Пояснительная записка
В сердце каждого человека особое место
занимают чувства Родины, гордости за место, в
котором он родился и живет. Эти чувства
формируются благодаря увлекательным рассказам
об истории, традициях, достопримечательностях,
выдающихся людях. Личный пример взрослых,
грамотно выстроенный педагогический процесс
помогают создавать условия для развития в детях
гражданских чувств, любви в родному краю,
детскому саду, своей семье.
В 2012 г., объявленном Президентом Российской
Федерации Годом Российской истории, в нашем
детском саду с воспитанниками старшего
дошкольного возраста реализован в соответствии
с ФГТ социально-исследовательский проект «Истории
учиться – всегда пригодится», опытом
проведения которого мы и хотим поделиться.
В проекте объектом изучения явился «процесс
истории», предметом исследования «Влияние
исторических фактов на формирование
гражданско-патриотических позиций детей».
Гипотезами выдвинуты следующие положения: «Без
прошлого не бывает будущего?»; Может ли «Иван, не
помнящий родства…» быть полноценным членом
общества, патриотом Отечества? и др.
Одной из целей проекта явилось формирование у
детей целостной картины мира через приобщение их
к историческому прошлому нашего Отечества. Для
ее достижения определены задачи, одна из них
– развитие у детей интереса к истории Отчизны на
примерах ярких событий, связанных с защитой
памятных мест, «откуда пошла земля русская»;
В представленном материале содержатся
выдержки из проекта «Истории учиться всегда
пригодится», а именно: блок
познавательно-развивающих занятий
(состоящий из трех частей) по обозначенным
проблемам.
Особое внимание в организации непосредственно
образовательной деятельности с детьми уделялось
раскрытию содержания подвигов исторических
деятелей, связанных с
историческими датами Года российской истории:
- 862 год – 1150 лет со дня основания Государства российского ( исторический деятель-князь Рюрик –основатель Государства российского);
- 1612г. – 400 лет со дня освобождения Москвы от польских захватчиков (исторические деятели князья Минин и Пожарский);
- 1812г. – 200 лет со дня победы над армией Наполеона (исторический деятель – полководец Кутузов).
Содержание событий конкретных исторических дат использовалось исключительно в самообразовании педагогов, в повышении их профессионального и творческого уровней.
В работе с детьми главным явилось: формирование ценностных ориентиров – предпосылок гражданск-патриотических чувств, любви к Родине, основанных на ознакомлении с подвигами великих предков. В реализации проекта, при интеграции образовательных областей, использовались все виды детской деятельности (совместная, самостоятельная, общая: дети, родители, педагоги).
Конспекты занятий могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений в практике гражданско-патриотического воспитания детей.
Цель: приобщать детей старшего дошкольного возраста к историческому прошлому нашего Отечества, совершенствовать работу по гражданско-патриотическому воспитанию.
Задачи:
- Образовательный аспект:
- в связи с Годом Российской истории (2012г.) знакомить детей с доступными пониманию элементарными историческими данными из истории Отечества;
- расширять знания детей о Родине, о прошлом, настоящем и будущем России;
- обогащать пассивный словарь детей новыми терминами: предания, Русь, Отчество, история, славяне, русские князья (Рюрик, Минин, Пожарский), русский полководец (Кутузов), ополчение и др., побуждать интересоваться смыслом слов;
- активизация словаря:(русские народные
поговорки):
- «Нет земли краше, чем Родина наша»;
- «Кто за Родину горой, тот истинный герой»;
- «Жить – Родине служить» и др.;
- Развивающий аспект:
- развитие у детей любознательности и интереса к истории Отчизны на примерах ярких событий, связанных с защитой памятных мест, «откуда пошла земля русская»;
- развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;
- Воспитательный аспект:
- воспитывать любовь к Отчизне, уважение к защитникам Отечества, желание «Родине служить»;
- Здоровьесберегающий аспект:
- упражнять в правильном выполнении основных видов движений;
- развивать потребность в двигательной активности.
Материалы и оборудование:
- проектор;
- две магнитных доски;
- макеты русской крепости (из картона – высота – 40 см. – объем окружности – до 50 см); «Кремлёвской Спасской башни»;
- крупные плоскостные фигуры на подставках (князь, княгиня, несколько воинов на конях – дружина, русские мастеровые);
- русский костюм (для воспитателя);
- «ворота времени»;
- атрибуты для игры «Раньше и теперь»;
- две доски плоскостные (физкультурные) для игры «Победи соперника»;
- палки гимнастические для состязания «Русские богатыри»;
- костюмы гусаров, «кони» на палках, сабли для игры «Гусарская эстафета»;
- костюмы для танца «Богатырская наша сила»;
- вьюн из цветов (для хоровода «Со вьюном я хожу»).
Предварительная работа:
- рисование на тему «Летние путешествия» – (за пределами Мурманской области (Москва, Великий Новгород и др.) и по городу Мурманску – для тех, кто не выезжал на лето);
- знакомство (с видеоматериалами из жизни древних славян) с экспонатами музея Витославицы (с памятником 1000-летию Руси – Великий Новгород );
- разработка семейных мини-проектов «Моя родословная»;
- изготовление (совместно с родителями) макета «Русская крепость»;
- изготовление крупных плоскостных фигур на подставках (князь, княгиня, несколько воинов на конях – дружина, русские мастеровые);
- рассматривание картины Ю. Васнецова «Три богатыря»;
- организация в группе мини-выставки картин Ильи Глазунова «Герои земли русской»;
- слушание аудиозаписи Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок);
- чтение произведения «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой.
Занятие состоит из трех смысловых частей, объединенных одной смысловой идеей: наша Родина – Отчество – Отчизна – Россия – Русь – во все времена нуждалась в защитниках – патриотах, которые «головы не пожалеют», чтобы спасти ее от врагов. «Жить – Родине служить!»
Ход занятия |
Экран |
1-я часть – 25 мин | |
Введение. Воспитатель в
русском костюме входит в зал. Приглашает детей к
знакомому хороводу «Со вьюном я хожу….» (Закручивает хоровод 2-3 раза, создает настроение общности и единства в игре). После хоровода останавливаются в круге. |
Слайды русского хоровода у березки |
– Дети, в какой костюм я одета? (Рассмотреть
русский народный костюм). Правильно, и это не
случайно, наше занятие посвящено далекой русской
старине , когда женщины надевали такие наряды. Садитесь поудобнее (можно присесть на ковер). – Ребята, вы любите путешествовать? – Назовите самое необыкновенное путешествие, которое вам удалось совершить (1-2 ответа. Напомнить летние путешествия в отпуске, кто был в больших российских городах) – Замечательно, наше путешествие будет еще более необычным. Путешествовать мы будем в прошлое, в нашу историю. – Как вы понимаете слово «история»? (История – правдивый рассказ о прошлом). – Может ли быть история у человека? Семьи? Города? Страны? (Вспомнить 2-3 удачных проекта «Моя родословная»). Да, действительно, все в жизни имеет свою историю. История – это увлекательное путешествие во времени. Наше занятие так и называется «Истории учиться всегда пригодится!» Главный вопрос, загадка, которую мы должны разгадать в конце занятия – чему нас учит история? |
|
Открываю «Ворота Времени» (ворота в
рост ребенка с сенсорными подвижными
ленточками) – Чтобы попасть в далекое прошлое, надо пройти через «Ворота времени». Проходите и представьте, что мы перемещаемся в прошлое. (Звучит музыка. Дети выходят из ворот и садятся полукругом перед экраном.) |
|
Первая остановка. Древние
предания рассказывают: тысячу лет назад на
прекрасной земле, где было много лесов, рек и
долин, давным-давно жили славяне. «Славяне» – это
славный, достойный, красивый и храбрый народ.
Славяне воспитывали детей, растили хлеб,
охотились, занимались разными ремеслами, берегли
свою землю. Еще в древности сложилась поговорка: «Нет
земли краше, чем родина наша». Славяне были нашими предками. – Как вы понимаете слово «предки»? (Это люди, которые жили на той же земле, где живем сейчас мы, но только очень давно. От предков пошел русский народ и мы с вами). |
Слайды из жизни славян |
– Чтобы лучше понять, как жили славяне,
давайте поиграем в игру «Раньше и теперь»
(Образец игры – играют на демонстрационном
материале на двух больших магнитных досках) – Спасибо, все справились без ошибок. |
|
– Теперь узнаем, где жили славяне. (За
воспитателем идут к столу к макету «Русская
крепость»). Встаньте вокруг макета. – Свои жилища славяне строили на холмах, окружали крепостью. (Вокруг макета крепости расставлены крупные плоскостные фигуры князя и княгини, дружины, мастеровых) – Как вы полагаете, для чего нужно было строить крепость вокруг домов? (Ответы детей – защищаться от врагов). – Действительно, в давние времена у славян было много врагов. Они нападали, опустошали наши земли и разоряли жилища. Крепость защищал князь с дружиной. Возьмите в руки, рассмотрите фигуры воинов (Ответы воспитателя на возникающие вопросы детей) – Богатыри русские и простой народ смело защищали свои поселения. Поселений было много и защитников нужно было много. (Возвращаемся к экрану). |
|
– Посмотрите на этих богатырей. (Экран)
Узнаете? Назовите их. (Илья Муромец, Алёша
Попович, Добрыня Никитич). – Молодцы. Вы знаете русских героев. |
Слайд – картина «Три богатыря» |
– Сейчас я познакомлю вас еще с одним,
настоящим воином. Это богатырь – князь Рюрик. (рассмотреть) – Что вы можете сказать об его облике, какими, на ваш взгляд, чертами характера он обладал? (Бесстрашный, сильный, волевой, настоящий защитник, такими были богатыри земли русской) – Ребята, Рюрика помнит русский народ еще за то, что он поселения славян объединил в единую землю и назвал ее – Древняя Русь. Это первое название нашей Родины. |
Слайд «Князь Рюрик» |
– Как вы думаете, зачем он объединял
русские поселения и за это еще его называли
мудрым князем? (Да, когда мы вместе, нам никакой
враг не страшен) – Давайте повторим, как называли нашу Родину в древности. – Древняя Русь. – Кто помнит вопрос-загадку, которую мы задали в начале занятия. – Чему нас учит история Древней Руси? (Ответы детей обобщить) Заключение: история Древней Руси учит нас расти смелыми, сильными, ловкими, чтобы мы могли защищать свою Родину, как это делали русские богатыри. |
|
Занятие заканчивается подвижной
игрой-соревнованием. Предлагаю померяться в силе и ловкости, поиграть в русскую народную игру «Победи соперника». (Прошу детей вынести физкультурные доски). Объяснение правил игры: по две пары детей встают на доски напротив друг друга, руки прячут за спину. Задача – столкнуть противника с доски без рук. Кто первый сошел с доски – проигрывает, выходит из игры, встают новые дети. Кто дольше всех удержался на доске – победители. (Соревнование проходит под веселую музыку, дети поддерживают соревнующихся). Выходим через «Ворота времени» в детский сад. |
|
2-я часть занятия – 25 мин. | |
Совершаем вторую остановку в
истории (ритуал – вход в «Ворота времени) Вспомнить некоторые моменты первого занятия: термин «история»; русских богатырей; князя Рюрика; значение поговорки «Нет земли краше, чем Родина наша»; название нашей Родины в древности; какими должны расти дети, чтобы в будущем стать защитниками Родины – обобщить ответы. |
|
– Какой город вы видите на экране? Это Москва – и Московский Кремль. С него в старину начала строиться Москва, наш главный город. Как другим словом назвать главный город? (Правильно – столица). Еще в давние времена Москва стала столицей нашей Родины. Наша родина – Русь становилась всё сильнее и богаче. По-прежнему, многие «вороги» (враги) хотели завоевать её. Однажды, 400 лет назад польские захватчики напали на Русь. |
Слайды Красной площади в Москве. |
– И снова, русские князья, теперь Минин
и Пожарский (как когда-то князь Рюрик) возглавили
борьбу с врагом. Они собрали народное ополчение,
т.е. простой народ и стар и млад, подняли на защиту
своей Родины. Для снаряжения армии русские
женщины отдавали золотые украшения, семьи – свои
сбережения – золотые и серебряные монеты, все
самое дорогое. Давайте вспомним знакомую песню о
защитниках Отечества. Песня «Солдатушки – ребятушки» «Кто за родину горой – той истинный герой».
Как вы понимаете значение этой пословицы? (Только
всем миром, всем народом, отдавая все для победы
– «горой» – мы можем победить врага.) Игры-состязания «Русские богатыри» (перетягивание палок парами, перетягивание каната группами). – Настоящие богатыри. Молодцы! Выходим в детский сад через Ворота времени (ритуал повторяется) |
Памятник Минину и Пожарскому; Фото детей в Москве, у памятника (из семейных архивов) |
3-я часть занятия – 25 мин. | |
– Нас ждет третья остановка, последняя
в путешествии по истории. (Ритуал вхождения
через «Ворота времени»). Садятся перед
экраном. «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов». А врагов немало – 200 лет назад в Москву вступила французская армия.
|
Панорама Бородинской битвы |
Возглавил войну с французской армией русский полководец Кутузов. | Слайд – полководец Кутузов |
(Краткий рассказ воспитателя о русском полководце Кутузове) Наши партизаны, пехотинцы, кавалеристы, гусары победили французов. В честь победы над врагом торжествуют все кругом!
Игра «Подбери доспехи воину» (Образец игры – играют на демонстрационном материале на двух больших магнитных досках) – Спасибо, все справились без ошибок. Игры: 1. Кто быстрей наденет костюм гусара. – Спасибо, бравые гусары. |
|
Отгадываем кроссворд (из пяти
терминов): – Как называлась наша страна в
древние времена (РУСЬ); – Благодарю вас за активную работу. Я верю, что мы всегда будем любить глубоко и нежно свою Родину, будем ею гордиться и заботиться о ней. – В подарок о нашей встрече с историческим прошлым России ребята детского сада приготовили танец «Богатырская наша сила» |
Кроссворд |