Цели:
Коррекционно-образовательные:
Познакомить учащихся с новой для них частью речи- именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных.
Коррекционно-развивающие:
Развивать умения и навыки коллективной и индивидуальной работы, способствовать развитию и закреплению навыков самостоятельной работы, концентрировать внимание на материале урока через постановку проблемных вопросов.
Корреционно- воспитательные:
Воспитывать умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения, расширять кругозор.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: презентация “Имя числительное”, плакаты с пословицами и со стихотворением, плакат с планом изучения темы, карточки для домашней работы, цифры “5” и “4”.
- Организационный момент
- Введение в тему в сочетании со словарной работой.
- Давайте улыбнемся друг-другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи.
- Вам предстоит разгадать кроссворд из пяти слов, выделить главное слово, а это слово связано с темой нашего урока.
- Хотите найти?
-И так читаю задание, внимательно слушайте (презентация)
- Синоним к слову Родина (Отчизна)
- Группа людей, определяющие призовые места (жюри)
- Это слово обозначает основной род занятий, трудовой деятельности (профессия)
- Документ, который вы получите при окончании школы (свидетельство)
- Антоним к слову прокурор (адвокат)
- Запишите словарные слова в тетради.
- А теперь найдите слово, от которого произошло название новой для вас части речи.
- А вы, ребята, какие части речи знаете?
- Какую часть речи можно образовать от слова “число”?
- Назовите тему урока.
- Ребята, по какому плану мы работали при изучении частей речи.
- На какие вопросы нужно ответить?
- Сегодня мы с вами исследователи
План (на доске)
- Что такое имя числительное?
- Что обозначает эта часть речи?
- На каие вопросы отвечает имена числительные?
- Какие бывают числительные?
- На первый вопрос плана мы уже ответили, отвечаем на следующие вопросы.
- Работаем в группах у доски. Нужно поставить пропущенные числительные.
Задание для первой группы.
……………. раз примерь, …………….. раз отрежь.
…………. ум хорошо, а ………………. лучше.
Знать, как свои …………………. пальцев.
Идти на все ……………….. стороны.
Задание для второй группы.
…………………. день по всем неделькам.
Назовется понедельник.
Вторник – это день ………………….. .
Он стоит перед средой.
Серединочка среда-
…………………………. день она всегда.
А четверг - ………………………… день.
Шапку носит набекрень
…………………………. – пятница сестрица.
А суббота день ……………………………….. .
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний- воскресенье
Назначаем для веселья.
Работа с 1 группой.
- Объясните смысл пословиц.
- Найдите числительные в пословицах и прочитайте.
- На какой вопрос отвечают числительные? (сколько?)
- Что они обозначают? (количество)
Работа со 2 группой.
- Прочитайте числительные из стихотворения.
-На какой вопрос они отвечают? (который?, какой?)
- Что они обозначают? (порядок предметов при счете)
- Если вы были внимательны, то вы заметили, что мы параллельно ответили на 2 и 3 вопросы.
- Чтобы ответить на следующий вопрос нами будут управлять слова “количество” и “порядок”. Образуйте от этих существительных прилагательные (записывают в тетрадях).
III. Закрепление.
- Теперь мы ответили на все вопросы данного плана, раз мы с вами исследователи нам нужно вывести общее правило. Для этого надо будет снова обратить внимание на вопросы плана.
(Дети выводят правило).
- Правило, которое мы вывели является научным определением. А теперь откройте учебники и прочитайте правило на с.174.
- А теперь прочитайте предложения. Найдите имена числительные, поставьте вопросы. (слайд)
IV. Домашнее задание (На карточках) ПРИЛОЖЕНИЕ
Нужно выбрать понравившееся задание и выполнить в тетрадях.
V. Итог урока.
- Нужны ли вам числительные?
- Для чего мы их изучаем?
- Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными ребятами. Спасибо за работу.
VI. Рефлексия
- У каждого из вас на столе две цифры. Оцените себя, на каую отметку вы работали на уроке.
- Если вы поняли, ответили на все вопросы то “4”.
- Если вы поняли, то можете объяснить и другим то “5”.