Аспекты урока
Базовое содержание: климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области.
Деятельностный компонент: учебные приемы анализа климатических карт и климатических диаграмм, правила работы с текстом и вопросами для самостоятельной работы, помещенными в раздаточных картах.
Креативный компонент:
- Почему в Евразии находится «полюс холода» Северного полушария, самое влажное место в мире?
- В каком климатическом поясе и почему большее разнообразие типов климата?
- Почему в Европе отсутствуют пустыни?
- В какой стране нет смены времен года?
- В каком климатическом поясе можно собирать по 2-3 урожая в год?
Личностный компонент:
1. В каких климатических поясах растут
поступающие в нашу страну мандарины, апельсины,
чай?
2. Пользу или вред приносят населению муссоны?
Оборудование:
- Климатическая карта мира
- Климатические пояса и области мира
- Физическая карта мира
- Раздаточные карты, контурные карты.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
– Вспомните понятие климат.
– Назовите климатообразующие факторы.
– Что можно узнать по климатической карте?
3. Изучение нового
На уроке мы совершим исследование важного
компонента природы. Как вы думаете какого?
Давайте поставим задачи на урок. Верно, мы выявим
особенности и своеобразие климата материка и
установим причины, найдем «рекорды»
климата.
С чего начнем? Конечно, с анализа климатической
карты. Какие выводы вы уже сделали?
Вы увидели самое большое разнообразие
климатических поясов и областей.
В чем причина? Задание: выберите из списка
верные причины и докажите примерами.
- Большая протяженность с севера на юг и с запада на восток.
- Огромные размеры.
- Особенности рельефа.
- Влияние океанов и океанических течений.
- Температура воздуха и осадки.
- Географическое положение.
– Возможно, вы уже нашли «рекорды» климата материка? Какие?
«Полюс холода» – Оймякон ( – 70 ° ), «Полюс жары» – Басра (на востоке Аравийского полуострова) 52°, «Самое мокрое место» – гора Черапунджи до 12000 мм в год. (Ученики отмечают на контурных картах)
– Вы уже знакомы с особенностями климатических поясов, используя задание 1 раздаточной карты, определите тип климата по описанию – 1 вариант (Приложение 1), установите соответствие – 2 вариант (Приложение 2).
Взаимопроверка, баллы выставить в раздаточную карту ( до 7 баллов .). Ответы на доске.
– Какой тип определить сложнее? Почему?
– Какое установление соответствия вызвало
затруднения?
– Какой пояс самый большой? Почему?
– Вы заметили, что он делится на 5 областей.
Назовите их.
– В какой климатической области
находится наша местность?
– А в каких областях Россия?
– Подробнее исследуем умеренный морской
климат (сообщение учащегося), с остальными
климатическими областями познакомимся в 8
классе.
Текст для сообщения
Я хочу более подробно остановиться на морском
климате умеренных широт. Мы сейчас все вместе
побываем в “веселой зеленой Англии”, так
исстари воспевали свою страну английские поэты.
И в самом деле, негде не встретишь такой нежилой,
ласкающей глаз зелени. А всему причина морской
климат. Насыщенные влагой ветры с океана
обрушиваются на Британские острова обильными
дождями – они не дают мелеть рекам. В Лондоне
половина дней в году дождливые, на западе и на
севере страны дождей еще больше.
Погода в Англии очень неустойчивая, часто
обманывает все ожидания и становится самой
злостной нарушительницей традиций. Белую зиму с
заснеженными коттеджами можно видеть только на
рождественских открытках, нередко она
превращается в вереницу нескончаемых дождей.
Порой в ноябре, когда по законам природы ждешь
мокряди или плотного тумана, выпадут вдруг
золотые, по-летнему теплые деньки. Влажным
климатом объясняют обычно и нежно изумрудную
окраску английского пейзажа – лугов и деревьев,
кустов и газонов. Часты в Англии туманы и смоги,
которые держаться по несколько дней,
отрицательно влияют на здоровье людей, движение
транспорта. Но, разумеется, после туманов и смога
сильнее всего манит морской воздух. Море
чувствуется в Англии повсюду.
– Почему в Англии много осадков в течении всего
года?
– С чем связано образование сильных туманов?
– Завершающим этапом нашего исследования будет самостоятельная работа по заданиям 2 (Приложение 1, Приложение 2) на раздаточных картах по вариантам (дифференцированное задание). Используя климатограммы заполнить таблицу. Проверяет учитель после выполнения всех заданий.
4. Рефлексия
– Что узнали нового?
– Как оцениваете свою работу?
5. Домашнее задание
Сообщения о реках Хуанхэ, Дунай.