Конкурс эрудитов "ёФиМ"

Разделы: Математика, Физика


Оформление: на доске написаны слова:

Физика! Математика!
Не разлучайте этих двух сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда и ум, и глаз будут остры,
А знания ваши будут шире.

Оборудование: карточки с заданиями, приборы, портреты ученых физиков и математиков.

Цели:

  • Провести смотр знаний по физике и математике;
  • Расширить знания и усилить интерес к изучению физики и математики;
  • Уметь применять знания;
  • Научить учащихся работе в коллективе (группе).

Программа мероприятия.

  1. Вступление, представление команд, стихи о физике и математике;
  2. Конкурс “Четвертый лишний”;
  3. Конкурс “Найти верную тропу”;
  4. Конкурс “Вывести формулу”;
  5. Конкурс “Как угодно обзови”;
  6. Конкурс “На глаз определи”;
  7. Конкурс “Что мы знаем о великих?”;
  8. Вопросы “Наперегонки”;
  9. Подведение итогов. Финал.

Содержание мероприятия.

1. Создаются две команды знатоков. Каждая команда себя называет:

Физики: Кванты.

Девиз: Мы физики и имеем право на сохранение энергии.

Физика – совсем не скука
А очень важная наука
Она явления природы объясняет
Каждый ученик об этом знает

Математики: Множúни Делúни.

Девиз: Мы победим, если решим!

Учитель нам урок задал
Сажусь за стол – и за работу:
Беру я сложный интеграл
Как музыкант ликующую ноту

2. Конкурс “Четвертый лишний”.

В этой игре необходимо убрать лишнее слово из ряда понятий, фамилий и т.п.

Физики.

  1. И.Ньютон, Г.Кирхгоф, Пифагор, Б.Паскаль (Пифагор.)
  2. Напряжение, разность потенциалов, сопротивление, падение напряжения (сопротивление).
  3. А.Цельсий, Ж.А.С.Шарль, У.Т.Кельвин, Д.Г.Фарингейт. (Шарль.)
  4. Молекула, атом, протон, кислород (кислород).
  5. Постоянная Авогадро, постоянно Ридберга, постоянная Больцмана, газовая постоянная (постоянная Ридберга).
  6. Вращательное движение, равноускоренное движение, поступательное движение, хаотическое движение (хаотическое движение).
  7. Ом, ватт, ампер, ньютон (ньютон).
  8. Амперметр, вольтметр, омметр, рефрактометр (рефрактометр).
  9. Интерференция, люминесценция, дифракция, дисперсия (люминесценция).
  10. Изобара, изотерма, изохора, изоморфизм (изоморфизм).
  11. Г.Галилей, Архимед, И.М.Сеченов, К.Э.Циолковский (И.М.Сеченов.) (11 баллов)

Математики.

  1. Икс, игрек, зет, гамма (гамма).
  2. Локоть, сажень, метр, пядь (метр).
  3. П.Ферма, Евклид, Архимед, А.М.Лежандр (Архимед).
  4. Метр, литр, килограмм, секунда (литр).
  5. Метр, ангстрем, миллиметр, пирометр (пирометр).
  6. Микрометр, штангенциркуль, транспортир, линейка (транспортир).
  7. Игрек, альфа, омега, дельта (игрек).
  8. Кило, милли, мега, гиго (милли).
  9. К.Э.Циолковский, Б.Паскаль, Э.Х.Ленц, Евклид (Евклид).
  10. Время, ускорение, скорость, путь (время).
  11. Мега, микро, нано, милли (мега). (11 баллов).

3. Конкурс “Найти верную тропу”.

Каждая команда получает карточку, где в четыре столбца написано обозначения физических (математических) величин, единицы их измерения, название величины, и прибор, измеряющий эту величину, которые необходимы правильно соотнести.

Физики.

υ Па масса Весы
m с сила Секундомер
F м/с скорость Манометр
p Н давление Спидометр
t кг время Динамометр

Математики.

V м интеграл мензурка
S м/с периметр рулетка
P м3 производная
? м2 объем спидометр
ƒ` м2 площадь Шаги

Ответы:

4. Конкурс “Вывести формулу”.

Команде Множúни Делúни предлагается из формулы объема конуса вывести радиус.

Команде Кванты предлагается из формулы Эйнштейна вывести скорость.

Математики
Vконуса = ⅓ π R2 h

Физики
hυ = Aвых + mυ2/2

Ответы:

Математики (4 балла)

Vконуса = ⅓ π R2 h
3V = π R2 h
R2 = 3V/ π h
R = корень из 3V/ π h

Физики (4 балла)

hυ = Aвых + mυ2/2
2/2 = hυ – Aвых
υ2 = 2/m (hυ – Aвых)
υ = корень из 2/m (hυ – Aвых)

5. Конкурс “Как угодно обзови”.

Учащимся предлагаются из представленных приборов выбрать и назвать физические и математические. Выставляются дополнительные баллы, если ребята скажут где применяются приборы (назначение). (1 балл за прибор.)

Приборы: циркуль, транспортир, линейка, секундомер, часы, термометр, фотоаппарат, микроскоп, компас, барометр, камертон, амперметр, вольтметр, линзы, магнит, метроном, калькулятор и другие.

6. Конкурс “На глаз определи”.

Учащимся необходимо на глаз определить: (3 балла)

  • Физикам – объем воды (в емкости – воду и мерным стаканом определить объем).
  • Математикам – объем классной комнаты (при помощи линейки (шагов) найти длину, ширину и высоту комнаты).

Более точный ответ поощряется дополнительными баллами.

7. “Что мы знаем о великих ученых”.

Учащимся предлагаются портреты ученых-физиков и ученых-математиков. Ребятам заранее сообщаются фамилии этих ученых, чтобы они могли подготовиться к конкурсу. Ведущий читает наиболее значимые факты из биографии ученого, командам необходимо назвать фамилию ученого.

Физики (6 баллов).

  1. Этот английский ученый уже в 24 года сделал свои первые открытия в области физики. Он получил должность смотрителя Монетного двора в Великобритании в 1695 году, а через 4 года стал его директором. Ему выдалась честь отчеканивать все монеты страны. Уже в 26 лет он стал профессором. Он обосновал 3 закона механики. Существует легенда о том, что благодаря яблоку он открыл известный физический закон. (Исаак Ньютон.)
  2. Свой трудовой путь этот ученый начал школьным учителем. В 1921 году он получил Нобелевскую премию за физико-математические исследования законов фотоэффекта. В 1940 году он написал письмо президенту США, что явилось стимулом по формированию ядерных исследований в этой стране. Он изучал гравитацию. Его труды были посвящены теории относительности. (А.Эйнштейн.)
  3. Свои первые серьезные открытия этот ученый сделал будучи еще студентом. Свои исследования в области механики и астрономии он начал после окончания университета. Закон инерции открыл именно он. Ему принадлежат такие открытия как: 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры. Занимаясь исследованиями свободно падения, ему понадобилась наклонная Пизанская башня. (Г.Галилей.)

Математики (6 баллов).

  1. Человек, который хотел быть и юристом, и офицером, и философом, но стал математиком. Он первый ввел в математику прямоугольную систему координат. (Декарт.)
  2. Ученый, который известен как создатель школы математиков. Он открыл свойство прямоугольных треугольников. (Пифагор.)
  3. Ученый, который нашел отношение длины окружности к диаметру. (Архимед.)

8. Вопросы “Наперегонки”.

Вопросы записаны на карточках. Учащиеся поочередно вытягивают по одному вопросу. Ответ на вопрос своей команды оценивается в 1 балл, за вопрос команды соперника – 2 балла.

Физики.

  1. Почему зимой выливают воду из радиатора автомобиля?
  2. Назовите прибор для измерения силы?
  3. Мельчайшая частица вещества?
  4. Что с земли не поднимешь?
  5. Единица измерения силы тока?
  6. Что идет, не двигаясь с места?
  7. Какое явление мы замечаем раньше: гром или молнию?
  8. Этот маленький предмет нам подскажет всем ответ, почему при малой силе в стену вдруг его вонзили?
  9. Чертеж, необходимый для изображения соединения электрических приборов в цепь?
  10. Что измеряется в ньютонах?
  11. Какой свет светофора был введен только потому, что существует инерция?
  12. Красивое коромысло над лесом нависло.

Математики.

  1. Чему равна сумма углов треугольника?
  2. В каком месяце есть 28 дней?
  3. На что делить нельзя?
  4. Сколько градусов в развернутом угле?
  5. Сколько пальцев на руке?
  6. Где самые длинные сутки?
  7. С чего начинается натуральный ряд?
  8. Сколько минут в одном часе?
  9. Отрезок, соединяющий центр окружности с любой его точкой.
  10. Сумма сторон многоугольника.
  11. Сколько в часе секунд?
  12. Баба Яга родилась в 1020 году, а паспорт получила в 1936 году. Сколько лет она прожила без паспорта?

Вопрос на 5 баллов (последний, если возник спор между командами):

Кто придумал эти противные буквы x и y ? (Ответ: Франсуа Виет.)

Дополнительные карточки 0 баллов, 1 балл, 2 балла,3 балла.

9. Подведение итогов.

Вот и конкурс завершен
Вопрос всех туров разрешен
Но кто же, кто же эрудит?
Строгое жюри решит.

Финал. Лучшим эрудитам физики и математики вручаются грамоты: “Знаток физики”, “Знаток математики”.

Дополнительная литература:

  1. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика. 5–11 классы. Волгоград: Учитель, 2005. 96с.
  2. Горлова Л.А. – Занимательные внеурочные мероприятия по физике: 7–11 классы. – М.: ВАКО, 2010. 160с.
  3. Оникул П.Р. 19 игр по математике: Учебное пособие. СПб.: Союз, 1999. 95с.
  4. Щербакова Ю.В. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7–9 классы – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2010. 192 с.