Урок географии по теме "Климат Евразии". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Аспекты урока

Базовое содержание: климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области.

Деятельностный компонент: учебные приемы анализа климатических карт и климатических диаграмм, правила работы с текстом и вопросами для самостоятельной работы, помещенными в раздаточных картах.

Креативный компонент:

  • Почему в Евразии находится «полюс холода» Северного полушария, самое влажное место в мире?
  • В каком климатическом поясе и почему большее разнообразие  типов климата?
  • Почему в Европе отсутствуют пустыни?
  • В какой стране нет смены времен года?
  • В каком климатическом поясе можно собирать по 2-3 урожая в год?

Личностный компонент:

1. В каких климатических поясах растут поступающие в нашу страну мандарины, апельсины, чай?
2. Пользу  или вред приносят населению муссоны?

Оборудование:

  • Климатическая карта мира
  • Климатические пояса и области мира
  • Физическая карта мира
  • Раздаточные карты, контурные карты.

ХОД УРОКА

1. Организационный  момент

2. Актуализация знаний

–  Вспомните понятие климат.
– Назовите климатообразующие факторы.
– Что  можно узнать по климатической карте?

3. Изучение нового

На уроке мы совершим исследование важного компонента природы. Как вы думаете какого?
Давайте поставим задачи на урок. Верно, мы выявим особенности и своеобразие климата материка и    установим причины, найдем «рекорды» климата.
С чего начнем? Конечно, с анализа климатической карты. Какие выводы вы уже сделали?
Вы увидели самое большое разнообразие  климатических поясов и областей.
В чем причина?  Задание:  выберите из списка верные причины и докажите примерами.

  • Большая протяженность с севера на юг и с запада на восток.
  • Огромные размеры.
  • Особенности рельефа.
  • Влияние океанов и  океанических течений.
  • Температура воздуха и осадки.
  • Географическое положение.

– Возможно,  вы уже нашли «рекорды» климата материка? Какие?

«Полюс холода» – Оймякон (  – 70 ° ),  «Полюс жары» – Басра (на востоке Аравийского полуострова)  52°, «Самое мокрое место» – гора Черапунджи  до 12000 мм в год. (Ученики отмечают на контурных картах)

– Вы уже знакомы с особенностями климатических поясов, используя задание 1  раздаточной карты,  определите тип климата по описанию – 1 вариант (Приложение 1), установите соответствие – 2 вариант (Приложение 2).

Взаимопроверка, баллы выставить в раздаточную карту ( до 7 баллов .). Ответы на доске.

– Какой тип определить сложнее? Почему?
– Какое установление  соответствия вызвало затруднения?
– Какой пояс самый большой? Почему?
– Вы заметили, что он делится на 5 областей. Назовите их.
– В какой климатической  области  находится  наша местность?
– А в каких областях Россия?
– Подробнее  исследуем  умеренный морской климат (сообщение учащегося), с остальными климатическими  областями познакомимся  в 8 классе.

Текст для сообщения

Я хочу более подробно остановиться на морском климате умеренных широт. Мы сейчас все вместе побываем в “веселой зеленой Англии”, так исстари воспевали свою страну английские поэты. И в самом деле, негде не встретишь такой нежилой, ласкающей глаз зелени. А всему причина морской климат. Насыщенные влагой ветры с океана обрушиваются на Британские острова обильными дождями – они не дают мелеть рекам. В Лондоне половина дней в году дождливые, на западе и на севере страны дождей еще больше.
Погода в Англии очень неустойчивая, часто обманывает все ожидания и становится самой злостной нарушительницей традиций. Белую зиму с заснеженными коттеджами можно видеть только на рождественских открытках, нередко она превращается в вереницу нескончаемых дождей.
Порой в ноябре, когда по законам природы ждешь мокряди или плотного тумана, выпадут вдруг золотые, по-летнему теплые деньки. Влажным климатом объясняют обычно и нежно изумрудную окраску английского пейзажа – лугов и деревьев, кустов и газонов. Часты в Англии туманы и смоги, которые держаться по несколько дней, отрицательно влияют на здоровье людей, движение транспорта. Но, разумеется, после туманов и смога сильнее всего манит морской воздух. Море чувствуется в Англии повсюду.

– Почему в Англии много осадков в течении всего года?
– С чем связано образование сильных туманов?

– Завершающим этапом нашего исследования будет самостоятельная  работа по заданиям 2 (Приложение 1, Приложение 2) на раздаточных картах по вариантам (дифференцированное задание). Используя климатограммы заполнить таблицу.  Проверяет учитель после выполнения всех заданий.

4. Рефлексия

– Что узнали нового?
– Как  оцениваете свою работу?

5. Домашнее задание

Сообщения о реках Хуанхэ, Дунай.