Класс | 5 г |
Технологии | Личностно-ориентированного образования, игровые, работа в группах, компьютерные (новые информационные) технологии обучения, здоровье сберегающие технологии, технология уровневой дифференциации обучения, технология развивающего обучения |
Методическая информация | |
Тип урока | Урок- экскурсия по Родному краю. Интегрированный урок. Математика + Духовное краеведение Подмосковья. |
Цели урока | Проверить навыки учащихся по умению применять свойства сложения, решать уравнения, задачи, находить площади геометрических фигур. Проверить вычислительные навыки. Развивать внимание, память |
Задачи урока | Обучающие: продолжить
формирование общеучебных умений и навыков;
рассмотреть задачи по практическому применению
полученных знаний. Развивающие: формировать культуру участия в группе и игре; умения чётко и быстро действовать в условиях интеллектуального соревнования; лаконично формулировать и оформлять свои решения; способствовать развитию нестандартных приёмов мышления, жизненной смекалки. Воспитательные: способствовать воспитанию коллективизма, ответственности, уважительного отношения к одноклассникам |
Методы | Частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный. |
Знания, умения, навыки и
качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/др. ученики в ходе урока |
В ходе урока учащиеся закрепят и
актуализируют знания, умения и навыки решения
основных типов задач по теме; - умение планировать свою деятельность при решении задач; - умение контролировать свою деятельность при решении задач; - умение рассуждать, обобщать, делать выводы; - умение выполнять задания вычислительного и аналитического характера на всех этапах урока; - умение проводить решения, пользуясь теоретическими сведениями |
Необходимое оборудование и материалы | Компьютер, мультимедийный
экран, или интерактивная доска. Дидактические материалы: презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями для команд-участников – для самостоятельной и коллективной работы); |
Ход и содержание урока
Мотивация учащихся. 1 мин.
Урок наш сегодня необычный. На этом уроке мы с вами отправимся на необычную, экскурсию по святым местам нашей малой Родины. Отправляемся в путь! Экскурсия наша познавательная, вы не только узнаете много интересного, а при помощи математических знаний, откроете для себя много нового и увлекательного. (Cлайд 1)
Девиз нашего урока-путешествия:
Торопись, ведь дни проходят,
Ты у времени в гостях.
Не рассчитывай на помощь,
Помни – все в твоих руках.
Итак, наше путешествие начинается!
(Cлайд 2)
Край Шатурский – частица России,
В ожерельях озер синих-синих,
В сарафане лесов,
В серебре ручейков,
В дымных шлейфах рыбачьих костров.
Шатура – город молодой,
С своей особенной судьбой,
И пусть ему немного лет,
Он дарит нам тепло и свет,
Он небольшой, он небольшой,
Зато с горящею душой,
Мой милый городок – Шатура.
Наша первая остановка. (Cлайд 3)
Храм Новомучеников и исповедников Шатурских.
Храм в г. Шатуре для нас самый близкий и самый “молодой”.
В каком году было решено построить этот храм? Ответ на этот вопрос вы найдете, если выполните следующее задание.
Задание № 1. (Cлайд 4). 3 мин.
1. Найдите значение выражения, применив свойства сложения. 20 x 87 + 13 x 20.
2. Найдите значение выражения: 23 x 57 – 57 x 23.
3. Упростите выражение и найдите его значение: 3а +2013 а, при а = 0.
4. Упростите выражение и найдите его значение, при а = 4. 3а + 7а – 39.
Найдите сумму получившихся ответов.
Итак, в 2001 году был построен Шатурский храм, который находится на проспекте Маршала Борзова.
Проверяем ответы. (Cлайд 5).
Продолжаем наше путешествие и следующая остановка - село Дмитровский погост. (Cлайды 6, 7)
Храм Великомученика Димитрия Солунского.
В середине 19 века, прихожане церквей Дмитровского Погоста собирают средства и в1853 году в селе Дмитровский Погост начинают строить каменный храм, на месте прежнего деревянного, в честь святого воина Димитрия Солунского.
В конце 1873 г. прихожанин храма, крестьянин деревни Серовской Филипп Городков, пожертвовал на покупку серебряного вызолоченного потира с принадлежностями к нему 250 рублей. В том же году купцы Степан и Димитрий Юкины пожертвовали 1250 рублей на серебряные ризы для икон Спасителя и Богородицы.
.Задание № 2. На развитие внимания. 3 мин.
Учащиеся работают парами, взаимоконтроль, кто за 1 минуту больше сосчитает от 2 до 50. На парте у каждого лежат карточки:
1-й вариант
9 45 14 25 34 3 31
20 43 30 7 18 40 12
37 24 2 47 10 27 39
6 41 33 15 49 22 8
29 21 48 36 17 13 44
16 50 11 26 4 38 28
35 32 46 19 42 23 5
2-й вариант
13 43 30 5 41 24 9
38 21 49 19 16 35 47
7 33 27 11 44 3 32
25 17 46 6 20 37 14
34 4 23 12 50 29 42
15 48 36 40 26 8 39
28 10 22 45 2 31 18
(На столах лежат листочки “Веселый счет”. Нужно написать свои фамилии и число, до которого досчитали.)
а) 1 -й вариант считает, 2-й вариант проверяет.
б) 2-й вариант считает, 1-й вариант проверяет. (Листочки с результатами отдают учителю)
Следующая остановка – Покровский храм в селе Власово. (Cлайд 8)
В 1866 году на средства братьев Ивана и Никифора Костылёвых построен красивый каменный храм с колокольней и тремя пределами. “Иконы в храме новейшего греческого письма. Писаные одним из московских художников. Иконостас - белый, вызолоченный, весьма мелкой резьбы. Евангелие, кресты, церковная утварь были изготовлены в большом количестве большей частью из золота и серебра; тонкой изящной работы”.
В … г. храм был окончательно отстроен.
Для того, чтобы узнать в каком году храм был окончательно отстроен, выполните задание № 3. (Cлайды 9,10). 7-10 мин.
Уровень “3”
а) у - 27 = 45
б) 3х + 8х = 11
в) 6090 : х = 30
Найдите сумму корней уравнений и к полученному результату прибавьте 1598
Уровень “4”
а) 2у-15 = 23
б) (63-z) + 25 = 26
в) 60:(х + 59) = 1
Найдите сумму корней уравнений и к полученному результату прибавьте 1792.
Уровень “5”
а) 3х + 5х + 96 = 1568
б) 6879 + р : 121 =7000
в) (х + 59) : 42 = 86
Найдите сумму корней уравнений и из полученной суммы отнимите 16504
Решение.
“3” | “4” | “5” |
а) у – 27 = 45, у = 45 + 27, у = 72. |
а) 2у – 15 = 23, 2у = 38, у = 19. |
а) 3х +5х + 96=1568, 8х = 1568 – 96, 8х = 1472, х = 184. |
б) 3х + 8х = 11, 11х = 11, х = 1. |
б) (63 – z) + 25 = 26, 63 – z = 1, z = 62. |
б) 6879+р:121=7000, р : 121= 7000 – 6879, р : 121 = 121, р = 14641. |
в) 6090 : х = 30, х = 203. | в) 60 : (х + 59) = 1, х + 59 = 60, х = 1. | в) (х + 59) : 42 = 86, х + 59 = 42 *86, х + 59 = 3612, х = 3612 – 59, х = 3553. |
203 + 73 + 1598 = 1874. | 19 + 62 + 1 + 1792 = 1874. | (184 + 14641 + 3553) – 16504 = 1874. |
Проверяем ответ. (Cлайд 10).
Ответ: 1874 году.
Продолжаем наш маршрут. (Cлайд 11, 12). 1 мин.
Родник Преподобного Серафима Саровского в селе Власово.
Есть все основания полагать, что батюшка Серафим был в наших краях, потому что о Власовском роднике, как святом источнике, знают не только московские монахини, но и православная братия Сергиева Посада.
Вот здесь у родника мы и отдохнем.
Физкультминутка. Упражнения для осанки. Сели прямо, руки за спинкой стула замкнули в замочек, расправили плечики и потянулись, и так 5 раз. Упражнение для зрения. “Рисуем” глазками треугольник, сначала вершиной вниз (3 раза), затем вершиной вверх (3 раза).
И дальше, в путь! Троицкий храм в селе Шарапово. 2-3 мин
(Cлайд 13)
В 1882 году в селе Шарапово стали строить на средства местных жителей каменный храм “Храм из красного кирпича в неорусском стиле. Был освящён в 1883 г. Через 9 лет была построена каменная трёхъярусная колокольня. В 1973 г. церковь закрыли, храм разорён. В 2002 г.начинается возрождение храма. В 2003 г. на колокольню подняты ? колоколов, общим весом ? пудов. Главный колокол храма весит более ? пудов.
Для того чтобы ответить на эти вопросы, выполним следующее задание № 4. (Cлайд 14).
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
? колоколов | Общим весом ? | Главный колокол храма весит более ? пудов |
Мотоциклист движется со скоростью 24 км / ч. За какое время он пройдет путь 288 км? | Автомобиль движется со скоростью 82 км в час. Какой путь он пройдет за 10 часов? | С какой скоростью скорый поезд Москва – Санкт-Петербург расстояние 1060 км пройдет за 5 часов? |
На каждый поставленный вопрос отвечают дети по рядам, остальные проверяют, комментируют. Затем проверяем все вместе.
Проверяем ответы. (Cлайд 15)
На колокольню подняты 12 колоколов, общим весом 820 пудов.
Главный колокол храма весит более 212 пудов.
На нашем пути д. Лузгарино. Пятницкий храм в селе Туголес. (Cлайд 16)
В 1897 г. Выложен фундамент и начата постройка стен храма в селе Туголес. Храм большой, с пятью куполами, украшенный лепниной. Большое участие в организации строительства и сборе средств приняли зажиточный крестьянин д. Лузгарино И.Д.Ратников и мещанин П.К. Баранов. Строительство завершилось в 1920 г. Затем были гонения, и церковь закрыли. С 1960 г в храме, по ходатайству священника Михаила Серчина, хранилась древняя святыня из закрытого Николо-Радовицкого монастыря – резной образ святителя Николая Чудотворца”. Этот чудотворный образ был явлен в начале 16 века монаху – отшельнику Ионе, жившему на острове Радовицкого озера в Акакиевой пустыне, положившей начало Николо-Радовицкому монастырю.
Воссоздание чудотворного образа святителя Николая Радовицкого в Пятницком храме с.Туголес. (Cлайд 17).
Найдите, в каком веке чудотворный образ был явлен монаху Ионе.
Задание № 5. (Cлайд 18). 3-5 мин.
Найдите площадь участка, полученный результат запишите его в арах.
Проверка и оценивание ЗУНКов.
Групповая работа. Класс разбивается на группы по 4 учащихся. Для каждой группы приготовлены геометрические фигуры (квадрат, прямоугольники, треугольники. Приложение 1). Из данных фигур необходимо сложить квадрат, измерить сторону и найти периметр и площадь квадрата. Ответ выразить в см2.
“Юный строитель”. 5 мин.
Самостоятельная работа. 10 мин.
Вариант 1. | Вариант 2. |
Во сколько раз увеличится площадь квадрата, если его сторону увеличить в 3 раза? | Во сколько раз уменьшится площадь квадрата, если его сторону уменьшить в 2 раза? |
Периметр прямоугольного поля
равен 2600 м, а длина - 900 м. а) Найдите площадь поля. б) Найдите периметр квадратного поля с такой же площадью. в) Выразите эту площадь в гектарах |
Периметр прямоугольного поля
равен 2000 м, а ширина - 200 м. а) Найдите площадь поля. б) Найдите периметр квадратного поля с такой же площадью. в) Выразите эту площадь в гектарах |
Прямоугольный садовый участок, площадь которого равна 6 соток, огорожен забором. Длина участка 15 м. Какова длина забора? | Прямоугольный загон для скота, площадь которого равна 8 соток, обнесен изгородью. Ширина загона 50 м. Какова длина изгороди? |
Рефлексия деятельности на уроке. 3 мин.
Итог урока. (Слайд 19, 20)
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Домашнее задание. 2 мин.
(Слайд 21). Творческое задание: придумать узор из прямоугольников, квадратов и треугольников. Составить и решить задачу по образцу “Юный строитель”.
Дополнительное задание на дом. (Слайд 22)
Используя свойства сложения и умножения, решите:
(1 + 2 + 3 + ... + 98 + 99 + 100) - 3049
Решение: 1 + 2 + 3 + ... + 98 + 99 + 100 = (1 + 100) x 50 = 50 + 5000 = 5050.
5050 – 3049 = 2001.
Ответ: 2001 (в 2001 году был построен Шатурский храм).
Эмоциональная разрядка.
(Слайд 23). Урок окончен! Спасибо за урок!
Литература.
1. В.М. Казаков. “Дозорная книга” I. Москва 1995 г. Издательство журнала Москва.
2. В.М. Казаков. “Дозорная книга” III,IV. Издательство РИО. 2001 г.
3. Галина Крамич. “История и тайны земли Шатурской”, г. Шатура, 2007 г.
4. С.С. Михайлов. “Храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского в селе Дмитровский Погост”, г. Владимир. 2007 г.
5. Инокиня Сергия. “Святой исповедник. Святой праведный пресвитер Пётр Чельцов”. Село Великодворье. 2010 г.
6. Сборник “Святое место. Покровского храма села Власово”. Морозов В.С., Санакина Н.Н., Бузин Г.В.
7. “Храм Троицы Живоначальной в селе Шарапово”. Москва. 2009 г. Даниловский благовестник.
8. Жизнь не уходит в никуда. Лариса Бушкина. Избранное. г. Шатура, 2012 г.
9. Интернет. http://www.shaturyane.ru