефлексия
На заключительном этапе занятия проводится рефлексия, для установления психологического климата в группе: каждая бригада посовещавшись, определяет своё настроение в виде смайлика. (Слайд 42)
Полученные результаты в ходе занятия говорят о практической значимости проведённого нами бинарного занятия. Выбранная дисциплина для бинарного занятия – химия – способствует расширению и углублению профессиональных знаний учащихся. Связь традиционных методов обучения с нетрадиционными и с информационными даёт положительные результаты: общее усвоение темы студентами составляет 100%, качественная успеваемость составила 87%.
Опыт работы показывает, что использование компьютерных презентаций на дисциплинах позволяет дифференцировать учебную деятельность, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности, при этом меняется характер учебной деятельности и структура урока принципиально другая.
В качестве рекомендаций можно предложить использование подобных бинарных занятий при углубленном изучении химии, для научной деятельности учащихся старших классов общеобразовательных учебных заведений и на строительных специальностях СПО и НПО.
Используемые учебники и учебные пособия:
- Е.Г. Рудзитис "Химия 10 класс"
- Ананьев В.П., Потапов А.Д. Инженерная геология PDF. – Учеб. для строит. спец. вузов, – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Высш. шк. , 2002. – 511с.
Используемая методическая литература:
- Р. Г. Иванова, Г. Н. Осокина Изучение химии в 10 – 11 классах – М.: Просвещение, 1993
- Н. А. Глинка Общая химия – Ленинград: Химия, 1985
- Нуризянов Р.М. «Геология» Методические указания по организации самостоятельной работы студентов и выполнению контрольной работы по дисциплине «геология и литология» для бакалавров направления подготовки 131000 «Нефтегазовое дело» всех форм обучения
- Бурханова Г.Р., Бурханов Р.Н., Гуревич В.М. Раздел: «Инженерная геология» Методические указания по дисциплине «Геология и литология» для выполнения контрольных работ для бакалавров направления 131000 «Нефтегазовое дело» всех форм обучения.
- Нуризянов Р.М. «Геология» Лабораторный практикум по дисциплине «Геология и литология» для бакалавров направления 131000 «Нефтегазовое дело» всех форм обучения 9. – 144с.
Интернет-источники:
- Статья В.Ю. Довгялло «Место информационных технологий в высшем образовании»
- ru.wikipedia.org›wiki/Органическая химия
- http://www.geoenv.ru/izdat/geoecologia/geoecologia-rus/htm
- http://ecology.iem.ac.ru/geoecol/