Урок математики по теме "Квадрат суммы. Квадрат разности"

Разделы: Математика

Класс: 7


Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цели: 1) образовательные цели:

  • формирование знаний учащихся в нахождении квадрата суммы и разности;
  • формирование умений применять полученные формулы для нахождения квадрата суммы или разности;
  • умений применять эти формулы для упрощения вычислений.

2) развивающие цели:

  • развитие умений выявлять закономерность, обобщать;
  • развитие культуры устной речи.

3) воспитательные цели:

  • воспитание интереса к предмету, самостоятельности;
  • умение преодолевать трудности.

Оборудование: 1) интерактивная доска;

2) презентация по теме “Формулы сокращенного умножения”

Структура урока:

1. Организационный момент (2 мин.).

2. Подготовка к изучению нового материала (5 мин.).

3. Ознакомление с новым материалом (14 мин.).

4. Первичное осмысление и применение изученного (10 мин.).

5. Обучающая самостоятельная работа (10 мин.).

6. Постановка домашнего задания (2 мин.).

7. Подведение итогов урока (2 мин.).

Ход урока:

1. Организационный момент:

- Проверить подготовленность классного помещения и учащихся к уроку.

- Отметить, что мы продолжаем изучать способы разложения многочленов на множители.

2. Подготовка к изучению нового материала.

- Провести фронтальный опрос в ходе которого учащиеся называют все уже изученные способы разложения на множители.

- Внимание учащихся следует акцентировать на нахождении квадрата одночлена и удвоенного произведения одночленов.

Решение устных упражнений типа. (слайд 1)

1. Возведите в квадрат одночлены:

а) (2а)2; б) (-3у)2; в) (b)2; г) (-0,5х3)2

2. Найдите удвоенное произведение одночленов:

а) 5 и х; б) у и 2; в) 3а и b; г) 1 и 7с; д) 4х и 5у

3. Ознакомление с новым материалом.

- Что означает запись (а+b)2?

- Как умножить многочлен на многочлен?

(а+b)2 =(а+b)(а+b)=а2+аb+аb+b22+2аb+b2. (слайд 2)

(а+b)22+2аb+b2

- Прочитать эту формулу можно так: “Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения”.

- В учебнике эта формула и то как она читается находится на стр.153

а2 аb
аb b2

- Эту формулу можно получить, используя такую геометрическую фигуру, как квадрат со стороной (а+b). (слайд 3)

- Как найти площадь S квадрата?

(а+b)2      а2      b2

- Как найти площадь прямоугольника?

аb

- Из геометрии мы знаем, что если геометрическая фигура состоит из нескольких фигур, то её площадь равна сумме площадей этих фигур

(а+b)2= а2+2аb+b2.

- Выведем формулу квадрата разности.

- Что означает запись (а-b)2 ?

(а-b)2=(а-b)(а-b)=…

- Самостоятельно выполните умножение двучленов.

(а-b)22-2аb+b2

(а-b)22-2аb+b2

Итак (слайд 4)
- Прочитать эту формулу можно так: “Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения”.

- Эта формула и правило в учебнике на стр.154

- Эти формулы можно изобразить схематически:

(слайд 5)

Применение формул:

1. Представить квадрат двучлена в виде многочлена:

(2с-7)2=(2с)2-2•2с •7+72=4с2-28с+49

- Где тут первое число, второе число назвать их?

- Какой знак стоит в скобках? Какую из этих формул нужно применить?

2. Упрощение вычислений:

2012= (200+1)2= 2002+2•200•1+12= 40 000+400+1= 40 401

- Поэтому формулы (1) и (2) называют формулами сокращённого умножения.

4. Первичное осмысление и применение изученного.

Решение: №803 (а, б, д, ж); №810 (а, в, д)

Резерв: №811

- Запись делаем полностью, в последующем её можно сократить.

5. Обучающая самостоятельная работа со взаимопроверкой. (слайд 6)

В-1      В-2

1. Возведите в квадрат двучлен по формуле квадрата суммы или квадрата разности:

а) (у+4)2      а) (х-7)2

б) (8-b)2      б) (9+а)2

2. Вычислите используя формулы квадрат суммы или квадрат разности:

312      292

Дополнительное задание:

Возведите в квадрат двучлен: а) (5а+6b)2

б) (-3с-а)2

Ответы: (слайд 7)

В-1      В-2

1. а) у2+8у+16      1. а) х2-14х+49

б) 64-16b+b2      б) 81+18а+а2

2. 961      2. 841

Дополнительное задание: а) 25а2+60аb+36b2

б) 9с2+6ас+а2

- Поднимите руки те кто верно выполнил 1,2 задания?

- Дополнительное задание?

6. Постановка домашнего задания.

п.32(до стр.155), №803(в, г, е, з); №810(б, г, е) – обязательная часть

№813 – дополнительно

7. Подведение итогов урока.

Провести фронтальный опрос учащихся по вопросам:

- Какие две новые формулы мы сегодня изучили?

- Чему равен квадрат суммы? Прочитать запись.

- Чему равен квадрат разности? Прочитать запись.

- На следующем уроке мы изучим, как применяют эти формулы для разложения многочленов на множители.