"Моральный выбор ‒ это ответственность?!" 8-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Цель:

  • Помочь осознать, кто может считаться личностью.
  • Дать возможность задуматься, что значит быть человеком и стать человеком.
  • Создать условия для понятия, что человек – существо, призванное творить самого себя.

Ход урока-мастерской

Учитель (рассказывает анекдот):

Грузин: Вано, у тебя есть машина?
– Есть.
– И у меня есть. А у соседа нет. Купим?
– Купим.
Русский: Иван, ты сидел?
– Сидел.
– И я сидел. А сосед нет. Посадим?
– Посадим.

– Согласны ли вы с тем, что русский человек – это духовно неразвитый человек? Прошу ответить на карточках на данный вопрос.

(Приложение 1)

Аргументы «ЗА» Согласны ли вы с тем, что русский человек – это духовно не развитый человек? Аргументы «ПРОТИВ»

Ученики в группах отвечают на данный вопрос. Затем от каждой группы выступают представители со своими аргументами.

Учитель: Человек сам всегда решает, как ему поступить: соблюдать или не соблюдать моральные нормы, выбрать между добром и злом, моральным и аморальным.

Даю ещё одну таблицу.

Сделайте выбор и обоснуйте, чем вы руководствовались.

(Приложение 2)

Ситуация Ваш выбор
Пойти с друзьями или сделать уроки  
Вымыть посуду или посмотреть фильм.  
Посидеть с братиком или пойти на секцию (либо музыкальную школу)  
Стр.54 ситуация из учебника Боголюбова «Обществознание 8 класс. М «Просвещение» 2012.  

Работа с учениками по таблице: – От чего зависел выбор? Был ли человек свободен в своём выборе?

– Что такое свобода? Ответьте любыми для вас доступными приёмами: рисунком, рассказом, стихом, песней, определением.

Демонстрация ответов. После чего даётся культурный аналог (Что такое свобода? Из словаря Ожегова)

Приложение 3

В философии: возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. С воли ( философская категория, отражающая понятие свободы или предопределённости действий, поступков субъекта).

Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-н. класса, всего общества или его членов. С.совести (право использовать любую религию или не придерживаться никакого вероисповедания). С. Слова. С. печати. С. Личности (неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений, свобода совести). С. Собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Борцы за свободу народа. Завоевать свободу.

Вообще отсутствие каких-н. ограничений, стеснений в чём-н. Дать детям больше свободы.

Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе. Выпустить на свободу. * На свободе – на досуге, в свободное от работы, занятий время. Побеседуем как-н. на свободе, не торопясь. Свобода рук (книж.) – ничем не ограниченная возможность действовать.

Ученики формулируют и записывают в тетрадь своё определение свободы.

Группам раздаю три круга со словами:

Прошу поставить между ними соответствующий знак:

Прошу пояснить, почему выбран такой знак?

Учитель: Очень важно, самостоятельно принять решение , ну, и , конечно, до конца отвечать за свои действия. Не зря говорят: быть личностью – значит быть лично ответственным, ни на кого не перекладывать свои обязанности, не прятаться за чужую спину.

Группам раздаются карточки. Чтение из пункта «быть господином самому себе» из старого учебника Л.Н.Боголюбова, параграфа «Личность и моральная ответственность».

Приложение 4

Очень выразительно определял личность великий немецкий философ Иммунаил Кант (1724–1804): это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твёрдым принципам.

Обдумаем каждое слово в этом определении.

Способность быть господином самому себе. Что это значит? Наверное, подразумевается то, что мы называем «иметь характер». То, что это умение быть человеком независимым, самостоятельным, решительным, инициативным, т.е. как теперь говорят автономным. Автономность достигается в процессе воспитания и самовоспитания. Автономность требует, во-первых, хорошего знания своего дела, т.е. компетентности, во-вторых, умения управлять собой, своим поведением.

Прекрасные качества. Но И.Кант считал, что этого мало, чтобы быть личностью. Личность должна иметь твёрдые принципы, а к твёрдым принципам всегда относили моральные и гражданские качества человека – честность и порядочность, совесть и ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости. И.Кант доводит свою мысль до логического конца. Он полагал, что все эти прекрасные качества – способность быть господином самому себе, иметь твёрдые принципы – с неба, как говорится, не сваливаются. Они должны быть выработаны, сформированы, причём добровольно, т.е. свободно, при условии доброго желания самого человека. Иначе говоря, личностью себя каждый делает сам и сам за это отвечает. Другого пути стать личностью не существует.

Учитель подчёркивает близость позиций философа и современной науки. В науке обосновывается мысль о том, что личностью не рождаются, а становятся.

Рефлексия «Сегодня я понял…» Продолжите мысль.

Домашнее задание-размышление

– Как вы думаете, почему в названии темы стоит два знака «?» и «!»