Цели.
1. Сформировать представление о бытовом жанре в изобразительном искусстве.
2. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством русского художника П.А. Федотова.
2. Воспитывать чувства патриотизма, любовь к Родине и ее национальному искусству.
3. Развивать творческую активность и мышление, навыки публичных выступлений, исследовательские способности и развивать интерес к истории изобразительного искусства.
Оборудование:
- для учеников – литература для проведения поисковой работы;
- для учителя – диск-презентация “Павел Федотов” (автор и составитель Клац Н.А.), альбомы и книги с репродукциями картин Федотова, компьютер, экран, проектор, музыкальный центр.
Музыкальный ряд: диски с музыкой композиторов XIX века.
План урока.
1. Беседа о развитии бытового жанра в русском искусстве.
2. Компьютерная презентация о творчестве и художественном наследии Павла Федотова (выступления ребят с сообщениями).
3. Подведение итогов урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Учитель. На предыдущих уроках мы говорили о человеке, его труде, выполняли рисунки на темы: “Мы рисуем инструменты” и “Мы – мастера игрушки”. А как называется картина, на которой художник изображает быт людей? (Ответы ребят)
Сегодня мы познакомимся с историей развития бытового жанра в России, обратившись к творчеству известного русского художника Павла Андреевича Федотова.
Мы увидим удивительные картины, которые повествуют о повседневной жизни, нравах, занятиях обыкновенных людей. “Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Творчество П.А.Федотова – родоначальника жанровой живописи в России” - таковы основные вопросы нашего урока.
XIX век приближался к середине, когда в русском искусстве появился Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Именно он вывел бытовой жанр на новую дорогу. На его холстах сцены из привычного быта обрели особый смысл и значение, наполнились глубоким, сильным чувством (слайд 1).
Будничные занятия, занимательные происшествия, забавные или трогательные, которые обычно подмечала бытовая живопись, под кистью Федотова становились событиями в судьбах изображённых им людей. Смешное на его холстах оборачивалось безысходно печальным, трагическим. Дурное, злое после размышления вызывало жалость. Рядом с осуждением жили любовь и сочувствие. Нелепый быт, уродливые нравы соседствовали с удивительной красотой мира, которую художник зорко и любовно высматривал в самых простых предметах, окружавших его (слайд 2).
2. Учитель и творческие группы учащихся выступают с результатами поисковой работы, демонстрируя презентацию и репродукции картин, рассказывают о творчестве художника.
“Первая весть, которою я был встречен по приезде в Петербург осенью 1848 года, наполнила меня радостью. Имя Павла Андреевича гремело по городу… Я бросился в Академию и увидел в одной из боковых зал великие толпы народу… Все пространство от картин до двери было запружено любопытными…”, - так вспоминал один из друзей Федотова о выставке, на которой впервые демонстрировались работы живописца. Подобного стечения публики Академия художеств не помнила (слайд 3).
Путь художника в искусство необычен. Он не был “постоянным” учеником Академии художеств, не совершенствовался в числе ее лучших питомцев за границей. “Меня судьба, отец да мать назначили маршировать”, - писал о себе Федотов.
Он родился 22 июня 1815 года в Москве, в приходе Харитония в Огородниках, в большой и крайне небогатой семье отставного военного. У отца его был маленький деревянный домик. Дети, в том числе и Павлуша, росли без особенного надзора. Нравы улицы, где жили Федотовы, были самые патриархальные, какие еще долго существовали на окраинах Замоскворечья: все соседи жили одной семьей, и подрастающее поколение проводило целые дни летом на сеновалах, а зимой на дворе в салазках. Художник рассказывал впоследствии о том, что все изображенное на его картинах есть плод его юношеских наблюдений в Огородниках и все типы, занимающие его, есть продукт чисто московский (слайд 4).
В одиннадцать лет Павлуша был отдан в Московский кадетский корпус. Способности у мальчика были блестящие, память была необычайная, и начальство могло быть смущено только тем обстоятельством, что на полях учебных тетрадей Федотова находилась целая коллекция портретов учителей и надзирателей, да еще вдобавок в карикатурном виде. Мальчик охотнее всего занимался математикой и химией и в 1833 году при выпуске первым в гвардию был отмечен в рисовании и черчении ситуационных планов ленивым (слайд 5).
В 1834 году молодой офицер прибыл к месту службы – в лейб-гвардии Финляндский полк, в Петербург. Отныне с этим городом переплелась вся его дальнейшая жизнь. Полковые казармы располагались поблизости от Академии художеств, и Федотов, восхищавший товарищей метким рисунком, стал посещать вечерние рисовальные классы (слайд 6).
Человек разностороннего дарования, он в свободное время пел, играл на гитаре и флейте, писал стихи и прозу, ставил домашние спектакли и рисовал. Его карандаш и кисть откликались на будничные события полковой жизни, фиксировали лица друзей (слайд 7).
Акварели Федотова привлекли внимание начальства. Его талант был замечен Николаем I, предложившим Федотову уйти в отставку и посвятить себя батальной живописи. Но на Федотове лежала забота о родителях и сестрах, поэтому он не сразу решился оставить обеспеченную военную карьеру ради желанного, но непредсказуемого поприща художника (слайд 8).
В полку говорили об офицере, подающем надежды стать художником, одним из тех, кто запечатлевал бы парады, маневры и сцены сражений. Но Федотова интересовало другое – бытовая сторона армейских будней, в которых раскрываются повседневные отношения людей. Он стал всерьез задумываться о таком бытовом жанре. В начале 1844 года он все же решился выйти в отставку. Ему шел 29 год, у него штабс-капитанский чин и десятилетний стаж гвардейской службы. Ему была назначена пенсия в 28 рублей 60 копеек в месяц. Он на эту пенсию не имел права: она ему была назначена только по особенной милости государя Николая Павловича (слайд 9).
Федотов переехал на Васильевский остров, нанял небольшую комнатку от хозяйки и поступил в Академию. С раннего утра он засаживался за свои эскизы и этюды, кутаясь от холода в тулупчик, надетый поверх халата, и только в жарко натопленных классах Академии отогревался от домашней работы. “До нас доходили слухи, - вспоминал один из его друзей, - что он работает утром, вечером и ночью, при лампах или при солнечном свете, в Академии или дома, работает так, что даже смотреть страшно, не давая себе ни снисхождения, ни пощады, ни отдыха”. В Москве Федотовым жилось плохо: оттуда приставали с присылкою денег. Художник решил уделять семье часть своей пенсии и питаться обедом за 15 копеек, разделяя скудную трапезу со своим денщиком Коршуновым, добродушнейшим типом искренно и беззаветно преданного своему офицеру солдата (слайд 10).
На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. Он верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник.
“Думая сделаться баталистом, начал изучать коня со скелета, но страсть к нравственно-критическим сценам из обыкновенной жизни… на свободе развилась вполне”, - скажет потом мастер о начале своего художественного пути. Нравственно-критические сцены из обыкновенной жизни? Но ни сама обыкновенная жизнь, ни тем более критические сцены из нее не были до сих пор предметом живописи. В то время в центре внимания художников был мир легендарных героев и облагороженной натуры. Федотов вместо батальных сцен начинает писать необычные произведения – он обращается к ситуациям современной жизни, которые отразили пороки и недостатки современного общества (слайд 11).
Он пишет серию рисунков нравственно-критического содержания, к которым часто сочиняет собственные иронично-язвительные подписи, больше похожие на афоризмы или поговорки: “Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант”, “Первое утро обманутого молодого”, “Бедной девушке краса, смертная коса”, “Магазин” и другие. В этих сценах множество подробностей, множество действующих лиц, персонажи словно продолжают жить своей жизнью, не замечая, как воля художника заставила мгновение остановиться (слайд 12).
Вот, например, эскиз “Следствие кончины Фидельки” 1844 года. Одна из барских собачек околела, и ее хозяйка занемогла. В комнате толпятся домочадцы и прислуга, собрались врачи, два бедных художника торопятся увековечить память о Фидельке, немного заработать себе на жизнь. Художник, которого Федотов нарисовал похожим на себя, пишет последний портрет Фидельки. Этот рисунок, как многие работы Федотова, одновременно смешной и грустный. И самое грустное - помещённый на первом плане художник. Искусство вынуждено служить тем, кто платит (слайд 13).
Другой эскиз – “Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант” - того же года. Больной живописец пишет вывеску для продуктовой лавки. Его семья отчаялась выбраться из нужды. Ненужные теперь рамы для картин отправляются в печку. Но дворник вынул из нее вьюшки, чтобы угодить хозяину дома и выжить бедняков холодом из квартиры. И снова несчастный художник - это сам Федотов. В этих композициях, исполненных серией, Федотов обобщает наблюдения, приходя к выводу, что окружающая жизнь устроена ненормально и несправедливо. Смерть барской собачки – драма, приводящая в действие множество людей, а безысходное положение бедняков – обычное явление, ни у кого не вызывающее сочувствия (слайд 14).
Отставной штабс-капитан придавал своим произведениям критическую направленность. Он приобщался к идеям революционных демократов 40-х годов: Белинского, Герцена, петрашевцев. Петрашевцы оказались ему особенно близки, их кружок посещало немало любителей искусства. Не случайно в деле распространения социалистических идей одно из первых мест отводилось ими изобразительному искусству. Начинающий живописец упорно овладевал техникой масляной живописи и писал портреты друзей, однополчан и родственников. В небольших холстах чувствуется рука внимательного художника, с душевной теплотой относящегося к своим моделям (слайд 15).
Малоформатные, так называемые “кабинетные” портреты, камерные по интонации и камерные по назначению. Такого рода портреты вскоре, в 1850–1860-е годы, будут заменены фотографиями. Найденные в тридцатые годы тип и стиль портрета Федотов сохранит и в зрелые годы творчества. Военные в его изображении лишены обычного для той поры романтического ореола героической личности. Офицеры, его товарищи по полку предстают перед зрителем буднично, без всякой позы, они скромны и интеллигентны (слайд 16).
В 1846 году он написал картину “Свежий кавалер” или “Утро чиновника, получившего первый крест”, обозначившую начало критического реализма в русской живописи. Сам автор пояснял сюжет произведения так: “Утро после пирования по случаю получения ордена. Новый кавалер не вытерпел, нацепил на халат свою обнову и горделиво напоминает свою значительность кухарке. Но она насмешливо показывает ему единственные, но и то стоптанные и продырявленные сапоги, которые она несла чистить. На полу объедки и остатки вчерашнего пира” (слайд 17).
Герой картины самодовольный и ограниченный чиновник, стремящийся сделать карьеру. Художник не просто высмеивает его. Он пытается через изображение бытовой среды показать, что сделало человека таким, каким он предстал перед зрителем. Валяющийся на полу роман реакционного писателя и журналиста Ф.Булгарина, имя которого в ту эпоху стало почти нарицательным, довершает его характеристику (слайд 18).
Позиция Федотова во многом созвучна взглядам М.Петрашевского: “Источник всего худого не следует искать в природе человеческой, но в самом устройстве житейских отношений”. Произведение идет в разрез с традициями русской живописи предшествующей поры. Художник с иронией уподобляет “кавалера” мифологическому герою: у чиновника величавая поза, босые ноги, напоминающий античную тогу халат. Эта тонкая пародия на привычный академический тип картины. Самодурство, нелепая хлестаковщина – чего здесь больше: фарса или трагедии? У Федотова они всегда рядом (слайд 19).
Антиномия “быть и казаться”, так же как и в “Свежем кавалере”, - пружина сюжета картины “Завтрак аристократа” или “Не в пору гость” (слайд 20).
Художник иронизирует над противоречием между аристократическими претензиями героя, изяществом обстановки (корзина для бумаг в виде античной вазы, реклама устриц на стуле, хорошая мебель, породистый снежно-белый пудель) и реальной нищетой: кусок грубого черного хлеба стыдливо прикрыт книгой при неожиданном появлении гостя (слайд 21).
Федотов утверждал право живописца выбирать самые обыденные сюжеты. Самой популярной картиной стала работа “Сватовство майора” 1848 года (слайд 22).
Ее сюжет повествует о людях, движимых расчетом и корыстью. Появившаяся в дверях сваха уведомляет о приезде жениха. Купец не скрывает радости по поводу возможного родства с дворянином – это не только польстило бы ему, но и обеспечило бы значительные привилегии в общественном положении (слайд 23).
Майор же с нетерпением предвкушает богатое приданное, которое поправит его денежные дела. К приезду жениха невеста оделась на дворянский манер. Но жест матери, ухватившей ее за платье, обнаруживает всю незатейливую простоту купеческих нравов. Брак по расчету, типичный для России того времени, впервые получил отражение в живописи. Здесь снова читается излюбленная мысль петрашевцев, естественные человеческие побуждения искажаются в современном обществе царящей в нем властью денег (слайд 24).
Однако Федотов-критик не теснит Федотова-художника. Полотно свободно от утрированной жестикуляции героев, излишней подробности и подчеркнутой назидательности. Перед нами живая, убедительная сцена. Точно найденные психологические характеристики, умело построенная композиция, добротная живопись не только помогают раскрыть содержание произведения, но доставляет зрителю высокое эстетическое наслаждение. Мир разнообразен и прекрасен, утверждает Федотов своим полотном, лишь система общественного устройства дурна. Наверное, поэтому художник относится к своим персонажам с мягким юмором, он им сочувствует, его насмешка не издевается, его ирония – без зла (слайд 25).
Показ картины на выставке сопровождался чтением сатирических стихов автора. Затрагивая тему брака по расчету, Федотов написал целую поэму. Брюллову кто-то сказал, что Федотов пишет стихи. Карл Павлович рассердился: “Как он смеет писать пером, когда должен писать кистью, и нужно ли столь даровитому живописцу быть автором плохих стишков?!”. Федотов попросил у Карла Павловича прочитать недавно написанную поэму – предисловие к картине “Сватовство майора”. Слушал Брюллов внимательно, а потом сказал: “Я думал, что хуже. У вас есть талант. Такие стихи писать не грешно…” (слайд 26).
Герой поэмы Федотова, армейский офицер, беден, и ему “подсунуть нечем”, чтобы получить “местечко с соком”. Поэтому он решает выйти в отставку и выгодно жениться на дочери богатого купца, желающего породниться с “благородным сословием”. Неудачник майор, все товарищи которого “полковники давно”, с бесстыдной деловитостью рассуждает о преимуществах штатской службы:
В штатском важны чин и званье,
Но важней законов званье (слайд 27).
После нескольких лет упорного труда он представил на суд публики три картины – “Свежий кавалер”, “Разборчивая невеста” и “Сватовство майора”, выставив их на академической выставке 1848 года. Был шумный успех. Федотовские картины окружала “толпа любопытных, происходили толкотня и давка, стоял гул от разговоров…”. Федотов приходил на выставку в стареньком мундире без эполет. Он приближался к огромной толпе, стоявшей у его картины, неловко пытался пробраться ближе, просил: “Господа, пропустите автора...” (слайд 28).
Толпа почтительно расступалась. Он подходил к картине и начинал читать стихи собственного сочинения. Его стихи были похожи на те, что читали на ярмарках шуты-скоморохи:
Честные господа, сюда, сюда!
Милости просим, денег не просим:
Даром смотри… (слайды 29 - 34).
Вещи у Федотова – действующие лица, почти равноправные с человеком. Он обладал гениальной наблюдательностью. Критик А.В.Дружинин в воспоминаниях о Федотове напишет: “…наш живописец видел целые потоки наслаждений в одной своей наблюдательной способности. Вид снеговой поляны перед окнами, розовые сумерки вечера делали его счастливым на весь день… Рассказы этого человека, видевшего на своем веку только Петербург и Москву, были живее, интереснее, неистощимее, чем рассказы многих людей, объехавших полсвета” (слайд 35).
Нравам современного общества были посвящены некоторые рисунки мастера, рассчитанные на широкое распространение. Он предлагал издавать их в специальном журнале, задуманном вместе с другом, гравером Е. Вернадским. Взятничество, семейные отношения, построенные на расчете, положение художников и другие темы давали пищу его сюжетам. Но издательским планам Федотова не суждено было сбыться: близкий к петрашевцам Вернадский был арестован, а позже отдан под надзор полиции. В России наступило время, которое Герцен назвал “мрачным семилетием”. Мечта Федотова о просветительстве потерпела крах (слайд 36).
Художник еще имел успех у публики, но его положение стало меняться к худшему. “Он посвятил себя такому роду живописи, который труден и опасен”, - писал его современник. Другие справедливо полагали, что работы Федотова “могут дать повод к таким соображениям моральным и политическим, что можно допечь и самого живописца”. А тут еще властям стала известна крамольная поэма, относительно которой пришлось давать пояснения. Официальный Петербург отвернулся от художника, картины не покупались, издание даже безобидных рисунков встретило противодействие. Между тем в Москве ждали помощи старик-отец и сестры (слайд 37).
Картина “Сватовство майора” принесла художнику не только успех, но и материальное благосостояние, но, к сожалению, судьба слишком поздно пришла на помощь художнику. Он мечтал поехать в Лондон и учиться у тамошних жанристов, но недуг уже гнездился в нем и подтачивал его жизнь. Напряженная нервная жизнь и несчастная влюбленность содействовали развитию в нем тяжкой психической болезни (слайд 38).
В творчестве Федотова появляются трагические ноты. Настроением печали и одиночества проникнута картина “Вдовушка”, созданная в 1851–1852 гг. Его героиня – нежное, изящное существо, оставшееся после смерти мужа-офицера одинокой и бесприютной (слайд 39).
Имущество вдовы описано за долги. Дверь в соседнюю комнату опечатана за долги полицией. Неподвижно стоящая женщина погружена в безотрадные думы. Изображение вечерних сумерек и свечи рождают чувство одиночества. Страдание идеального в реальном – вот что такое “Вдовушка”. Известно, что, работая над картиной, Федотов написал образ Мадонны, чтобы, по словам самого художника, “добыть себе мягкости, грации, неземной красоты в лицах” (слайд 40).
С этой работы усиливается автобиографичность творчества Федотова. На комоде стоит портрет умершего мужа, которому художник придал автопортретные черты. Он будто сам себя хоронит. Краткий миг счастья, человеческого торжества миновал, переменчивая судьба посмеялась над надеждами и планами человека (слайд 41).
Этот мотив не раз встречался в поздних работах Федотова. Его кисть отображает мир более обобщенно, чем прежде. Такова картина “Анкор, еще анкор!” (1851–1852 гг.). В низкой светелке деревенской избы офицер коротает долгий зимний вечер. Он заставляет собачку снова и снова прыгать через палку, смешивая русские и французские слова: “Же! Анкор!”. Однообразие повторяющихся движений, давящая теснота пространства, тревожные багровые отсветы от пламени свечи. Сцена вызывает ощущение духовного оцепенения, тоски (слайд 42).
К числу поздних работ принадлежит картина “Игроки” и подготовительные рисунки к ней, исполненные на синей бумаге. Карточная игра становится символом пустой траты времени, а обычный проигрыш начинает казаться жизненным крахом. В картине звучат ноты безысходности (слайд 43).
Сидящий в центре игрок еще надеется поправить свое положение. Но его партнеры в позах донельзя усталых людей застыли вокруг стола. Направленный в их сторону просительный жест проигравшего не встречает ответа. Полотно осталось незаконченным, и вряд ли случайно за спиной главного героя изображены пустые, без холстов рамы. Чувства самого живописца угадываются на искаженном болью и недоуменном лице персонажа (слайд 44).
Весной 1852 года им была задумана новая картина “Возвращение институтки в родительский дом”. Сюжет должен был быть развит в том направлении, что институт, где была барышня много лет, принадлежал к числу аристократических; она мечтала все время о возвращении домой, рисуя в грезах домашний очаг земным раем, и теперь, на пороге родительского дома, остановилась, пораженная беднотой встретившей ее обстановки (слайд 45).
Но в этом же году у Федотова обнаружились признаки душевного расстройства. Он был помещен в больницу для душевнобольных. И вскоре создает едва ли не последний рисунок: на листе среди набросков и надписей выделяются два лица – Николай I и Федотов. Император смотрит на растерянное лицо художника сверху вниз через увеличительное стекло… (слайд 46).
В том же году П.А.Федотов скончался. Хоронили его 18 ноября 1852 года, и большая толпа почитателей шла за его гробом. Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов…
“Бог взамен великих сумм дал мне благо чистых дум, мытых в горьких слезах”, - сказал о себе однажды мастер. “Благо чистых дум” сделало творчество Федотова одним из самых волнующих в истории русского искусства (слайд 47).
Его открывают для себя все новые и новые поколения любителей живописи. Прожив короткую жизнь, занимаясь искусством профессионально не более десяти лет, Федотов смог стать поворотной фигурой на пути эволюции русского искусства от романтизма к реализму. С подражания Федотову начал Перов, от “Сватовства майора” тянутся нити к “Не ждали” Репина, а от “Вдовушки” - к “Неутешному горю” Крамского (слайды 48 – 51).
Каждый день, прожитый человеком, оставляет в его душе свет. Из обычных дней складывается жизненный опыт людей, поэтому даже незаметные будни представляют для каждого человека ценность. В чем же красота этой жизни? Картина – взгляд художника на мир, она отражает связь человека с миром, отношение автора к действительности. Еще раз посмотрите на картины Павла Федотова. Все они о жизни, об обыкновенных людях и все они хотят нам с вами о чем-то рассказать, и мы понимаем их, потому что эти картины и о нас (слайд 52).
III. Заключительное слово учителя.
Наследие Федотова невелико по объему. Столь малое, на первый взгляд, количество живописных работ, исполненных тоже весьма за короткий период не дало бы, пожалуй, возможности у другого мастера обнаружить серьезную эволюцию, как у этого великого художника. Однако федотовские произведения являются не просто невероятным успехом, а неожиданным творческим шагом в будущее русского изобразительного искусства. Федотов – первооткрыватель бытового жанра в нашем искусстве, ввел в русскую живопись жизнь людей среднего класса, мелкого чиновничества, обедневшего дворянства, поднимающегося купечества, офицеров провинциальных гарнизонов
На следующем уроке мы продолжим знакомство с другими русскими художниками, писавшими в этом же жанре.
Домашнее задание: познакомиться с творчеством художников – “передвижников”.
Желающие ребята получают индивидуальные задания к уроку.
- Урок окончен. Всем спасибо!
Литература:
- 50 великих русских художников. / Москва, 2008.
- 100 шедевров живописи. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.
- Ермильченко Н. В. Энциклопедия живописи для детей: Знаменитые полотна русских живописцев. – М.: ООО “Белый город”, 2009.
- Журнал “Современный урок”, № 19-20/2007. Журавлева Е.А., “Павел Андреевич Федотов”.
- Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского. – 2-е изд., стереотип. /авт.-сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Карпова Татьяна, “Павел Федотов: сцены из обыкновенной жизни”. Журнал “Крестьянка”, №5/1993.
- Порудоминский В. И. Моя первая Третьяковка: Рассказы о русских художниках. – М.: ЗАО “ОЛМА Медиа Групп”; Русское энциклопедическое товарищество, 2009.
- Шедевры русской живописи. / Белый город, 2006.