Оформление: на доске написаны слова:
Физика! Математика!
Не разлучайте этих двух сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда и ум, и глаз будут остры,
А знания ваши будут шире.
Оборудование: карточки с заданиями, приборы, портреты ученых физиков и математиков.
Цели:
- Провести смотр знаний по физике и математике;
- Расширить знания и усилить интерес к изучению физики и математики;
- Уметь применять знания;
- Научить учащихся работе в коллективе (группе).
Программа мероприятия.
- Вступление, представление команд, стихи о физике и математике;
- Конкурс “Четвертый лишний”;
- Конкурс “Найти верную тропу”;
- Конкурс “Вывести формулу”;
- Конкурс “Как угодно обзови”;
- Конкурс “На глаз определи”;
- Конкурс “Что мы знаем о великих?”;
- Вопросы “Наперегонки”;
- Подведение итогов. Финал.
Содержание мероприятия.
1. Создаются две команды знатоков. Каждая команда себя называет:
Физики: Кванты.
Девиз: Мы физики и имеем право на сохранение энергии.
Физика – совсем не скука
А очень важная наука
Она явления природы объясняет
Каждый ученик об этом знает
Математики: Множúни Делúни.
Девиз: Мы победим, если решим!
Учитель нам урок задал
Сажусь за стол – и за работу:
Беру я сложный интеграл
Как музыкант ликующую ноту
2. Конкурс “Четвертый лишний”.
В этой игре необходимо убрать лишнее слово из ряда понятий, фамилий и т.п.
Физики.
- И.Ньютон, Г.Кирхгоф, Пифагор, Б.Паскаль (Пифагор.)
- Напряжение, разность потенциалов, сопротивление, падение напряжения (сопротивление).
- А.Цельсий, Ж.А.С.Шарль, У.Т.Кельвин, Д.Г.Фарингейт. (Шарль.)
- Молекула, атом, протон, кислород (кислород).
- Постоянная Авогадро, постоянно Ридберга, постоянная Больцмана, газовая постоянная (постоянная Ридберга).
- Вращательное движение, равноускоренное движение, поступательное движение, хаотическое движение (хаотическое движение).
- Ом, ватт, ампер, ньютон (ньютон).
- Амперметр, вольтметр, омметр, рефрактометр (рефрактометр).
- Интерференция, люминесценция, дифракция, дисперсия (люминесценция).
- Изобара, изотерма, изохора, изоморфизм (изоморфизм).
- Г.Галилей, Архимед, И.М.Сеченов, К.Э.Циолковский (И.М.Сеченов.) (11 баллов)
Математики.
- Икс, игрек, зет, гамма (гамма).
- Локоть, сажень, метр, пядь (метр).
- П.Ферма, Евклид, Архимед, А.М.Лежандр (Архимед).
- Метр, литр, килограмм, секунда (литр).
- Метр, ангстрем, миллиметр, пирометр (пирометр).
- Микрометр, штангенциркуль, транспортир, линейка (транспортир).
- Игрек, альфа, омега, дельта (игрек).
- Кило, милли, мега, гиго (милли).
- К.Э.Циолковский, Б.Паскаль, Э.Х.Ленц, Евклид (Евклид).
- Время, ускорение, скорость, путь (время).
- Мега, микро, нано, милли (мега). (11 баллов).
3. Конкурс “Найти верную тропу”.
Каждая команда получает карточку, где в четыре столбца написано обозначения физических (математических) величин, единицы их измерения, название величины, и прибор, измеряющий эту величину, которые необходимы правильно соотнести.
Физики.
υ | Па | масса | Весы | |||
m | с | сила | Секундомер | |||
F | м/с | скорость | Манометр | |||
p | Н | давление | Спидометр | |||
t | кг | время | Динамометр |
Математики.
V | м | интеграл | мензурка | |||
S | м/с | периметр | рулетка | |||
P | м3 | производная | – | |||
? | м2 | объем | спидометр | |||
ƒ` | м2 | площадь | Шаги |
Ответы:
4. Конкурс “Вывести формулу”.
Команде Множúни Делúни предлагается из формулы объема конуса вывести радиус.
Команде Кванты предлагается из формулы Эйнштейна вывести скорость.
Математики
Vконуса = ⅓ π R2 h
Физики
hυ = Aвых + mυ2/2
Ответы:
Математики (4 балла)
Vконуса = ⅓ π R2 h
3V = π R2 h
R2 = 3V/ π h
R = корень из 3V/ π h
Физики (4 балла)
hυ = Aвых + mυ2/2
mυ2/2 = hυ
– Aвых
υ2 = 2/m (hυ
– Aвых)
υ = корень из 2/m (hυ
– Aвых)
5. Конкурс “Как угодно обзови”.
Учащимся предлагаются из представленных приборов выбрать и назвать физические и математические. Выставляются дополнительные баллы, если ребята скажут где применяются приборы (назначение). (1 балл за прибор.)
Приборы: циркуль, транспортир, линейка, секундомер, часы, термометр, фотоаппарат, микроскоп, компас, барометр, камертон, амперметр, вольтметр, линзы, магнит, метроном, калькулятор и другие.
6. Конкурс “На глаз определи”.
Учащимся необходимо на глаз определить: (3 балла)
- Физикам
Более точный ответ поощряется дополнительными баллами.
7. “Что мы знаем о великих ученых”.
Учащимся предлагаются портреты ученых-физиков и ученых-математиков. Ребятам заранее сообщаются фамилии этих ученых, чтобы они могли подготовиться к конкурсу. Ведущий читает наиболее значимые факты из биографии ученого, командам необходимо назвать фамилию ученого.
Физики (6 баллов).
- Этот английский ученый уже в 24 года сделал свои первые открытия в области физики. Он получил должность смотрителя Монетного двора в Великобритании в 1695 году, а через 4 года стал его директором. Ему выдалась честь отчеканивать все монеты страны. Уже в 26 лет он стал профессором. Он обосновал 3 закона механики. Существует легенда о том, что благодаря яблоку он открыл известный физический закон. (Исаак Ньютон.)
- Свой трудовой путь этот ученый начал школьным учителем. В 1921 году он получил Нобелевскую премию за физико-математические исследования законов фотоэффекта. В 1940 году он написал письмо президенту США, что явилось стимулом по формированию ядерных исследований в этой стране. Он изучал гравитацию. Его труды были посвящены теории относительности. (А.Эйнштейн.)
- Свои первые серьезные открытия этот ученый сделал будучи еще студентом. Свои исследования в области механики и астрономии он начал после окончания университета. Закон инерции открыл именно он. Ему принадлежат такие открытия как: 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры. Занимаясь исследованиями свободно падения, ему понадобилась наклонная Пизанская башня. (Г.Галилей.)
Математики (6 баллов).
- Человек, который хотел быть и юристом, и офицером, и философом, но стал математиком. Он первый ввел в математику прямоугольную систему координат. (Декарт.)
- Ученый, который известен как создатель школы математиков. Он открыл свойство прямоугольных треугольников. (Пифагор.)
- Ученый, который нашел отношение длины окружности к диаметру. (Архимед.)
8. Вопросы “Наперегонки”.
Вопросы записаны на карточках. Учащиеся поочередно вытягивают по одному вопросу. Ответ на вопрос своей команды оценивается в 1 балл, за вопрос команды соперника – 2 балла.
Физики.
- Почему зимой выливают воду из радиатора автомобиля?
- Назовите прибор для измерения силы?
- Мельчайшая частица вещества?
- Что с земли не поднимешь?
- Единица измерения силы тока?
- Что идет, не двигаясь с места?
- Какое явление мы замечаем раньше: гром или молнию?
- Этот маленький предмет нам подскажет всем ответ, почему при малой силе в стену вдруг его вонзили?
- Чертеж, необходимый для изображения соединения электрических приборов в цепь?
- Что измеряется в ньютонах?
- Какой свет светофора был введен только потому, что существует инерция?
- Красивое коромысло над лесом нависло.
Математики.
- Чему равна сумма углов треугольника?
- В каком месяце есть 28 дней?
- На что делить нельзя?
- Сколько градусов в развернутом угле?
- Сколько пальцев на руке?
- Где самые длинные сутки?
- С чего начинается натуральный ряд?
- Сколько минут в одном часе?
- Отрезок, соединяющий центр окружности с любой его точкой.
- Сумма сторон многоугольника.
- Сколько в часе секунд?
- Баба Яга родилась в 1020 году, а паспорт получила в 1936 году. Сколько лет она прожила без паспорта?
Вопрос на 5 баллов (последний, если возник спор между командами):
Кто придумал эти противные буквы x и y ? (Ответ: Франсуа Виет.)
Дополнительные карточки 0 баллов, 1 балл, 2 балла,3 балла.
9. Подведение итогов.
Вот и конкурс завершен
Вопрос всех туров разрешен
Но кто же, кто же эрудит?
Строгое жюри решит.
Финал. Лучшим эрудитам физики и математики вручаются грамоты: “Знаток физики”, “Знаток математики”.
Дополнительная литература:
- Гаврилова Т.Д. Занимательная математика. 5–11 классы. Волгоград: Учитель, 2005. 96с.
- Горлова Л.А. – Занимательные внеурочные мероприятия по физике: 7–11 классы. – М.: ВАКО, 2010. 160с.
- Оникул П.Р. 19 игр по математике: Учебное пособие. СПб.: Союз, 1999. 95с.
- Щербакова Ю.В. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7–9 классы – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2010. 192 с.