"Исследовательская проектная деятельность в детском экологическом объединении"

Разделы: Внеклассная работа


Для внедрения новых форм и подачи материала, способных повысить мотивацию учащихся к обучению и творчеству в педагогической работе можно применить методы проектов. Привлечение ребят к поисково-исследовательской деятельности позволяют в значительной степени улучшить понимание  учащимися предметов биологии, экологии, географии и краеведения. Цель данной  методической разработки – оказать помощь педагогам в организации исследовательской проектной деятельности учащихся Объект – детская исследовательская деятельность. Предмет – ее организация и оформление результатов. Методы исследования – изучение литературы по теме, собственная педагогическая деятельность. Ценность данной разработки автор видит в том, что поэтапно следуя изложенным рекомендациям, детский коллектив достиг определенных результатов на конференциях городского и окружного уровней.

Рассмотрим поэтапно организацию экологической исследовательской деятельности.

Если педагог задумался о проведении исследований в природе, необходимо сразу выделить первое и главное  условие нормального исследовательского проекта силами школьников: он должен выступать как педагогически организованная деятельность юного  исследователя. Это значит, что организация исследования не должна противоречить вопросам обеспечения безопасности, быть открытой по форме, образовательной по содержанию и результативной по итогам.

Выбор темы предстоящей работы неразрывно связан с проблемой исследования. Главное в определении темы то, что авторы должны исходить из наличия практического и социального смысла своей предстоящей работы. Например, исследование может быть использовано в организации музея, пополнения наглядных пособий, пополнения методической копилки, поддержки инициатив лесничеств, выполнения заданий национальных парков и заповедников, музеев, природоохранных и культурных акций общественности. Так как, даже, если исследование не состоялось, усилия, вложенные авторами в свой проект, возможно, дадут эффект общественно-полезного труда на благо своей малой родины, на благо новых поколений юных экологов.

Если организация исследования отвечает этим условиям, необходимо сформулировать актуальность исследования, с тем, чтобы было совершенно ясно, кому и почему такое исследование нужно.

Актуальность тесно смыкается с проблемой исследования. Именно проблема исследования является самой сложной и при этом самой необходимой методологической частью такой работы. Проблему исследования, исходя из которой, определяется и предмет исследования, невозможно сформулировать с помощью готового исследовательского шаблона. Не может быть сформулирована проблема и как нехватка знаний о каком-либо явлении или объекте, а тем более, если эти знания никому не нужны. Проблема должна волновать, задевать авторов и экспертов тем, что в общеизвестном пространстве какого-либо знания она еще не была взята для рассмотрения, но после ее формулирования заинтересовала многих, у которых в этом пространстве есть интересы. Попытки использовать в своем исследовании чужую удачную формулировку проблемы исследования крайне редко достигают успеха, так как теряется лицо проблемы, ее новизна.

Проблема исследования не прямо, но все-таки более или менее отвечает на вопрос: зачем необходимо это исследование?  Именно на этом этапе  особенно важен руководитель исследования. Если руководитель не способен помочь школьнику сформулировать целесообразность работы, то усилия юного  исследователя могут пропасть даром. Если проблема все-таки есть, то, исходя из нее,  можно сформулировать цель исследования, что тоже не является простой для понимания методологической задачей. Трудность в формулировании цели состоит в том, что в зависимости от того, как планируется представить исследование (проект, отчет, программа деятельности, справка, описание), цель исследования  начинает варьироваться. Но в любом варианте цель исследования отвечает на вопрос: как реализовать разрешение указанной в исследовании проблемы.

Задачи исследования выглядят как уточняющие подцели главной исследовательской цели. Задачи исследования должны быть сформулированы как пути реализации разрешения указанной в  исследовании проблемы. Четко поставленные задачи расширяют цель. Описание их условий могут начинаться со слов «установить», «выявить», «выяснить», «изучить».

Существует еще одна важная методологическая ступень к полноценной работе.

Определение объекта и предмета исследования. Чтобы сформулировать объект и предмет исследования, необходимо внятно ответить на вопрос: в какой области (объект) и что (предмет) планировалось и было исследовано?  Неспособность провести границы объекта исследования, связана иногда с тем, что реальный объект авторам кажется мелким, а для его «укрупнения» авторы локального экологического исследования описывают  глобальные явления.

Неплохо смотрятся в исследованиях юных экологов специально оговоренные методологические и теоретические основы их работы, то есть внятно изложенные ссылки на труды консультантов, авторов ученых и мыслителей, чьи методики и теории использовались во время сбора и анализа исследовательской информации. Если автор исследования пытается представить свой труд как самостоятельное «открытие» в какой-либо области знаний, эксперт делает следующие выводы: автор не знаком с трудами предшественников, что свидетельствует о его исследовательской незрелости. Такую работу всерьез рассматривать нельзя. Использование источников предполагает не только получение справочных сведений или реферирование (выжимку) из текста, но, главное, знакомство с тем, насколько другим исследователям удалось продвинуться в той проблеме, которую автор пытается исследовать. Исходя из этого, нужно попытаться  определить и исследовательскую новизну своих усилий, с тем, чтобы  сформулировать, хотя бы из одного-двух пунктов, что именно исследовано или выявлено в ходе исследования, чего раньше никто не исследовал, не выявлял.

Всякое исследование требует выводов, примерно в том же количестве, что и ранее сформулированные задачи, то есть пути реализации исследования. Но если удается сделать выводы на основании своих исследовательских усилий,  стоит подумать о возможности использования результатов исследования в учебно-воспитательной или исследовательской практике (на уроках в школе, в системе дополнительного образования,  музейной экспозиции, в походе).

Все приведенные выше условия нормального исследования – плод интеллектуальных усилий многих поколений исследователей и является общепринятым.  Сравнительно несложные исследования, а таковыми являются большинство экологических исследований, приведенные выше соображения вносят во вступление или пояснительную записку к исследованию. Опытный эксперт легко поймет, что хочет сказать автор, даже если проблема, цели, задачи, объект и предмет, а также относительная новизна и опора на труды предшественников в исследовании формулируются в контексте работы. Также сформулированные в контексте выводы, их значимость и возможность внедрения в практику легко опознаются в заключении  работы. Основная часть работы, с подробным рассказом хода исследования при названных условиях, то есть при наличии вступления и заключения, превращает работу в законченный «исследовательский» продукт, который имеет право быть представленным на конференциях различного уровня.

Педагогу изначально необходимо изучить литературу по данному вопросу. Она довольно обширно освещена в литературных источниках. Самообразование необходимо, также нужно осуществить поиск сотрудничества с учениками, коллегами, выпускниками прошлых лет, специалистами природоохранных учреждений.

Поначалу необходимо браться за посильные для учащихся работы, способные обогатить их новыми знаниями, которые должны быть интересными, чтобы обеспечить видимый результат. Подбор более сложных работ  осуществляется по мере приобретения взаимного опыта.

Начать можно с составления экологического паспорта образовательного учреждения или прилегающей к нему территории.

Это не особенно сложный, но довольно показательный в смысле представления полученных результатов проект.

Он, конечно, потребует пересмотра некоторых форм  работы педагога, как по содержанию, так и по количеству затраченного времени. Исследование должно дать объективно или субъективно какой-то определенный результат.

Намечается ряд вопросов, на которые по итогам  проведенного исследования хотелось бы получить ответ. Без четко сформулированных требований к исследованию работа  по его  осуществлению невозможна.

При проведении исследования могут возникнуть и другие вопросы, которые помогут более объективно провести исследование.

Этапы исследования

Любое исследование можно разбить на следующее последовательные этапы.

1. Выбор темы и направления исследования (этот этап предваряется чтением соответствующей  научной литературы, или непосредственным  наблюдением за происходящим)
2. Постановка задач исследования (это вопросы, на которые вы хотите получить ответы).
3. Выбор методов проведения исследования (опросы, наблюдения, анализ, учет и другое)
4. Получение результатов в ходе использования обозначенных методов (цифры, факты, результаты наблюдений и проб).
5. Обобщение, сравнение, установление закономерностей и прочее(построение графиков, таблиц, диаграмм с использованием полученных данных, их  анализ и разъяснение)
6. Формулирование выводов по проведенному исследованию (получение ответов на поставленные вопросы).
7. Подведение итогов и определение сферы применения полученных результатов (заключение и выбор направления дальнейших действий).

Все эти этапы исследования необходимо проделать совместно с  учащимися, стремясь к тому, чтобы они сами выдвигали различные гипотезы и ставили задачи. Педагог должен лишь помогать,  более четко сформулировать их и совместно с ребятами обсудить все достоинства и недостатки выдвигаемых предложений, взяв на себя направляющую роль на всех этапах исследования.

Выбор темы исследования. Чаще всего педагогу приходится самому находить для своих воспитанников тему будущего исследования. Рассчитывать на самостоятельность в этом ребят возможно только после осуществления первого маленького проекта.

Для каждой поставленной задачи необходимо подбирать соответствующие методы исследования, которые бы дали результат.   Это могут быть учет, опрос, наблюдение и другие возможные пути исследования. Главное, чтобы они были реальны в использовании и определялись возможностями, как самих учащихся, так и  ОУ. Составление вопросников и учетных листов тоже требует немало затрат и усилий. Определение, сравнение, вычисление, измерение, наблюдение, установка ловушек, «кошение сачком» и так далее – это все методика.

Полученные цифры, результаты измерений, наблюдений и опросов не должны быть одиночными. Они должны представлять собой набор данных, которые можно будет сравнивать, анализировать, обобщать.

Сведение всех полученных результатов в таблицы, как и представление их в графиках, диаграммах – это самый наглядный и экономичный способ обработки первичных данных.

После обобщения и осмысления материалов и результатов исследований необходимо оценить, как они  соотносятся с поставленными ранее задачами. Нужно помнить, что не всегда удается получить однозначный ответ на поставленный вопрос. Отрицательный результат, это тоже результат, и он тоже имеет право на существование.

Обобщив и осмыслив данные, необходимо кратко сформулировать выводы,  к которым вы пришли в результате проведенных исследований. Они должны  быть четко и сжато, изложены и не повторять предыдущий раздел.

Получив какой-либо результат уместно вновь вернуться к теме вашего исследования и попробовать сформулировать итоговое заключение по исследовательской работе, определить практическое применение проекта, перспективу дальнейших исследований.

Приложение 1

Литература:

  1. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся. /Биология в школе №5, 2003 с 35-38.
  2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. «Основы проектной деятельности школьника» – Самара: издательство «Учебная литература», 2006 – 224 с.
  3. Денисова Н.А. Технология проектного обучения./Дополнительное образование и    воспитание №10, 2007, с 14-22.
  4. Кельбас Р.В. Проектная деятельность.– Ханты-Мансийск, 2002 – 18 с.
  5. Левина О.Г. Методические и  технологические аспекты поддержки индивидуальной  исследовательской деятельности школьника./Внешкольник №1. 2003 с. 11-15
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е.С. Полат. – М,: Academia,2000 36с.
  7. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.–160с.
  8. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований учащимися начальной школы./Практика административной работы в школе, № 5, 2003 с 16-20.
  9. Самохин Ю.С. Проблемы организации краеведческих исследований школьников. /Внешкольник №7-8, 2006г, с 24-26. 
  10. http://www.ecosystema.ru/03programs/issl/works/bio_vud_chert.htm